UA

Как идея становится телом: в Днепре стартует показ перформансов

Как идея становится телом: в Днепре стартует показ перформансов

 4 - 6 сентября в Днепре реализуют необычный проект. Молодые днепровские художники на три дня погрузились в изучение одной из наиболее ярких форм современного искусства - перформанса.

Журналист Информатора решил понаблюдать за творческим процессом изнутри и попробовать себя в роли перформера.

 width= Тело художника - главный инструмент

По словам руководителя воркшопа, польского художника-акциониста Вальдемара Татарчука, к практике участники приступают не сразу.

 width= Сначала - теория

В первый день интенсива художникам предложили посмотреть одни из наиболее известных и знаковых перформансов в истории современного искусства, а также обсудить их.

 width= На рубеже XX-XXI веков мир узнал немало ярких перформеров

После небольшой дискуссии получили первое задание -изобразить статическую фигуру, которая в полной мере выражала бы состояние и мысли перформеров.

 width= Характер в фигурах участников

Сказать языком тела, сделать свое физическое "я" тем инструментом, который максимально точно передал бы идею художника, оказалось непросто.

 width= Важная составляющая перформанса - способность сконцентрироваться

Участники разбрелись по просторным залам галереи - изображая фигуры, задействовали столы, стулья, стены и колонны.

 width= Выбранное пространство влияет на характер и воздействие перформанса на зрителя

Перформеры постоянно изменяли положение, экспериментировали, пытаясь найти наиболее точное пластическое решение.

 width= Художник выражает мысль, но не играет роль

Интересно, что одни художники стремились взаимодействовать со средой, наполнить новым смыслом какое-то определенное место в пространстве.

 width= В искусстве с первых месяцев

Другие же, наоборот, замыкались на своем состоянии, их фигуры отображали полное погружение в себя и казались более автономными, независимыми от выбраной локации.

 width= Вальдемар Татарчук и участники

Были и те, чьи фигуры основывались на доверии к партнеру и включали несколько человек. Например, дизайнеры и художницы Дарья и Александра Лукьяненко решили принять участие в проекте вместе. В пространстве галереи сестры создали несколько общих композиций.

«Мне удалось лучше осознать свои возможности, понять, что я могу сделать, что мне не страшно сделать, насколько выходит отключаться от всего вокруг, уходить в себя, чтобы реализовать задуманное»,  - рассказывает Александра.

 width= Связь

«Мне почему-то всегда казалось, что перформанс – это история о себе самом, о личном, о том, что тебя волнует. Однако для меня стало большим откровением то, что место может быть полноценным участником и влиять на происходящее. Наверное, одной из главных задач мастер-класса было показать, насколько локация может формировать впечатление от перформанса, усилить или ослабить его».

 width= Место и время имеют значение

«Каждый находит свой способ выразить идею. Одинаково важны и взаимодействие с местом, и концентрация на собственном состоянии», - считает Вальдемар Татарчук.

 width= "Автокритика - основа развития художника"

Важно отметить, что не все участники проекта - художники. По словам Ирины Поликарчук, куратора галереи, из всех поступивших на рассмотрение заявок от желающих принять участие, польский перформер выбрал 16 человек, которые и составили рабочую группу. Куратор отмечает, что в основном подавали заявки люди, связанные с творческой деятельностью. Однако в группе есть и те, чья работа далека от искусства. Главным критерием отбора была четко сформулированная цель, которую ставят перед собой участники.

 width= Дискуссия и показ

Во второй день художники  перешли от статичных композиций к динамике, к жесту. Все участники по очереди показывали подготовленные наработки, а затем дружно обсуждали увиденное, делились мыслями и впечатлениями. Именно такое общение, по задумке польского перформера, помогает взглянуть на свое творчество со стороны, найти слабые и сильные места в своем показе, сделать перформанс более ярким и точно передающим задумку.

 width= Доверие к партнеру может стать основой перформанса

«Главное - помнить, что в перформансе художник не играет какую-то роль, как в театре. Здесь он выступает от своего лица, - часто повторяет участникам Вальдемар Татарчук. - Здесь нет театральности. Все, что мы показываем, - настоящее отношение художника к реальности".

 width= Примеры работ известных художников

Третий день воркшопа участники решили посвятить закреплению новых знаний, "оттачиванию" тех идей и выразительных средств, которые удалось разработать.

 width= Осмысление пространства и себя в нем

«Очередной раз прихожу к тому, что к происходящему стоит относиться проще, пытаться все воспринимать легко, раскрепостить свои движения и мысли. Также очень важно общение между художниками, анализ работы друг друга. Но нужно соблюдать баланс между критикой и самовыражением», - говорит участник воркшопа Илья Семеренко.

 width= Смысл - в деталях

«Чрезвычайно важен критический анализ всего, что делает художник-перформер. Автокритика - это основа развития. А местом для перформанса может стать любая локация. Его можно проводить где угодно и когда угодно», - подытожил Вальдемар Татарчук.

Финалом творческого поиска молодых днепровских художников станет публичный показ перформансов. Участники приглашают всех желающих вечером 6 сентября прийти в галерею и "включиться" в поток идей и символов, созданных авторами.

Где: галерея "Артсвіт" (ул. Сечевых стрельцов, 4-а)

Когда: 19.00

Цена билета: вход свободный.

Ранее мы писали, как в Днепре рисуют муралы.

Владлена Скаченко

Фото:  Сергей Марченко, Владлена Скаченко

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.