UA

Об истории, инерции советского мышления и метро: интервью с блогером Артёмом Костюком

Об истории, инерции советского мышления и метро: интервью с блогером Артёмом Костюком

Он знает о Днепре столько, что мог бы написать справочник. Его блог - один из главных источников городских новостей. Он объединяет историю с новыми технологиями и буквально заставляет посмотреть на Днепр с другой стороны... и полюбить его. 

Информатор продолжает проект «Незабаром» — интервью с интересными, творческими людьми, которые живут в Днепре, любят и делают его лучше. С гостями мы общаемся в BAR ACACIA на улице Центральной, 16. В нашем восьмом выпуске мы пообщались с Артемом Костюком - блогером, который рассказывает о прошлом и настоящем Днепра.

https://youtu.be/_ViSNETwp7E

  • Я искренне восхищаюсь количеством проектов, в которых вы участвуете. Хотелось бы узнать, как всё начиналось? Откуда эта любовь к истории города? 

У меня любовь не только к истории города, но и к городу в общем. История - это только одна из частей, которые я изучаю. Первые мои проекты начали появляться в середине 2000-х. Это сайт днепровского метрополитена. Тогда я интересовался написанием сайтов и мне хотелось создать что-то нестандартное, ресурс, который будет в единственном экземпляре. Я как раз увлекался ещё и метрополитеном, и мне повезло, что у него не было своего сайта на тот момент. Я попробовал и у меня получилось - в 2006 году я создал первый сайт о метрополитене, где собрал более-менее полную информацию в одно место. Также я хотел собрать людей, которые так же, как и я, интересуются метро. Поэтому я создал раздел с форумом, где люди могли общаться. С тех пор, наверное, началась моя деятельность в плане городского изучения.

  • Почему именно метро? Эта тема была востребована на тот момент? Сейчас понятно - идёт строительство новых станций, так или иначе люди интересуются. А тогда - в 2006 году - что могло привлечь людей к этой теме? 

Я увлекаюсь городским транспортом, железной дорогой, мне это нравится с детства. Лично у меня это вызывает огромный интерес. А метрополитен хоть и существовал, но мало кто из жителей им пользовался, а некоторые, может быть, и не знали о его существовании. А городу очень сильно повезло, что у него есть метро - не у всех миллионников оно есть. Например, Донецку не повезло - там строили и не построили. В какой-то степени нашим метрополитеном можно гордиться. И я своим проектом постарался людей заинтересовать, чтобы они это тоже поняли.

  • Нашлась ли команда единомышленников? Люди, которые разделяют этот интерес? 

Да, конечно. Я этот проект основывал в содействии с моим коллегой Олегом Тоцким, который на тот момент гораздо больше в этом разбирался. Он собирал информацию, фотографии, а я верстал сайт. Потом начали подтягиваться люди, и организовалось такое сообщество любителей метрополитена.

  • Оно до сих пор существует, это сообщество? 

Да, на форуме идёт активное общение. Тем более, сейчас строительство в процессе - мы это обсуждаем.

Артем Костюк

  • Как удаётся получать информацию о том, что происходит в метрополитене - это коммуникация с городской властью или есть другие источники? Ведь метро - это закрытый объект, и обычному жителю проблематично узнать такие подробности. 

В конце 2000-х мне было очень тяжело. Проект был сделан на энтузиазме, и информацию было очень тяжело получать. Я пытался пробиться в управление, я говорил о себе: "смотрите, у вас нет сайта, давайте я буду делать это всё безвозмездно". И вот уже несколько лет мы сотрудничаем, они мне отправляют информацию. Поэтому по сути это - официальный сайт, информацию я получаю непосредственно из управления. А по строительству я тоже бился, бился, а в 2008 году меня впервые пустили сделать репортажи, показать людям, как у нас там всё происходит. Уже раз 10 спускался.

  • После метро появились другие проекты - Oldmaps, блог с фотографиями - как они появились? 

Интерес к Днепру у меня зародился ещё до проекта с метро, но у меня не было возможности об этом рассказать. Потом появился интернет, мой личный блог и я все свои наработки и наблюдения начал публиковать. Он существует с 2009 года, но поначалу тематика была сугубо для друзей. А где-то с 2015 года я начал публиковать посты на исторические темы. Потихоньку блог превратился в исторический, где собраны редкие экземпляры фотографий, написаны большие статьи обзоры. Со временем он набрал серьёзную популярность. А потом появился Oldmaps. Сначала это был один из разделов блога.

Я хотел не просто показывать и рассказывать, а хотел добавить какого-то интерактива, чего-то необычного. И мне в руки попали первые аэрофотоснимки города. Мне их хотелось совместить, чтобы можно было увидеть изменения, которые происходили в городе. Потому что смотреть, изучать просто снимок и смотреть его в сравнении с современностью - это совершенно разные вещи.

  • Это же колоссальная работа - подбирать эти архивные фотографии, выискивать информацию. Как это происходит, где вы находите все эти уникальные вещи и много ли времени на это уходит? Ведь это не основная ваша деятельность. 

Я сижу в том же Facebook, а его алгоритм построен таким образом, чтобы учитывать мои интересы. Он создаёт такую информационную оболочку из того, что меня интересует - и это в основном история, старые фотографии. И люди видят, что я публикую, и начинают присылать мне фото. Большую часть старых аэрофотоснимков я получил благодаря Сегвею Чигвинцеву, до этого у меня их было буквально 2-3 штуки. Они платные и стоят немалых денег. Но вокруг меня просто образовались люди, которые мне содействуют, я с ними взаимодействую. Потом я создал ещё один свой проект - это Телеграм-канал, он больше исторический, но я стараюсь показывать не только историю, а и в целом город в разных ракурсах. И это такой простой и быстрый формат - посты в Телеграме можно посмотреть просто сидя в трамвае, например.

  • Нужно быть технически подкованным, чтобы создавать сайты, сопоставлять точки на картах, создавать все эти интерактивные штуки. У вас какое-то специальное образование или учились этому самостоятельно? 

Я самоучка, мне просто было интересно, как это всё работает. Я всё создавал методом тыка, пробовал, что работает, а что нет. Oldmaps я создавал на основе готовых кодов, но я его адаптировал под наши требования и потребности. Это требует определённых знаний, не скажу, что они у меня очень большие, но у меня получилось. И в какой-то степени я собой горжусь.

  • В вашей работе появились новые форматы - 3D-экскурсии: крыша троллейбуса, кабина машиниста метро, канатная дорога. Расскажите немного больше о них и стоит ли ожидать чего-то подобного в ближайшее время?

Всё началось в феврале прошлого года. Я увидел в фейсбуке необычный клип, в котором водитель троллейбуса прицепил камеру на штангу. Мне показалось это очень интересным и я решил снять подобное у нас. Но у меня не было камеры, было только заочное знакомство с водителем троллейбуса. Первый клип мы сняли такой же - мы не скрывали, что мы скопировали стиль. И этот ролик очень хорошо зашёл, в том числе и руководству электротранспорта. Они решили сотрудничать с нами и дальше. Они выделили нам целый троллейбус и пустили его по 14 маршруту. Тогда мы решили подойти к съемке клипа с креативом - повесили на штангу камеру 360 градусов. Потом пользователь может надеть шлем виртуальной реальности и, грубо говоря, сесть на эту штангу и рассматривать город. Те, у кого шлема нет, могли смотреть его просто с телефона. Мы подключили ещё четыре камеры и получился полноценный клип, очень динамичный под музыку, которую написали специально.

Это тоже всё очень понравилось руководству и они решили предоставить нам уже поезд метро. Мы использовали несколько камер - 3 в передней части, 1 в кабине машиниста и 2 в задней части. Была даже камера на шпалах.

https://youtu.be/hBjL25A4W_E

Таким образом мы хотим запустить в городе новый вид контента, чтобы люди, у которых есть оборудование, камера, снимали город - и любой смог прогуливаться по городу из любого уголка. Это позволило бы больше любить наш город, потому что сейчас с этим есть проблемы.

  • Почему так?

У нас нарушен баланс между людьми и обстановкой. Возьмём ту же улицу Короленко, этот маленький кусочек. Попадая в этот квартал, люди сами меняются. В этом квартале люди счастливы. Это значит, что город нужно менять в лучшую сторону, и я своей работой хочу показать людям, что несмотря ни на что, есть много интересных деталей. Город общается с каждым из нас, нужно только уметь смотреть выше второго этажа. Улицы, по которым мы ходим, привычные, становятся тогда гораздо более интересными.

  • Какой проект на данный момент вы могли бы назвать самым удачным, самым значимым? 

Наверное, всё-таки Oldmaps. Я создавал его для всех, думал, что люди будут в нём ориентироваться. Я потом понял, что картография - это сложная тема. В итоге он превратился больше в профессиональный проект для историков, археологов. Именно наши городские историки обратили на него внимание - и для меня это очень важный момент. Посещаемость у него не такая, как у моего блога, но по смыслу и количеству информации он лучший.

 width=

Я был только одним из участников проекта. Этим давно занимались историки, тот же Харлан писал большие статьи, а я просто подключил свои данные и технологии. И получилось найти точное место расположение Лазаревской церкви, благодаря чему начались раскопки. Всё началось с того, что я как раз разрабатывал сайт Oldmaps и я для теста решил привязать несколько снимков. Один из них был снимок Севастопольского кладбища. В процессе привязки мне нужно находить точные координаты - я находил здания, которые существовали раньше и существуют сегодня, определял их координаты и устанавливал в программе эту точку.

В случае с Лазаревской церковью я, думая, что она находилась под курганом, для неё определил координаты кургана. И когда программа выдала мне сильное искажение, я понял, что это неправильно. Тогда я всё изменил, церковь стала на своё место, и я понял, что есть погрешность в районе 20 метров. Эту находку я показал главному архитектору, а затем и Борису Альбертовичу, и художественному совету, когда презентовал свой проект в "Культурной столице". Уже осенью меня пригласили в рабочую группу. В декабре сделали пробные раскопки, чтобы убедиться, что фундамент на самом деле там. В мае раскопки завершились успехом - мы нашли могилу Александра Поля. И это однозначно успех.

  • Почему это настолько значимо, по вашему мнению? 

За несколько поколений люди в Днепре забыли, кто такой Александр Поль, хотя он сделал намного больше для города, чем те, в честь кого называли улицы. Петровский, Екатерина - они были не так значимы. К сожалению, во времена советской власти история о Поле уничтожалась, а сейчас мы пытаемся рассказать молодому поколению его значимость.

  • Вы многое знаете о Днепре, о его истории. Что вы можете сказать о том, как менялся Днепр за последние годы? Стал ли он лучше? 

Мне кажется, что он становится лучше. Если брать те же 2000-е годы, у нас были смелые эксперименты с архитектурой, появились те же Башни, появился известный силуэт нашего города. К сожалению, ради новой архитектуры пришлось жертвовать старым городам. У нас почему-то к этому вопросу относятся несерьезно. Если посмотреть на наши старые кварталы, которые разрушаются... Я понимаю, они не приносят бизнесу денег, и выгоднее построить что-то новое, но всё-таки хочется у людей разбудить чувство эстетики. В своё время, в 50-х годах оно было утеряно, и это всё выражается во многом. Те же балконы в обычных панельных домах или то, как люди могут утеплить жёлтым утеплителем зелёные дома. Людям всё равно, как это будет выглядеть. И так во всём у нас в городе, поэтому всё так сильно запущено. Сейчас мы начинаем бороться с этим, нам жаль старые здания. К сожалению, только небольшая кучка активистов не может противостоять всему происходящему.

  • Можно ли найти баланс между старым и новым, эстетикой и практичностью? 

Я думаю, что можно. Есть грамотные архитекторы, грамотные урбанисты, есть уже готовые решения и идеи в других городах, которые можно использовать. Но мы пока ещё идем по инерции совесткого мышления. Нам нужно срочно разворачиваться и идти в другом направлении. Я надеюсь, хотя бы мои дети будут жить в более удобных и красивых городах. Город меняется в большей степени в лучшую сторону, но не всегда так, как хотелось бы.

Посмотреть и почитать интервью с художником Никитой Шаленным можно здесь. О чём мы говорили с бар-менеджером Евгением Якутиным — по ссылке. Интересный разговор с музыкантом Евгением Гордеевым — тут, горячее интервью с психологом и секс-блогером Оксаной Наливайко, — здесь, с иллюзионистом Максимом Журавлём - тут,  забавный диалог с фронтменом группы "Гражданин Топинамбур" - тут.

 width=

Кристина Лях

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.