ЖИЗНЬ

Ожидание vs Реальность: как проходит дистанционное обучение в школах Днепра

С понедельника — 11 января — школьники перешли на дистанционное обучение. То, что казалось продуманным МОН, по факту дало сбой: в первые минуты, со слов родителей, многие ученики столкнулись если не с техническими неполадками в системе, то с «нестандартным» подходом к ведению урока некоторых учителей. Отзывов много, поэтому мы решили собрать их всех в одном месте, дабы понять, как на самом деле проходит «дистанционка».

«В связи с усиленными противоэпидемическими мероприятиями с 8 по 24 января школы работают в формате дистанционного обучения. Он предусматривает синхронное и/или асинхронное взаимодействие учителя и учеников во время занятий. В синхронном режиме учитель и ученики одновременно находятся в электронной образовательной среде или общаются с помощью средств аудио-, видеоконференции», — говорится в сообщении Министерства образования и науки Украины.

Для того чтобы понять, как на самом деле организовали учебный процесс в школах Днепра, Информатор создал опрос в Telegram-канале и группе в Facebook. Мы попросили родителей уточнить, соответствует ли действительности то, что предложил МОН, как проходят уроки, а также какие плюсы и минусы у «дистанционки». Начнем с плюсов:

  • дети находятся дома и не контактируют с другими учениками, что ограждает их от риска «подхватить» инфекцию.
  • некоторые учителя подходят к урокам с большим энтузиазмом, нежели это было во время обучения в классах (но таких единицы, как утверждают в комментариях). Придумывают интерактив, делают презентации, находят видеоролики и прочее — чтобы заинтересовать ребенка. По окончанию урока общаются с каждым учеником, задают вопросы и объясняют, если что-то было непонятно.
  • в электронном  дневнике все задания четко прописаны.
  • у детей есть обратная связь с учителем — в случае, если возникнут трудности, есть возможность связаться с преподавателем и уточнить моменты.
  • у многих детей, особенно учеников начальных классов, формат онлайн-уроков вызывает интерес. Независимо от того, какой сложности будет тема, они ждут начала урока. А если учитель еще и готовит интерактив — занятия проходят «на одном дыхании».
  • все уроки проходят согласно расписанию, что удобно.
  • многие учителя записывают видео к урокам, что дает возможность несколько раз просмотреть или прослушать его.

Что касается минусов дистанционного обучения:

  • один из наиболее частых комментариев — у учителей отсутствует компьютерная грамотность. Из-за этого они либо присылают «скопом» весь материал в Viber или Telegram и заставляют разбирать его самостоятельно. О различных видеороликах, которые помогают лучше понять и усвоить тему, в таком случае не может идти и речи.
  • еще одна причина, почему новый материал дети вынуждены разбирать с родителями, — нежелание учителей проводить занятия. Они просто сбрасывают задачи и указывают, что и на когда необходимо сделать. По списку.
  • из-за нагрузки на систему часто возникают сбои: учеников «выбрасывает» из школьной соцести, порой невозможно посмотреть задания в электронном дневнике или же программа банально виснет. А поскольку некоторые учителя придерживаются мнения «семеро одного не ждут», то пока ученик перезапустит программу и зайдет в урок обратно — половина материала уже пройдена.
  • дети часто отвлекаются: на гаджеты, родителей, которые находятся дома, соседа, решившего сделать ремонт, игрушки и прочее.
  • то, как четко ученик будет слышать и видеть учителя, во многом зависит от техники, присутствующей дома.
  • то, сможет ли ученик присутствовать на занятии в принципе, напрямую зависит от возможности подключиться к Интернету.
  • все время, пока идут занятия, школьники смотрят в монитор, из-за чего к вечеру многие жалуются на боли и потере резкости зрения.
  • санитарный регламент ограничивает время непрерывной работы с компьютерами, планшетами, гаджетами. В частности, ученики 1-го класса могут непрерывно находиться перед компьютером не более 10-ти минут. Этого времени иногда не достаточно для того, чтобы усвоить материал. За время отдыха они отвлекаются и потом бывает сложно настроить их на нужную тему.
  • если в семье больше одного ребенка, возникает проблема с техникой — одновременно работать за одним компьютером дети не могут. Отсюда возникает необходимость покупать дополнительные устройства, что не всегда возможно с финансовой стороны вопроса.
  • следующий момент касается студентов — многие из них не подключаются к конференции просто потому что могут. За присутствием на занятиях следят не все, а если и следят — то проверять, действительно ли он не мог подключиться к программе или же просто пропустил занятие, готовы не все.
  • итоговые экзамены не все ученики сдают добросовестно. Учитель не может знать, что находится за экраном компьютера, в то время как там, к примеру, вся стена увешана распечатками по теме. Отсюда имеем: школьник вовсе не запоминает то, что «учил» на протяжении нескольких месяцев.
  • в таком формате обучения занятия физкультурой обрели другой облик: вместо сдачи нормативов и подвижных игр школьники учат историю баскетбола и сдают тесты.

То, что минусов гораздо больше, чем плюсов, — видно невооруженным глазом. Это подтверждают и результаты опроса: 60% (796 человек из 1332) проголосовавших отметили, что дистанционное обучение не соответствует заявленным предложениям МОН. И, полагаем, это еще не все проблемы, с которыми периодически приходится сталкиваться как ученикам с родителями, так и самим педагогам. В целом, качество образовательного процесса напрямую зависит от учителя и его энтузиазма — заинтересовать ребенка уроком такого формата, как пишут родители, не составляет труда. Ко второму, третьему уроку школьники привыкают и втягиваются в процесс. В то же время те, у кого нет технической возможности, вынуждены либо искать альтернативу, либо прибегать к дополнительным финансовым тратам.

Результаты опроса в Telegram-канале

Результаты опроса в Telegram-канале

Напомним, наши коллеги из Информатор Украина нашли несколько советов касательно того, как помочь ребенку учиться на «удаленке». Тут мы показывали, что происходит в супермаркетах в период локдауна, а тут — как выглядят «спящие» ТЦ, магазины, спортзалы и фастфуды.

Мария Чалая

© 2007-2020 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dp.informator.ua как источник информации обязательна.
Материалы, размещенные на коммерческой основе, публикуются с пометкой "Партнерский материал".

Наверх