Дом Вильгельма - фешенебельный особняк в нашем городе на улице Княгини Ольги, 11. Интересно, что совсем недавно этот легендарный красавец был полуразрушенным местом обитания бродяг. Чего стоило возродить Дом, зачем это нужно было делать и кто такой Вильгельм, нам рассказал бывший владелец здания Юрий Симонов.
Дом построен в стиле модерн в 1900-1910 гг. Сегодня он относится к вновь выявленным памятникам архитектуры. Никаких документов об истории этого прекрасного здания не сохранилось. Но изучая памятники архитектуры Днепра, по характерной стилистике можно предположить, что его архитектором был Дитрих Тиссен.Талантливый архитектор начала XX века, Тиссен проектировал в основном частные и доходные дома.
Удачной работой Тиссена считается дом Зильбермана на улице Широкой (Княгини Ольги, 2), построенный в 1900-х годах по соседству с Домом Вильгельма. Есть легенда, что два здания принадлежали двум братьям и они соединены туннелем. При обследовании цокольного этажа действительно был обнаружен вход в туннель, замурованный кирпичной кладкой советских времен.
Кстати, к всеобщей радости горожан, осенью прошлого года появился еще один прогрессивный инвестор, который решил “воскресить” здание кондитерской фабрики Лурье - наследие от того же архитектора Дитриха Тиссена - блестящий образец местного модерна (ул.Карла Либкнехта, 2). Это трехэтажное угловое строение с изысканным декором, беседками-эркерами, интересным завершением и сохранившейся датой создания на фасаде (1914 г.). Многие годы здание было заброшено, поблекло и затерялось среди новостроев.
“До приобретения нашего Доходного Дома, здание находилось в ужасном состоянии, - рассказывает Юрий Симонов, - выбитые стекла, горы мусора. Одна часть пострадала от пожара, а другая стала приютом для бродяг”.
Думаю немногие в нашей стране знают о таком направлении культуры, как «Украинский модерн», о тех людях, которые его создавали; о том, что здания в Екатеринославском кирпичном стиле есть только в Днепре!
В процессе выполнения фасадных работ было восстановлено более 30% кирпичной кладки путем замены чужеродного «советского» кирпича на екатерининский старинный кирпич. Качество реставрационных работ было отмечено Строительной Академией и организованы экскурсии, на которых группы студентов были посвящены в технологию воссоздания былого величия.
В процессе реставрации кирпичной кладки мы очистили все заброшенные оконные и дверные проемы цокольного этажа. Кроме этого, в соответствие с проектным решением реконструировали вход в щитовую как дополнительную парадную группу со стороны двора. Для этих целей нам пришлось с центральной лестницы интегрировать переход к новой кованной лестнице с радиусным разворотом. Все элементы лестницы выполнены местными мастерами по индивидуальному заказу в историческом стиле модерн.
Благодаря таким внедрениям мы открывали новые многофункциональные перспективы для самого здания.
На старте проведения внутренних работ было принято решение - очистить все помещения от межкомнатных перегородок из силикатного кирпича, возведенных предшественниками для реализации проекта “гостиница к евро 2012”. И только после вывоза десятков камазов инородного материала мы осознали всю красоту и совершенство первозданного проекта внутреннего пространства, задуманного архитектором 100 лет назад!
Поток света заиграл в просторных открытых и ныне актуально востребованных пространствах. Единогласно решили очистить поверхность несущих стен до исторической кирпичной кладки. Несмотря на трудоемкость этих работ, - результат превзошел все ожидания.
Кто не видел эту красоту, когда солнце сквозь галерею луковичных оконных проемов скользит по екатеринославскому бархату? Это зрелище завораживает...
Благодаря титаническому труду каждого участника проекта, нам удалось соединить идеи уникальности, аутентичности и требований комфортности нашего времени в одном потоке. Симбиоз смелых сочетаний материалов, текстур, ручной росписи в стиле модерн, эргономики современности подарили новую энергию, жизнь для вновь выявленного памятника архитектуры.
Особое место хотелось уделить еще одному аспекту в этом уникальном проекте - семейным ценностям, как не тривиально звучит это сегодня.
Этот Дом - часть истории города, надолго забытой и заброшенной, - не нашлось точных данных об архитекторе и прежних владельцах. Из благодарности за привитую любовь к жизни, семья решила дать новое имя Дому в честь главы рода - Вильгельма Недзвецкого, ключевой фигуры проектной команды.
Если у вас будет возможность посетить этот Дом, рекомендуем пройти через парадный вход и подняться к мансардному этажу. На потолке центрального ризалита выполнена ручная роспись по мотивам произведения Альфонса Мухи, художника модерниста начала ХХ века . И только при внимательном изучении образа немногие зрители могут разглядеть “родные черты” - фреска написана и приурочена ко Дню Рождению старшей дочери Вильгельма - Идейному вдохновителю проекта. Под женским образом изображена надпись на латыни “ab amore omnia incipit” (в переводе на русский - «все начинается с любви») - послание для всех поколений нашего города.
“Когда попадаешь в такой дом, инициатива исходит не от тебя, а от здания, - делится Юрий Симонов, - с каждым шагом ты погружаешься в детали, складываешь пазлы, создаёшь фрагменты, и открываешь уникальный код творения - особняк самостоятельно трансформирует идею.
Начиная реконструкцию, команда мечтала превратить этот дом в музей современного искусства и довольно долго в доме работала художественная галерея Fund Art.
В настоящее время в Доме Вильгельма работает архитектурное бюро. Будущие арендаторы долго ходили мимо, наблюдали, как идут работы. А затем пришли и сказали, что хотят творить именно здесь. “Они влюбились в наше здание. И в процессе эксплуатации относятся к Дому очень бережно”, - говорит Юрий Симонов.
И добавляет: “Я рассказываю эту историю, чтобы мы задумались о том, как нам сохранить архитектурные жемчужины старого Екатеринослава. Дому на ул. Чапленко,12, похожему на Дом Вильгельма, как брат, повезло куда меньше. Он находится в зоне застройки и, возможно, его скоро просто не станет. Жаль, что застройщики не понимают этой красоты. И просто разрушают ее. Английский клуб на Воскресенской — потрясающий особняк, в котором даже лепнина сохранилась! Отдайте его людям, которые вернут его к жизни! И таких примеров множество: особняк на углу Рогалева и Литейной, дом по Шевченко, 59… "
Некоторые думают, что старые здания мешают возводить новостройки и зарабатывать таким образом. Но ведь и старые дома могут приносить доход. Именно они могут сделать Днепр привлекательным и перспективным для инвесторов.
В последние годы в некоторых странах начались масштабные исследования влияния архитектурных форм на психику населения, и оказалось, что оно далеко не всегда положительное. Особое влияние на коллективное подсознание и бессознательное оказывают памятники старины. Об этом рассказывает философ, профессор Сергей Крымский.
Здания, вещи имеют не только физическую форму, но еще и «нечто», влияющее на людей особым образом. Каналы влияния прошлого на психику человека определенно имеются, психологи это отмечают, наблюдая объективные результаты такого влияния, но пока не могут определить, каким образом происходит передача информации. В старом городе есть духовная почва, духовная подпитка для его жителей, накопленная духовная сила передается из поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Человек, живущий в старом городе, в старинном здании ощущает трансляцию времен, их шарм, независимо от того, осознает он это или нет. Контакт происходит на уровне подсознания и бессознательного.
Человеку свойственно оформлять эстетически окружающую его среду. Украшались и украшаются не только дворцы, но и хаты. Мы уже привыкли к словам «красота спасет мир», однако красота действительно является фактором, одухотворяющим жизнь человека, помогающим ему преодолевать трудности бытия. Можно услышать такой аргумент: снесем старую красоту, построим новую. Но для гармонизации психики человеку нужна преемственность эстетических идеалов. Красота не делится на старую и новую, эстетический идеал – это репрезентация эпохи, и мы снова возвращаемся к связи времен. Зная о конечности своей физической жизни, человек через памятники истории, через красоту, созданную предками, приобщается к бесконечности всеобщего бытия, получает психологическую поддержку, пусть даже неосознаваемую».
Психологи отмечают, что отношение к культурному наследию непосредственно влияет на уровень профессионализма. Культурный нигилизм приводит к депрофессионализации. Поэтому развитие города нельзя рассматривать как процесс замены одних ценностей другими. Это процесс наслоения, накопления ценностей. Разрушение исторической среды города более непоправимо, чем разрушение природы. Природа может самовозродиться, восстановиться после того, как прекратится воздействие на нее деструктивных сил. Но разрушенная культурно-историческая среда сама восстановиться не может, а ее искусственное восстановление далеко не всегда дает положительные результаты, потому что прервалась естественная передача традиций. Во всем мире утрата памятника культуры считается безвозвратной, потому что можно восстановить прежнюю форму памятника, но нельзя вдохнуть в него прежнюю его душу, она была вдохновением мастеров, которые давно ушли в вечность.
Партнерский материал