UA

В Днепре продолжают реконструкцию Центра современной культуры: что там будет

В Днепре продолжают реконструкцию Центра современной культуры: что там будет

В наше время культурные центры перестали ассоциироваться со скучными галереями и музеями. Все чаще они позиционируют себя как хабы, призванные не убивать желание развиваться, а творить, познавать культуру и обмениваться опытом. В том числе и международным. Уже этой осенью подобный центр откроется и в Днепре. Проект обещает быть масштабным. 

Информатор пообщался с одним из авторов проекта — главой организации "Культура Медіальна" Андреем Палашем. Он провел экскурсию по строящемуся Центру современной культуры и рассказал, что ждет в этих стенах жителей Днепра.

Главное преимущество Центра — объединение и возможная коллаборация нескольких организаций под одной крышей. Некоторые из них — зарубежные. Например, "Альянс Франсез" (представительство Франции) и Чешский центр (один из инициаторов проекта). В Центре современной культуры откроют их представительства, в которых будут проводить языковые курсы, кинопоказы, художественные проекты французских, чешских и украинских деятелей искусства.

"В Украине только несколько лет назад появился Украинский Институт, который презентует и популяризирует украинскую культуру за пределами нашей страны. Мы тоже будем представлять интересы страны, в том числе и за счет международных проектов. В Центре современной культуры будет много проектов-коллабораций с партнерскими культурными институциями из других стран, также мы будем представлять наших артистов за пределами Днепра", — рассказал о важности международного сотрудничества Андрей Палаш. 

Помимо этого, в Центр переедут организации, которые работают в городе дольше 5 лет и уже себя хорошо зарекомендовали. Среди них — Галерея "Артсвіт" и художественная мастерская Ksi Prostir. Последняя откроет здесь экспериментальную лабораторию для молодых художников и творческих людей. Организацию "Культура Медіальна" также можно будет здесь найти. Пока что это основные резиденты, но в будущем их станет больше.

На первом этаже планируют обустроить кафе, летнюю террасу и сувенирный магазин, где будут продавать современную литературу о дизайне, архитектуре, галерейной и музейной работе. Далее на этаже расположится библиотека. Первое время на книжных полках будут коллекции европейских партнеров Центра и книги из личных коллекций резидентов DCCC. В дальнейшем руководство планирует сотрудничество с украинскими и европейскими издательствами. Предпочтение будут отдавать современной литературе. 

Этими локациями Центр не ограничивается. Здание позволяет обустроить несколько других площадок для мероприятий. Большая часть пространств DCCC будут многофункциональными, чтобы была возможность одновременно провести концерт, устроить перформанс и прочитать лекцию. Во внутреннем дворе планируют создать ивент-пространство для кинопоказов, конференций, презентаций, образовательных мероприятий и небольшой коворкинг.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Идея построить Центр пришла в конце 2015 года. Тогда члены организации «Культура Медіальна» вместе с директором Чешского центра Луцией Ржегоржиковой решили создать международный хаб, который связывал бы Днепр с Европой. 

"Тогда была четкая политика, что мы двигаемся в Европу, и нам казалось, что через какие-то проекты культурные и коллаборации с европейскими галереями, музеями и резиденциями, в которых участвовали художники из разных стран, можно было бы быстрее адаптироваться", — рассказал глава «Культура Медіальна» Андрей Палаш. 

Более того, действия на Востоке доказали необходимость развития украинской культуры и образования, чтобы не повторился Донбасский сценарий. В 2017 году совместно с местными и европейскими архитекторами «Культура Медіальна» решили построить в заброшенной части парка Шевченко прототип центра культуры —  "Сцена:Stage". Это был краудфандинговый и краудсорсинговый проект — люди объединялись и создавали "Сцену" вместе, а в итоге и проводили разные мероприятия. Всего над проектом работало около 500 человек. В процессе строительства участвовали не только местные, но и зарубежные архитекторы из Польши, Чехии и Дании. Проект вышел достаточно резонансным, видимым. Это помогло привлечь внимание к идее создания масштабного культурного центра в Днепре.

"Когда нам впервые показали постройку, она была без окон и крыши, просто разваливалась. Казалось, что ее уже не спасти. Но вот уже полтора года мы занимаемся ремонтно-восстановительными работами, и казавшееся невозможным становится все более явным — здание начинает жить", — рассказал Андрей Палаш.  

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ЗДАНИЯ

Условно здание поделено на три корпуса, все они строились в разное время. Самый старый — угловой — появился в 1852 году. Через 50 лет открыли новый корпус, а в 1907 году — Секретарский. Изначально это была частная собственность, но затем город выкупил ее и преобразовал в губернское земство, которому подчинялась не только Днепропетровская область, но и часть Херсонской, Запорожской областей и Донбасса. То есть здесь находилось управление большей части Южного региона Украины. 

Когда к власти пришли Советы, в здании расположились штабы разных дивизий Красной армии. От них остались боксы для военной техники во дворе. К слову, даже их организаторы хотят сохранить, разместив там мастерские для художников и креативных индустрий. Уже с конца 90-х здание забросили и оно постепенно разрушалось.

ХОД СТРОИТЕЛЬСТВА

Историческая ценность неоспорима и безусловна. Поэтому инициаторы хотят оставить без изменений стены, потолки и колонны настолько, насколько это позволяет безопасность. Реставрацией занимается опытная команда из Киева, которая полностью поддерживает концепцию организаторов — сохранить все, что нам осталось от предыдущих поколений. Строители уже поменяли кровлю и этажные перекрытия, утеплили пол и крышу на чердаке, провели общие работы. Дальше — монтаж системы вентиляции и кондиционирования, облицовочные работы, остекление перехода между корпусами. Последнее заслуживает отдельного внимания — сейчас это просто открытая площадка без перил, которая соединяет корпуса. Переход на уровне второго этажа. Инициаторы хотят создать здесь стеклянный атриум с лестницей вниз, что дает дополнительный выход ко внутреннему дворику и «второй свет» в помещении. Если смотреть снизу вверх, то выглядит это как архитектура Римской империи — с арочными окнами и максимально открытым пространством. А лестница открывает дополнительный вход в помещение со стороны Успенской площади. 

Кстати, о доступности. Центр стремятся сделать инклюзивным, но к сожалению, учитывая время постройки здания, это сделать достаточно тяжело. Здесь уже строят лифт, в планах — полы в одной плоскости и пандусы: "Есть две реальности. Одна — это то, что нам хочется: общественное культурное пространство, которое должно быть инклюзивным — доступным для всех. Но с другой стороны, мы понимаем, что это памятник архитектуры местного значения. И тут уже есть устоявшиеся архитектурные решения. Раньше ведь ничего инклюзивного не было. Мы пытаемся очень аккуратно, с минимальным вмешательством в архитектуру, сделать его более доступным", — рассказал Андрей Палаш. 

Как показал опыт, неоконченная реставрация не мешает работе Центра. За время строительных работ здесь уже провели фестиваль «Конструкция» и открыли выставку "Порушники будуть виявлені?" (правда, вскоре из-за карантина ее пришлось закрыть и оцифровать). Прошлой осенью в стенах Центра провели международную резиденцию для кураторов, художников, урбанистов из стран Восточного партнерства. Таким образом организаторы мероприятий демонстрировали свою открытость перед людьми. Они понимали, что посетителей привлекает эстетика заброшенности здания, поэтому не видели препятствий для частичного открытия Центра. Тем не менее под большим вопросом остается фестиваль "Конструкция" — его хотели провести здесь в сентябре, но поскольку состояние здания не будет сильно отличаться от нынешнего, организовать ивент будет очень сложно.

Авторы проекта получили грант от Украинского культурного фонда на мероприятия, посвященные открытию Центра. Это будут и лекции, и концерты, и даже 3D-mapping (световое шоу, в котором картинка при помощи проектора передается на часть сооружения так, что воспроизводится в соответствии с очертаниями предметов). По словам Андрея Палаша, Центр современной культуры станет популярным не только в Днепре, но и в Украине: "Это будет очень масштабная институция, которая позволит делать качественные проекты и менять среду вокруг себя".

 width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width= width=

Платон Бережной

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.