ЖИЗНЬ

В преддверии перемен: как строили Новый мост 50 лет назад

Сегодня, 4 марта, Новый мост перекроют на сутки полностью. Все из-за предстоящего ремонта моста.

Информатор решил напомнить, как в 60-х годах 20 века строили этот мост.

Новый мост строился на месте деревянного, который сгорел

В 1944 году Амурский мост, который построили еще в конце 19 века, был в руинах, потому с Левого на Правый берег построили деревянный мост. Правда, через несколько лет мост пришел в негодность, и его закрыли. А в 1961 году мост сгорел. Именно на его месте и решено было построить новый мост.

Как и кто разрабатывал проект Нового моста

Автором проекта моста был инженер Евгений Тетерук. Этот новый, стационарный мост сооружали два года, начиная со второй половины 1964 года.

Мост строился мостостроителями отряда № 12, которым руководил Леонид Тесленко, а также субподрядными организациями, в первую очередь – Днепропетровским заводом металлургического оборудования (ДЗМУ) и заводом имени Бабушкина. Главным инженером строительства был Игорь Скачков.

Сначала на берегу были смонтированы копры. Впоследствии на воде «выросли» плавучие краны, а также появились специальные краны для строительства железобетонных пролетных строений. В целом грузоподъемность всех механизмов, участвующих в строительстве моста, превысила 800 тонн.

В связи с тем, что дно реки покрыто валунным слоем толщиной до 5 метров, мосты в районе Днепра сооружались на кессонных, дорогостоящих и очень трудоемких основах. Подробно изучив валунную зону, «мостостроители вместе с коллективом института «Днепрогипротранса» разработали несколько типов наконечников свай, которые в сочетании с мощными копровыми молотами и одновременным подмывом позволили впервые на Днепре пробиться сквозь валунные зоны.

Железобетонные блоки для судоходных опор и рамно-консольных пролетных строений с подвесными пролетами, весом до 50 тонн, подвозились плавсредствами. Многотонные блоки монтировались средством «уравновешенного монтажа», а стыки скреплялись эпоксидным клеем.

В сентябре 1966 года была, наконец, построена тяговая подстанция, а скульпторы и металлурги бешеными темпами взялись за художественное оформление; поставщики взяли обязательство обеспечить строительство всем необходимым, в том числе битумом, которого катастрофически не хватало.

Открытие моста

26 августа 1966 года, наконец, была уложена первая железобетонная балка, соединившая оба берега. Конструкция моста, наконец, получила целостный завершенный облик. А 14 октября 1966 года начались предварительные испытания моста. 9 нагруженных доверху «Татр» въехали на мост, медленно передвигаясь и создавая нужную нагрузку в пролетах. А уже 3 ноября 1966 года мост приняла в эксплуатацию государственная комиссия.

Торжественное открытие моста состоялось 5 ноября 1966 года в 15:00. Тысячи днепропетровцев с транспарантами и флагами собрались на митинг на правом берегу.

Характеристики моста и интересный факт

Надводная длина Нового моста – 1478 метров, с учетом подъездных путей и двух путепроводов – примерно 2,5 километра; ширина – 21 метр. Открытие моста значительно сократило путь между двумя районами Днепра. Мост рассчитан на движение транспорта в шесть рядов.

Только 5 ноября 1982 года, когда выше по течению реки был открыт Кайдакский мост длиной 1732 метра, Новый мост потерял звание самого длинного моста на Днепре.

Кстати, официально Новый мост называется Центральным. Но по аналогии с Амурским мостом, который все еще называют Старым, Центральный мост почти все днепряне называют «Новым».

Как строили Новый мост в фотографиях

 

Дарья Калиновская по материалам gorod.dp.ua

Фото предоставлены Государственным архивом в Днепропетровской области и взяты из архива историка Максима Кавуна

© 2007-2020 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dp.informator.ua как источник информации обязательна.
Материалы, размещенные на коммерческой основе, публикуются с пометкой "Партнерский материал".

Наверх