UA

Все, что нужно знать о внедрении инклюзивного образования в Днепропетровской области

Все, что нужно знать о внедрении инклюзивного образования в Днепропетровской области

Еще пару лет назад днепровские СМИ писали о маленькой школьнице Маше Токарь, которая стала героиней заметок, имея одну особенность. Нет, Маша не умножала в уме шестизначные числа и не называла без запинки столицы всех стран мира. Девочка была вторым незрячим ребенком в Украине, который обучался в обычной днепровской школе. Специалисты говорили о том, что Маша – герой. И в то же время твердили: необходимо открывать центры инклюзивного образования, чтобы дети с особыми потребностями могли в полной мере реализовать свое неотъемлемое право – получать знания.

Сегодня на Днепропетровщине 336 инклюзивных классов - в противовес 4-5, которые работали в 2011 году. В них обучаются около 500 детей с особыми потребностями. Об этом Информатор сообщает со ссылкой на пресс-службу ДнепрОГА.

Советник председателя ДнепрОГА Юрий Голик Советник председателя ДнепрОГА Юрий Голик

"Мировые наработки по теме инклюзивного обучения проанализировал Благотворительный фонд Порошенко, плотно сотрудничая с Министерством образования. А два месяца назад супруга Президента — Марина Порошенко, открыла инклюзивно-ресурсный центр в Соленом на Днепропетровщине. Он был первым в Украине", - рассказал советник председателя Днепропетровской ОГА Юрий Голик.

Подобные центры, по словам Юрия Голика, до начала следующего учебного года откроются по всем населенным пунктам региона в расчете: один центр на 7 тысяч детей — в сельской местности, и на 12 тысяч - в городе. Причем количество детей берется общее, а не только тех, которым необходимы особые условия. То есть, к примеру, в городе с 40 тысячами детей должны заработать три инклюзивно-ресурсных центра. Что же представляет собой такой центр?

В 2017 году Марина Порошенко открыла в Соленом первый в Украине инклюзивно-ресурсный центр В 2017 году Марина Порошенко открыла в пгт Соленое первый в Украине инклюзивно-ресурсный центр

"Это помещение с отдельным входом либо при школе, либо вообще отдельно стоящее, - поясняет Юрий Голик. – Там с детьми работают коррекционный педагог, дефектолог, логопед, психолог. Есть ресурсная комната и отдельный зал для лечебной физкультуры. Каждый ребенок занимается по индивидуальному плану".

В инклюзивно-ресурсном центре, который открылся в Соленом на базе школы, три комнаты для индивидуальной работы, еще одна - для групповых занятий. Ресурсная комната разделена на несколько зон: коррекционно-развивающую - для занятий с узкопрофильными специалистами и социально-адаптационную - для получения бытовых навыков. Кроме того, в запасе имеется еще одна комната. Что разместят в ней – пока обдумывают.

В инклюзивно-ресурсном центре есть комнаты для индивидуальной и групповой работы В инклюзивно-ресурсном центре есть комнаты для индивидуальной и групповой работы

"Большой популярностью в нашем инклюзивно-ресурсном центре пользуется интерактивный пол, где с помощью современных цифровых технологий создается «виртуальный ковер», - улыбается директор центра Елена Демченко. – Дети с удовольствием на нем играют. Идет развитие не только двигательной активности, но и интеллектуальное развитие. Для психологической коррекции используется песочница с подсветкой, которая тоже очень востребована. У логопеда есть свой волшебный предмет – «разговаривающее зеркало». Оно устроено по принципу диктофона. Ребенок произносит слово — и слышит в записи, как он его произносит, правильно ли".

Изюминка Солонянского инклюзивно-ресурсного центра - «виртуальный ковер» Изюминка Солонянского инклюзивно-ресурсного центра - «виртуальный ковер»

По словам Елены Анатольевны, инклюзивно-ресурсный центр сегодня посещают 84 ребенка. И лучший показатель хорошей работы центра – восторженные отзывы родителей.

"Нам раньше приходилось ездить заниматься в город, а сейчас – три минуты пешком от дома, - говорит мама пятилетней Вики, Наталья. – Дочка с удовольствием бежит на занятия, а после них я с трудом забираю ее из центра".

ИРЦ в Соленом полностью укомплектован не только необходимым оборудованием, но и кадрами. Юрий Голик отмечает, что персонал – это проблемный вопрос в работе подобных учреждений. Даже не так сложно построить центр с нуля, как подобрать для него квалифицированных специалистов. Но и в этом направлении ведется работа – проводятся специальные тренинги для педагогов.

В инклюзивно-ресурсном центре есть все необходимое для развития особенных детей В инклюзивно-ресурсном центре есть все необходимое для развития особенных детей

А 19 февраля 2018 года был сделан очередной большой шаг навстречу внедрению инклюзивного образования на Днепропетровщине – подписан меморандум между облгосадминстрацией и руководителем каждой территории о создании сети таких центров по всей области.

Уже в этом году на Днепропетровщине планируется открыть более 40 инклюзивно-ресурсных центров. На их оборудование будет выделяться субвенция из госбюджета, строительство же будет вестись за счет местных средств. Участие областных властей – контроль и всецелая поддержка, тем более, что на данный момент при реконструкции опорных школ в районах предусматривается и создание ресурсных центров.

"Мы хотим, чтобы каждая мама с ребенком, имеющим особые потребности, понимала, что есть специальный центр, где предусмотрены и медиатека, и ресурсная комната, и где работает коррекционный педагог", - говорит Юрий Голик.

Это и есть гарантированное нашим государством право каждого маленького гражданина на получение качественного образования, независимо от своих особенностей. Это и есть инклюзия, к которой мы делаем первые шаги. Это и есть Европа в Украине!

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.