ЖИЗНЬ

От медиатек до ресурсных центров: как в Днепропетровской области развивают инклюзивное образование

В конце 2017 года на Днепропетровщине открыли первый в Украине инклюзивно-ресурсный центр, а еще через полгода облгосадминистрация вместе с Первой леди страны Мариной Порошенко презентовала для детей с особыми потребностями инклюзивный парк – также первый в стране.

О том, что в регионе большое внимание уделяют инклюзивному образованию, свидетельствуют не только эти проекты, но и количество открытых медиатек и ресурсных комнат. Информатор расскажет подробнее о развитии инклюзивного образования в Днепропетровской области.

«В прошлом году мы открыли 50 медиатек и 18 ресурсных комнат, в этом — 20 медиатек и 32 ресурсные комнаты, — говорит советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации Юрий Голик. – В общей сложности их больше 120, поскольку есть еще медиатеки и комнаты, которые строились не заново, а были обустроены в рамках реконструкций существующих школ. Все это – за счет областного бюджета, из которого выделяется субвенция органам местного самоуправления. Их задача – провести торги, наша задача – проконтролировать ход и выполнение работ».

В ресурсной комнате ребята вместе с педагогом учатся пользоваться бытовой техникой

В ресурсной комнате ребята вместе с педагогом учатся пользоваться бытовой техникой

Все эти комнаты и медиатеки – для детей с особыми потребностями, которых раньше общество предпочитало просто не замечать. Медиатека, по словам Юрия Голика, это современное прочтение небольшой библиотеки, где можно не только читать книги, но и играть, и общаться. В такой библиотеке дети с особыми потребностями абсолютно безбарьерно могут проводить время с другими детьми, что, в свою очередь, способствует их социализации.

Медиатека – это современная библиотека

Медиатека – это современная библиотека

«Ресурсные комнаты – это отдельные пространства для особенных деток, где они могут обучаться вместе с коррекционными педагогами. Там обустроена учебная, игровая, социально-бытовая и релаксационная зоны. На мини-кухне ребята осваивают базовые навыки: учатся под руководством педагогов и родителей пользоваться бытовой техникой, готовить еду, мыть посуду, — объяснил советник председателя Днепропетровской ОГА. — Есть еще отдельное понятие – инклюзивно-ресурсный центр, их по области с 1 сентября работает около 30. Родители приходят с ребенком в такой центр, попадают к профильному специалисту, обучаются по индивидуальной программе, ходят в специальный зал на лечебную физкультуру, при этой же школе».

В медиатеке можно не только почитать книги, а и поиграть

В медиатеке можно не только почитать книги, а и поиграть

По словам Юрия Голика, параллельно с открытием медиатек и ресурсных комнат, большое внимание уделяется безбарьерности и доступности. Во время реконструкции садиков и школ везде, где можно убрать пороги – они убираются, где необходимы подъемники – они устанавливаются. В Солонянской школе, например, подъемник «подвозит» даже к сцене актового зала. На каждом этаже – туалеты для детей с особыми потребностями.

Первый инклюзивно-ресурсный центр открылся в Днепропетровской области – при Солонянской школе

Первый инклюзивно-ресурсный центр открылся в Днепропетровской области при Солонянской школе

«Все эти проекты, идеи и чертежи разрабатывались Благотворительным Фондом Порошенко, — рассказывает Юрий Юрьевич. – Однако проект медиатек «под себя» дорабатывали днепровские архитекторы. Нам очень важно, что они тоже приложили к этому свою руку».

В ресурсной комнате дети занимаются с коррекционным педагогом

В ресурсной комнате дети занимаются с коррекционным педагогом

Как итог всех стараний, 1 сентября 2018 года 700 детей с особыми потребностями со всей области пошли в школы — в два с половиной раза больше, чем три года назад. А ведь область участвует в социальной программе супруги Президента Украины Марины Порошенко «Инклюзивное образование – уровень сознания нации» всего лишь полтора года.

В инклюзивном парке интересно и комфортно всем детям

В инклюзивном парке интересно и комфортно всем детям

«Воплощая наши идеи в жизнь, чувствуем поддержку и министерства образования, — говорит Юрий Голик. – Это очень хорошо: чем больше внимания сейчас уделим этим детям — тем меньше проблем в будущем будет у государства. Либо мы занимаемся ребятами с детства и даем им шанс найти свое место во взрослой жизни, либо потом тратим время и деньги на их реабилитацию».

Советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации Юрий Голик

Советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации Юрий Голик

Останавливаться на достигнутом Днепропетровщина не собираются. Наоборот – ежегодно планирует обустраивать порядка 50 — 80 ресурсных комнат и медиатек. Сначала в тех школах, где инклюзивных детей больше, затем перейдя к тем, где меньше. Впрочем, даже там, где нет детей с особыми потребностями, такие комнаты тоже обязательно появятся. Ведь задача облгосадминистрации — чтобы со временем в каждой школе области доступ к образованию имели все дети, и исключений быть не должно.

© 2007-2020 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dp.informator.ua как источник информации обязательна.
Материалы, размещенные на коммерческой основе, публикуются с пометкой "Партнерский материал".

Наверх