UA

Подземелья Днепра: как строят метро на глубине 50 метров

Подземелья Днепра: как строят метро на глубине 50 метров

Центральный проспект Днепра - от вокзала до Исторического музея - уже давно превратился в гигантскую строительную площадку. Два года назад в городе возобновили строительство метрополитена. Эта тема - одна из наиболее обсуждаемых среди горожан, однако мало кому удалось увидеть, что именно происходит за высокими заборами, а тем более — под землей. 

Информатор получил эксклюзивную возможность рассмотреть работы не только на поверхности, но и спуститься под землю, где происходит самое главное – прокладка туннеля.

Первая локация - площадка возле ЦУМа, будущая станция метро "Центральная". Здесь развернулся первый этап строительства - подготовка к проходке наклонных стволов. Все начинается с укрепления грунта технологией струйной цементации (Jet Ground).

"Установка бурит скважину, через которую в грунт под давлением 450 Бар подается раствор цемента. По завершению этих процедур земля над будущей станцией будет работать как единое целое", – рассказал представитель турецкой фирмы-подрядчика Limak Эргин Толга.

Сама скважина после цементных "инъекций" заполняется бетоном и превращается в сваю. Подобных свай над станцией «Центральная» будет около 1500 штук. Сваи - это как бы лес, который растет не из земли, а под землю. Ветви - инъекции из раствора - переплетаются в земле и укрепляют грунт над будущими наклонными тоннелями. Представитель Limak объяснил, что без проведения укрепительных работ построить наклонные стволы для эскалаторов было бы намного сложнее.

Следующая локация - ствол № 13, который располагается между городским советом и Театром оперы и балета. Руководитель проекта рассказал, для чего необходим этот "колодец". Через него под землю опустят технику, необходимую для прокладки основных межстанционных туннелей. Таких стволов на участке от станции «Вокзальная» до станции «Музейная» буде четыре. Один из них засыплют, а остальные будут использоваться как вентиляционные каналы.

При бурении ствола № 13 сначала была проходка мягких слоев грунта, а затем началась выработка скальных пород. Толщина скалы, которую нужно разбить и достать на поверхность, составляет 30 метров. Учитывая сложные условия, в которых приходится работать, техника для проходки межстанционных туннелей попадет под землю еще не скоро.

Напоследок нам оставили самое интересное - спуск под землю на глубину 50 метров. Он находится недалеко от ТЦ Passage — между станциями "Центральная" и "Музейная".

Существующий ствол имеет недостаточный диаметр для спуска под землю современной техники, поэтому работы ведутся с помощью техники, которую когда-то опустили в шахту предшественники фирмы Limak. Главный инженер проходки Булент Юнус рассказал, что в наклонных стволах и основных туннелях будут применять уже более современные технологии, чем те, которые были в начальном проекте. Основа этих технологий - это новоавстрийский метод, который давно практикуют во всем мире. В Днепре же такую технологию используют впервые.

Одно из главных преимуществ новоавстрийского метода - это возможность использовать естественные несущие способности грунта за счет податливости бетонного слоя, который укрепляет туннель. Таким образом, грунт является частью несущей конструкции. Кроме этого, такой метод в разы ускоряет проходку.

Прокладывать туннели на участке между станциями "Центральная" и "Театральная" будут с обеих сторон. По словам главного инженера Limak, эту часть работ могут закончить уже через год. Начало идет медленно, пока прошли не больше 50 метров, но после того как в туннель спустят современное оборудование, темпы проходки значительно возрастут.

В направлении станции "Музейная" работы пока не ведут. Из почти 900 метров от "Центральной" к Историческому музею проложили пока не больше 90.

Информатор продолжит следить за тем, как в Днепре строят метрополитен. В следующий раз мы покажем, как ведутся работы под землей, когда новоавстрийская технология заработает на полную мощность.

Оператор установки для инъекционного уплотнения грунта Оператор установки для инъекционного уплотнения грунта

Продувка водой форсунки установки перед погружением бура в грунт Продувка водой форсунки установки перед погружением бура в грунт

Руководитель проекта Эргин Толга рассказал о технологии Jet Ground Руководитель проекта Эргин Толга рассказал о технологии Jet Ground

Строительная площадка возле колодца ствола №13 Строительная площадка возле колодца ствола № 13

Чтобы опуститься в ствол №13 сначала нужно подняться в клети на кране Чтобы опуститься в ствол № 13, сначала нужно подняться в клети на кране

Инженеры фирмы limak чувствуют себя на глубине как рыбы в воде Инженеры фирмы limak чувствуют себя на глубине как рыбы в воде

Буровая установка на глубине 50 метров под проспектом Яворницкого Буровая установка на глубине 50 метров под проспектом Яворницкого

Погрузчик для транспортировки выработанной породы Погрузчик для транспортировки выработанной породы

Бригада метростроители на участке между станциями Центральная и Музейная Бригада метростроителей на участке между станциями «Центральная» и «Музейная»

Место где будет вестись проходка в сторону станции Центральная Место, где будет вестись проходка в сторону станции «Центральная»

Владимир Вольный

Фото: Денис Чубченко

Видео: Дмитрий Федоров

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.