UA

Наедине с огнем: один день из жизни пожарных Днепра

Наедине с огнем: один день из жизни пожарных Днепра

Набирая «101», мы не сомневаемся, что к нам обязательно приедут и нас спасут. Но зачастую мы видим только одну сторону работы пожарных.

Что остается за кадром? Как проходят смены тех, кто на "ты" с опасной и непредсказуемой стихией? Информатор провел один день с днепровскими пожарными и узнал, каково это - бороться с огнем.

8 утра. У главного входа во 2-ю пожарно-спасательную часть нас встречает приветливый парень в синей форме спасателя. «Сейчас у нас построение и сдача смены. К службе приступает второй караул, вы сегодня с нами», - говорит пожарный Александр Морокко и проводит нас в просторное депо. В большом помещении в ряд стоят красно-белые автомобили, а между ними в две шеренги выстроились и сами пожарные. На повестке дня важные вопросы – состояние техники и рабочие моменты.

 width= Утренняя проверка техники

После построения проходит сдача смены. Все автомобили паркуют перед зданием части или, как говорят здесь,  на фасад. Технику тщательно осматривают, проверяют, все ли работает должным образом, а если находят мелкие поломки, сразу устраняют их. Ведь на пожаре каждая мелочь может стать серьезной помехой для спасения жизни.

ДЕЛО ТЕХНИКИ

Особая гордость части – новый пожарный автомобиль МАЗ, который уже год используют для ликвидации чрезвычайных ситуаций. «Это авто повышенной проходимости. Его кабина рассчитана на 7 человек. Машина способна вместить 4 тонны воды и 400 литров пенообразователя», - рассказывает Артем Чегрин, замначальника 2-й городской пожарно-спасательной части.

Интересно, что, кроме огнетушительных средств, в пожарном автомобиле есть отсеки для специальных инструментов: бензопил и бензорезов, рукавов, пожарной колонки для гидранта, генераторов пены для тушения горючих веществ. В автомобиле установлен мощный насос производительностью 60 литров в секунду. Интересно, что за подачу воды на пожаре отвечает водитель.

 width= Пожарный МАЗ в части уже год

 width= На вызове

УЧЕБА

После осмотра техники и передачи ее новому караулу наступает время для… занятий. Все сотрудники собираются в учебном классе, ведут конспекты, регулярно вспоминают подзабытое. Если есть потребность – устраивают детальный разбор какого-то сложного пожара, который случался в их практике. Также пожарные изучают планы помещений городских зданий, чтобы, если возникнет необходимость, иметь уже четкий алгоритм действий.

В день, когда мы прибыли в часть, по учебному плану стояла работа с теплоотражающим костюмом. Пожарный Артем Ткаченко признается, что на службе только полтора года и ему не доводилось в реальных условиях надевать эту экипировку. Поэтому сейчас, пока есть время, надо использовать его с пользой. Вот, прямо на наших глазах, Артема облачают в необычный «лунный» костюм.

 width= Пожарный Артем Ткаченко в теплоотражающем костюме

Сначала надевают комбинезон и бахилы, а потом куртку, капюшон со встроенным защитным смотровым иллюминатором  и рукавицы. Важна каждая деталь – ведь неправильно заправив халоши или рукава, в горящем помещении можно получить травму.

Пожарные рассказывают, что помогают надевать такой костюм 2-3 человека. И если в обычную «боевку» (специальные ботинки, усиленные металлическими вставками, комбинезон на липучках и лямках, куртку, каску и пояс, на который крепятся перчатки-краги и другие инструменты) самостоятельно надевают максимум за 30 секунд, то на термоотражающие костюмы может уйти и несколько минут.

 width= Необходимым атрибутом является кислородный аппарат

 width= Все снаряжение пожарный должен надеть максимально быстро

КОМАНДА

В опасных и непредсказуемых условиях особое значение приобретает слаженность работы команды. У каждого пожарного есть свой номер (по нему располагаются в машине) и обязанности. Это начальник караула, командир отделения, водитель и 4 бойца. Начальник караула – старший в машине, на пожаре он принимает все важные решения.

Командир отделения подстраховывает начальника караула - и если тот уходит в задымленное помещение, то командир работает с остальным личным составом. Первый номер пожарного расчета обычно прокладывает линию, раскладывает стволы и рукава. Обычно эту функцию выполняет один из наиболее опытных сотрудников.

 width= Над обрывом на подстраховке

Второй номер работает подствольщиком, помогает первому. Третий номер расчета в различных ситуациях работает по-разному. В задымленном помещении он – постовой, также подносит необходимое оборудование. Четвертый номер помогает водителю, прокладывает линии к гидранту. Но, независимо от того, какой номер присвоили каждому из пожарных, все должны хорошо знать обязанности своих напарников, чтобы в нужный момент суметь быстро среагировать и подстраховать.

«Команда – как одна большая семья. Мы вместе тушим огонь, вместе едим и отдыхаем в караульной, носим одну и ту же экипировку… Со мной работают люди разного возраста, но это не становится каким-то препятствием, а наоборот, помогает. Например, наш командир отделения в профессии уже 25 лет. Мне всегда есть, чему у него поучиться», - рассказывает Александр Морокко.

 width= Пожарный Александр Морокко

«Когда ты едешь на выезд, у тебя только одно в голове – чтобы все хорошо закончилось, чтобы все были живы и здоровы, чтобы твой личный состав в полной готовности мог выехать на следующий вызов. А страх, тревога… Это последнее, о чем думаешь, отправляясь на выезд. Главное – сработать быстро и качественно, ведь от этого зависит чья-то жизнь. А все остальное - потом», - говорит Александр.

Да, работа опасна и непроста. Немного отвлечься, успокоиться и восстановить духовное равновесие многим помогает спорт. Например, Александр говорит, что уже более 6 лет занимается боевым самбо. Артем Ткаченко рассказал, что тоже увлекается спортом. «Тренажерный зал, легкая атлетика, бег – вот то, что нравится. Очень люблю рыбалку. Это как медитация – ты остаешься наедине с собой, есть время успокоиться, подумать», - говорит Артем.

«Работая пожарным, начинаешь ценить жизнь. Знаешь, что дома тебя ждут любимые люди: семья, друзья, девушка. Они переживают, как ты там, как проходит твоя смена. Часто звонят, спрашивают, как работа. Порой даже не все им рассказываешь, ведь они воспринимают все по-другому, не так, как я и мои напарники, привыкшие к сложным рабочим моментам», - признается Александр Морокко.

 width= Обычное дело

ВЫЗОВ

День, который мы провели в части, оказался необычайно спокойным. Было время привести в порядок машины, решить хозяйственные вопросы, например что-то подкрасить, починить мебель. Но вот в июле-августе случалось очень много пожаров, были дни, когда поступали более 20 вызовов в сутки. Однажды, вспоминают пожарные, было даже 27 вызовов. Сейчас, конечно, таких цифр нет, но в осенее-зимний период появились другие проблемы. Например, вызовы учащаются ближе к ночи - горят дома и квартиры, в которых неисправны обогреватели или проводка.

 width= "На фасад!"

Уже вечереет, пожарная часть живет своей размеренной и распланированной жизнью. Но вдруг тишину разрывает резкий сигнал, и диспетчер в громкоговоритель объявляет: «Первый ход – на выезд!» Пожарные быстро надевают боевую одежду и выбегают на фасад. Там их уже встречает автомобиль. Все мгновенно запрыгивают в кабину, включают сирены.

В салоне не умолкает рация, начальник караула уточняет координаты и прокладывает наиболее удобный маршрут, обсуждает с подчиненными, что загорелось и как лучше действовать. Оказалось, горит Аптекарская балка, - обычный вызов. Но в ее районе – частный сектор, много жилых домов. Да и к самому очагу близко не подобраться.

 width= Пожар в балке

Вот мы и на месте, нас встречают взволнованные жители. Пожарные подключаются к системе водоснабжения в одном из дворов, устанавливают гидрант и отправляются вниз балки тушить огонь. Через некоторое время пламя погашено, опасности больше нет. Уже успело стемнеть, время собирать технику и возвращаться на базу. Пожарные снова садятся в машину, в салоне звучат веселые голоса и пахнет дымом. Водитель заводит двигатель, поскрипывает рация, МАЗ слегка подбрасывает на неровной брусчатой дороге. А за окном автомобиля качается большая желтая луна… И еще неизвестно, какой будет эта ночь.

Владлена Скаченко

Фото, видео: Андрей Лысенко, Виктория Машкина

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.