UA

"Это была ср@ка": Лесь Подервянский рассказал об СССР, Украине и молодости

"Это была ср@ка": Лесь Подервянский рассказал об СССР, Украине и молодости

20 октября Днепр посетил  украинский драматург и художник Лесь Подервянский. В ДК «Шинник" он прочитал свои пьесы, которые уже стали легендарными, и презентовал отрывок из нового романа «Таинственный Амбал».

Перед выступлением Лесь Подервянский дал эксклюзивное интервью на радио Информатор ФМ. В эфире радио Информатор FM Сергей Шишкин и Дмитрий Старцев расспросили у классика украинской современной литературы о временах в СССР, монетизации творчества и политике. Полную версию разговора вы можете посмотреть тут. Оставляйте комментарии под прямым эфиром — и у вас есть шанс 22 октября стать обладателем футболки с автографом Леся Подервянского. Для тех, кто не хочет слушать все интервью, мы выбрали самые интересные моменты и предлагаем ознакомиться с ними в текстовом формате.

Д.: — Не одно поколение выросло на Вашем творчестве. Началось все еще во времена СССР. Как оно было? Там же и цензура, и можно было получить "на орехи". Как было творцу во времена СССР?

- Вы почти не застали СССР. Вы почти не представляете, какая это была ср@ка. Когда, например, ты хочешь пива, ты его целый день ищешь, находишь, а оно и теплое, и "бздит", и кислое, но это такое счастье, что ты его пьешь. И это еще не самое худшее. Я и мои друзья были из среды художников. Они были такие же р@спиздяи, как и я. В конце концов мы знали, что шансов у нас нет никаких. Нужно было вступать в партии, но нам это не хотелось делать. Все занимались творчеством, любовью и пьянством.

С.: — С сегодняшней точки зрения есть ощущение, что Вы были страшно хайповым. Вот эта вирулентность: сначала кассеты, потом mp3... Оно само неслось. Так ли это было? Когда вы почувствовали тот момент, что стали страшно популярны?

- Я не почувствовал тот момент, они начали распространяться, как вирусы, как бациллы. От меня это никак не зависело. Я никогда этим не занимался. Когда-то в мастерской у друзей я что-то прочитал, не помню уже что, и парни это записали. Я даже не видел, как они писали. С этого все и началось.

Я не почувствовал тот момент, они начали распространяться, как вирусы, как бациллы "Я не почувствовал тот момент, они начали распространяться, как вирусы, как бациллы"

Д.: — Помните, какую книгу впервые прочитали в жизни?

- Это была первая книга, по которой я научился читать. Мне было 4 года, и это была книжка про ежика.

Д.: — Кто из творческих людей повлиял на становление Вас как творческой личности?

— Очень многие. Я даже не могу сейчас огласить весь список. Я начал читать с 4 - 5 лет. Читал и читал, пока совсем не прекратил это занятие. Сейчас ничего не читаю, потому что я уже все прочитал, что нужно, и у меня достаточно высокая планка восприятия этого. Когда я беру книгу, читаю 2 страницы и вижу, что там нет ничего - ни мыслей, ни мяса, то книга летит в мусорник. Если ты привык с детства есть устрицы, пить шампанское, ты не будешь есть в столовой.

Если ты привык с детства есть устрицы, пить шампанское, ты не будешь есть в столовой "Если ты привык с детства есть устрицы, пить шампанское, ты не будешь есть в столовой"

С.: — Что у Вас с музыкальными предпочтениями?

- Слушаю обычно, когда еду в машине. Это  -  джаз, Бадди Гай, Клэптон, Pink Floyd.

Д.: — Где черпаете вдохновение?

- Вдохновение — для дилетанта. Для профессионала такого понятия, как вдохновение, нет. Ты просто приходишь в мастерскую и все.

Д.: — Приходите Вы в мастерскую, начинаете писать картины, произведения. Как это происходит? Какое ваше внутреннее состояние?

— Мне было бы сложно все это вербализировать словами. Я не знаю, как это происходит, какие биохимические процессы происходят внутри. Более того, если ты начнешь над этим задумываться, ты перестанешь работать. Не задаешь себе таких дурацких вопросов - просто приходишь и работаешь. Но потом при интенсивности какой-то работы, приходит степень какого-то истощения. Ты понимаешь, что больше не можешь, сказать ничего и должен уходить. Завтра придешь и все будет OK.

С.: — Давайте поговорим о монетизации. Получается ли это вообще в Украине. С чего живет Лесь Подервянский?

- Никогда не нужно думать про монетизацию - тогда она не состоится. Если ты будешь думать о монетизации, то не будет ничего. Искусство ценно чем? Единственным - личностью того, кто его делает. Больше там нет ничего. Чем более сильная и неповторимая личность, тем больше и монетизация. Чем больше искренности и потока энергии — тем более ценно. Мы можем это видеть, даже когда в этом не разбираемся. Но в энергии не нужно разбираться, ее нужно чувствовать. А чтобы ее чувствовать — не нужно никакого особенного "чердака". Каждый может чувствовать.

С.: — То есть достаточно просто творить?

- А все остальное придет само по себе. Если оно того стоит. А если не стоит, то извините.

Мы можем это видеть, даже когда в этом не разбираемся "Мы можем это видеть, даже когда в этом не разбираемся"

- Ходят слухи, что Зеленский и Вакарчук собираются становится президентами. Не было ли желания войти в политику и "всем там насовать"?

- Я бы пошел, если не одно "но". Просто политика, даже в веселой стране Украине - это "унылое г@вно".  Я заметил одну вещь. В политику в Украине обычно идут люди, которые не состоялись в своей основной профессии. Может быть, это не касается бизнеса. Бизнес - это не профессия, а состояние души, хотя я могу ошибаться. А профессионал, который чувствует кайф от своей профессии, ее ни на что не променяет. Я не могу себе представить великих политиков, которые поменяли свою специальность. Например, Цезаря, Наполеона. Они были военными и они кайфовали от войны. А так, чтобы работал все время хорошим слесарем-сантехником, кайфовал от своей работы, а тут вдруг — пошел в политику... Что-то не складывается.

- Давайте немного поговорим вообще об Украине в целом. Как на ваш взгляд: Украина едет туда или не туда? Стало ли жить лучше в 2018 году?

— Наша Украина с 1991-го по 2014 год барахталась в г@вне, это была фейковая такая страна. И вот только 4 года, как непосредственно существует страна, как она состоялась. Я считаю, поскольку стране только 4 года - это очень мало. Ребенок в 4 года даже не очень хорошо завязывает шнурки на ботинках. Возможно, что-то делает так или не так. Но двигается в независимом направлении.

У вас есть шанс стать обладателем футболки с автографом Леся Подервянского У вас есть шанс стать обладателем футболки с автографом Леся Подервянского

Мария Голикова

Фото: Денис Карпенко

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.