UA

Город для людей: как избавиться от шин возле клумб и причем тут опыт Японии

Город для людей: как избавиться от шин возле клумб и причем тут опыт Японии

Вкопанные шины возле клумб и детских площадок - классика двора почти каждого дома советской постройки. Знали ли жильцы во время строительства о том, что они могут вызывать рак? Знают ли они сейчас, как избавиться от этого декора? В Японии знают и даже зарабатывают на этом. В Украине тоже знают, но заграничный опыт для нас остается на бумаге. На деле все по-прежнему сводится к свалкам.

Даже если вам удалось убедить консерваторов и сторонников советского стиля украшения дворов. Даже если вы все вместе собрались и выкопали эти шины. И кажется, что все самые сложные шаги пройдены, дальнейшая судьба шин все равно зависит от решения Верховной Рады. Информатор поговорил с экологами, нашел логическую цепочку и ответы на вопросы.

СНАЧАЛА О ВРЕДЕ

Член Общественного экологического совета при Днепропетровской ОГА Татьяна Лампика рассказала, что шины выделяют 120 химических веществ при разложении. А оно происходит под влиянием погодных условий. Медленно, но происходит. Самое опасное - это канцерогены, которые выделяются при высоких температурах. Например, летом. Он способен вызвать онкологические заболевания у людей. Что с этим делать? "Во- первых, необходимо больше профилактических мероприятий для разъяснения проблемы. Во-вторых, жесткий контроль через центры продаж и возврата шин, уже как отход и контроль утилизации. Это скорее всего начнет работать с принятием нового закона "Об отходах"", - ответила Татьяна Лампика.

ЧЕМ ХОРОШ ЗАКОН

Как правило в Украине "жесткий контроль" невозможен без штрафов и законодательства. Пока этого нет, об обязательной утилизации говорить не приходится. Заместитель директора департамента экологии Ирина Козлова рассказала, что до принятия рамочного закона №2207  девать эти шины, кроме свалки, некуда. Его рассматривают уже пятый год. Закон предусматривает ответственность производителя и обязывает его утилизировать отходы. Кстати, речь идет не только о шинах, но и о лампочках, батарейках, транспортных средствах и так далее.

Примером того, почему закон необходим Днепропетровской области, служит мусороперерабатывающий завод на Криворожском шоссе - по словам Ирины Козловой, он проработал несколько месяцев в тестовом режиме. Эколог рассказала, что предприниматели сначала были согласны отдавать шины, а затем стали назначать цену на их передачу заводу. Причина - отсутствие закона, который обязывает их сдавать шлак, а у завода нет средств, чтобы ездить и собирать шины по городу. За городом есть свалка шинного завода. И когда летом там горит хотя бы одна шина, ветер уносит запах в город, и он становится достаточно ощутимым.

Глобально Украина могла бы перенять опыт Японии, которая не только научилась обращаться с собственными отходами, но и принимает мусор из других стран. В "стране восходящего солнца" развита коллаборация крупных компаний - такими, как Honda и Coca Cola. Они объединяются и передают отходы от своей деятельности на переработку. Полученный материал японцы используют как сырье для производства новых продуктов.

В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА

Ирина Козлова рассказала механизм, и чтобы его понять, нужно двигаться по иерархии. Изначально стояла задача разработать региональный план. В Днепре с этим справились еще в 2020 году. План разделял регион на 7 кластеров, за которыми были закреплены территории. Каждый подразумевал постройку мусороперерабатывающего завода. И инвестирование. Однако инвесторы просят, чтобы сначала утвердили закон. Сейчас над ним работает Министерство регионального развития и Министерство экологии. "Раньше работали вместе, единым фронтом, но теперь разошлись во мнениях. На данный момент у закона 1500 правок. На этапе обсуждения - организационные формы". После принятия закона утверждается и региональный план. После этого обсуждается бюджет на реализацию этого плана. Деньги поступают из трех источников:

  • местные производители
  • местные и государственные бюджеты
  • инвестиции.

Далее строятся и запускаются заводы, а предприятия отдают им свои отходы. Отдельно замдиректора департамента экологии сказала о "Национальном плане обращения с отходами", уточнив, что сроки уже упустили.

По данным Министерства экологии, нововведение решит три главных проблемы:

  • бесконтрольное захоронение отходов на свалках
  • фиктивная переработка отходов
  • операции с отходами без разрешающих документов.

Японский опыт и закон в ВР кажутся чем-то далеким и не касающимся небольших двориков в Днепре. Тем временем наступает очередное лето, и неутилизированные шины продолжают разлагаться на клумбах. На данный момент мы не можем принять вместо ВР закон. Но в состоянии найти альтернативу "советскому наследию", проявив немного фантазии. Так, как это получилось у жильцов дома №95 по Слобожанскому проспекту. В одном дворе есть оба варианта декорирования клумб. Если вам или вашим соседям захочется украсить клумбу, пересмотрите это сравнение и хорошо подумайте над выбором.

Ранее мы обсуждали работу Государственной экологической инспекции Украины. Также читайте о том, что в стране запретили использование пластиковых пакетов.

Альтернатива шинам Альтернатива шинам

Классика старых дворов Классика старых дворов

Скромно и со вкусом Скромно и со вкусом

Неотъемлемый элемент клумбы Неотъемлемый элемент клумбы

Не бросается в глаза Не бросается в глаза

Автодром? Нет, детская площадка Автодром? Нет, детская площадка

Есть над чем поработать Есть над чем поработать

Мало того, что при разложении шины выделяют канцерогены, их еще и покрасили Мало того, что при разложении шины выделяют канцерогены, их еще и покрасили

Сомнительный декор Сомнительный декор

Это не горшок Это не горшок

Делайте правильный выбор Делайте правильный выбор

София Елагина

Фото: Андрей Батозский

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.