ЖИЗНЬ

Как идея становится телом: в Днепре стартует показ перформансов

 4 — 6 сентября в Днепре реализуют необычный проект. Молодые днепровские художники на три дня погрузились в изучение одной из наиболее ярких форм современного искусства — перформанса.

Журналист Информатора решил понаблюдать за творческим процессом изнутри и попробовать себя в роли перформера.

Тело художника — главный инструмент

По словам руководителя воркшопа, польского художника-акциониста Вальдемара Татарчука, к практике участники приступают не сразу.

Сначала — теория

В первый день интенсива художникам предложили посмотреть одни из наиболее известных и знаковых перформансов в истории современного искусства, а также обсудить их.

На рубеже XX-XXI веков мир узнал немало ярких перформеров

После небольшой дискуссии получили первое задание -изобразить статическую фигуру, которая в полной мере выражала бы состояние и мысли перформеров.

Характер в фигурах участников

Сказать языком тела, сделать свое физическое «я» тем инструментом, который максимально точно передал бы идею художника, оказалось непросто.

Важная составляющая перформанса — способность сконцентрироваться

Участники разбрелись по просторным залам галереи — изображая фигуры, задействовали столы, стулья, стены и колонны.

Выбранное пространство влияет на характер и воздействие перформанса на зрителя

Перформеры постоянно изменяли положение, экспериментировали, пытаясь найти наиболее точное пластическое решение.

Художник выражает мысль, но не играет роль

Интересно, что одни художники стремились взаимодействовать со средой, наполнить новым смыслом какое-то определенное место в пространстве.

В искусстве с первых месяцев

Другие же, наоборот, замыкались на своем состоянии, их фигуры отображали полное погружение в себя и казались более автономными, независимыми от выбраной локации.

Вальдемар Татарчук и участники

Были и те, чьи фигуры основывались на доверии к партнеру и включали несколько человек. Например, дизайнеры и художницы Дарья и Александра Лукьяненко решили принять участие в проекте вместе. В пространстве галереи сестры создали несколько общих композиций.

«Мне удалось лучше осознать свои возможности, понять, что я могу сделать, что мне не страшно сделать, насколько выходит отключаться от всего вокруг, уходить в себя, чтобы реализовать задуманное»,  — рассказывает Александра.

Связь

«Мне почему-то всегда казалось, что перформанс – это история о себе самом, о личном, о том, что тебя волнует. Однако для меня стало большим откровением то, что место может быть полноценным участником и влиять на происходящее. Наверное, одной из главных задач мастер-класса было показать, насколько локация может формировать впечатление от перформанса, усилить или ослабить его».

Место и время имеют значение

«Каждый находит свой способ выразить идею. Одинаково важны и взаимодействие с местом, и концентрация на собственном состоянии», — считает Вальдемар Татарчук.

«Автокритика — основа развития художника»

Важно отметить, что не все участники проекта — художники. По словам Ирины Поликарчук, куратора галереи, из всех поступивших на рассмотрение заявок от желающих принять участие, польский перформер выбрал 16 человек, которые и составили рабочую группу. Куратор отмечает, что в основном подавали заявки люди, связанные с творческой деятельностью. Однако в группе есть и те, чья работа далека от искусства. Главным критерием отбора была четко сформулированная цель, которую ставят перед собой участники.

Дискуссия и показ

Во второй день художники  перешли от статичных композиций к динамике, к жесту. Все участники по очереди показывали подготовленные наработки, а затем дружно обсуждали увиденное, делились мыслями и впечатлениями. Именно такое общение, по задумке польского перформера, помогает взглянуть на свое творчество со стороны, найти слабые и сильные места в своем показе, сделать перформанс более ярким и точно передающим задумку.

Доверие к партнеру может стать основой перформанса

«Главное — помнить, что в перформансе художник не играет какую-то роль, как в театре. Здесь он выступает от своего лица, — часто повторяет участникам Вальдемар Татарчук. — Здесь нет театральности. Все, что мы показываем, — настоящее отношение художника к реальности».

Примеры работ известных художников

Третий день воркшопа участники решили посвятить закреплению новых знаний, «оттачиванию» тех идей и выразительных средств, которые удалось разработать.

Осмысление пространства и себя в нем

«Очередной раз прихожу к тому, что к происходящему стоит относиться проще, пытаться все воспринимать легко, раскрепостить свои движения и мысли. Также очень важно общение между художниками, анализ работы друг друга. Но нужно соблюдать баланс между критикой и самовыражением», — говорит участник воркшопа Илья Семеренко.

Смысл — в деталях

«Чрезвычайно важен критический анализ всего, что делает художник-перформер. Автокритика — это основа развития. А местом для перформанса может стать любая локация. Его можно проводить где угодно и когда угодно», — подытожил Вальдемар Татарчук.

Финалом творческого поиска молодых днепровских художников станет публичный показ перформансов. Участники приглашают всех желающих вечером 6 сентября прийти в галерею и «включиться» в поток идей и символов, созданных авторами.

Где: галерея «Артсвіт» (ул. Сечевых стрельцов, 4-а)

Когда: 19.00

Цена билета: вход свободный.

Ранее мы писали, как в Днепре рисуют муралы.

Владлена Скаченко

Фото:  Сергей Марченко, Владлена Скаченко

© 2007-2020 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dp.informator.ua как источник информации обязательна.
Материалы, размещенные на коммерческой основе, публикуются с пометкой "Партнерский материал".

Наверх