UA

"Каждая цифра - это человек": как в Днепре работает Музей сопротивления Голодомору

"Каждая цифра - это человек": как в Днепре работает Музей сопротивления Голодомору

Несколько небольших комнат. На полках лежат корешки, орехи, разнотравья и даже засохший козий сыр - этим питались люди, чтобы спастись от голода. На стеллажах - черные толстые тома "Книги памяти" с именами тех, кому это не удалось. Не только содержимое, но и само количество страниц напоминает о том, почему так важно приходить в Музей сопротивления Голодомора.

Директор Музея Лилия Богачева сказала: "Мы не являемся университетом. Мы не должны говорить с нашими посетителями на академическом языке". Она пообщалась с Информатором о работе Музея сопротивления Голодомору и его преобразовании в информационный хаб. 

ПОДДЕРЖАЛ ДАЖЕ КАНАДСКИЙ РЕЖИССЕР

История Музея началась с поста Facebook, который опубликовала Богачева. На тот момент она состояла в общественном совете и занималась вопросами экологии - согласно своему второму образованию. Со временем пришло понимание, что экозащитная деятельность решает лишь последствия, но не проблемы. Общение с молодежью показало директору Музея, что они не идентифицируют себя в качестве украинцев. "Невозможно заставить людей беречь то, с чем они себя не идентифицируют". Первое образование у Лили - историческое. Она понимала, что Днепропетровская область - одна из наиболее пострадавших во времена Голодомора. Но соответствующих ресурсов поднимать этот вопрос не было.

Поэтому Лилия Богачева обратилась к мэру Днепра Борису Филатову, тогдашнему главе облсовета Глебу Пригунову и советнику губернатора Юрию Голику. Реакция последовала от Пригунова: он попросил написать концепцию Музея. Отреагировал и Юрий Голик. От мэра ответа не было. Работа немаленькая, но наработки все таки представили. На время разговоры вокруг открытия Музея утихли, пока Лилия не обратилась к директорам Национального музея Голодомора и Института национальной памяти. 13 ноября 2019 года они приехали в Днепр, чтобы участвовать в "круглом столе", который удалось организовать. Кроме специалистов, на встрече был и Ричард Бачинский - канадский режиссер украинского происхождения, который снял фильм "Гіркі жнива". Он дал разрешение использовать свою киноленту в работе над открытием Музея. 

Идея не нова - такой музей уже работал и в Харькове, и в столице, и в Хмельницкой области. Поэтому авторы проекта хотели охватить не только 32-33 годы. "Постоянно идет разговор среди ученых о том, что голод 20-х и 40-х годов тоже искусственный. То есть мы говорим о периоде, который начинается с 1915 года - когда Ленин официально провозглашает, что коммунистическая партия полностью руководствуется манифестом, который написал Карл Маркс и Фридрих Энгельс".

По словам Лили Богачевой, манифест имел геноцидный характер. Голодомор не взялся "из ниоткуда" - тогда началось истребление украинской интеллектуальной элиты, духовенства и всех, кто развивал нашу культуру. И сборники сочинений Ленина и Сталина в Музее не случайны - в них зафиксированы мысли, которые могут объяснить, почему так происходило. В областном архиве директору признались, что документов 20-х и 40-х годов много, но их мало исследовали. Этот момент тоже стал частью работы учреждения. И документам в Музее уделяют особое внимание. В то время власть запрещала писать, что люди умирали от голода. Поэтому, по мнению Лилии Богачевой, его важно правильно понять и прочитать между строк. 

КАК ГОВОРИТЬ О ГОЛОДОМОРЕ С ДЕТЬМИ?

Музей открылся 19 февраля 2020 года - во время эпидемии. Официально. А в помещение попали только в июне. Карантин отнял немало времени. Но уже в сентябре коллектив презентовал карту "волынок" - так назывались восстания в Днепропетровской области  против коллективизаций и хлебозаготовок. В народе их прозвали "бабьими бунтами", хотя и мужчины принимали участие. В отличие от Павлограда, "волынки" были безоружным сопротивлением. 

"Волынка" - потому, что "волынят". Если слышали такое о людях, которые не хотят работать", - сказала Лилия Богачева и добавила, что навешивать ярлыки советская власть умела. "Вот говорят "куркули", "уничтожение куркулей". А кто такие куркули? Это люди, которые были состоятельными, работящими. Они ведь ни у кого ничего не забирали. Они были хозяевами на своей земле. Они ценили то, что они имеют. Они это заработали, у них была наследственность поколений. Что делает коммунистическая власть? Она уничтожает наследственность поколений. Она забирает собственность у людей. Это не было раскуркуливание. Это было ограбление".

Наследственность поколений - один из ориентиров Музея сопротивления Голодомора. Экспонатами его деятельность не ограничивается. Лилия рассказала, что основная работа ведется с детьми. Летом вместе с Центральной библиотекой они проводили реконструкцию "зеленых праздников" для школьников 1-4 классов: плели венки, мастерили птиц. Рассказывали о традициях и показывали, что люди пекли в то время. 

"Можно сказать "Голодомор" и рассказывать об ужасах Голодомора. А можно эту тему с другой стороны подать - а что было потеряно? Мы говорим о Голодоморе и уничтожении народа, но постепенно к этому подходим. Мы не даем такую травмирующую информацию, ведь не всегда дети готовы это воспринимать". 

Для средней школы готовили брошюры на базе выставки "Прочь коммунистическую советскую власть!". С музыкальными школами прорабатывают произведения Скорика на бандуре для совместных мероприятий. Сейчас работают над изданием книги со свидетельствами о Голодоморе. Сотрудничают с историческими факультетами днепровских ВУЗов. Студенты вместе с профессорами исследуют документы. Во внимание берут региональный контекст. Национальный музей Голодомора уже передал книги - с ним подписан Меморандум о сотрудничестве. Поэтому администрации даже удалось собрать библиотечный фонд. А Институт исследования Голодомора консультирует сотрудников по необходимости. 

Планируют и работу "в поле" - вместе с Управление охраны культурного наследия хотят найти захоронения возле Севастопольского парка, где во времена Голодомора собирали трупы. 

БОЛЬШЕ, ЧЕМ МУЗЕЙ

По словам Лилии Богачевой, это не тот музей, куда приходят "горшки посмотреть". Это информационный хаб, и в новом помещении он будет интерактивным. Экспонаты можно будет потрогать и взять в руки. Тексты - с сурдопереводом. Будут выставлены копии документов. А само помещение должно быть доступным для маломобильных групп населения. 

"Главная задача, которую мы ставили, - не говорить об истребленных людях на языке цифр. У каждой цифры есть имя, фамилия и отчество. Каждая цифра - это человек. Человек, за которым стоит семья, у которой могло быть продолжение. Это ресурс нашей страны. Мы должны начать говорить именами. У меня есть "Книга памяти". Открываешь - идет фамилия и две буквы - имя и отчество. Это вам о чем-то говорит? Эмоциональный отклик будет? Это только статистика, а мы показываем истории семей".  

И в дополнение рассказала историю, которая стоит перед глазами у многих очевидцев, с кем приходилось работать. Стоят дома, а возле них тропинки заросли травой. Это значит, что возле них никто уже не ходит. Из трубы не идет дым - там уже ничего не готовят. И ездит извозчик с конем, он собирает трупы в этих домах. Он выносит тела и следом ведет бабушку, которая еле движется. Он садит ее в эту телегу потому, что второй раз коня пригонять не хочет за ее трупом. Он хотел посадить ее в яму, чтобы она просто умирала. "Ему не человека было жаль, а коня. Человечность уничтожили. Эти вещи мы должны показывать". В распоряжении музея есть 53 показания свидетелей. Именно эти истории и считаются уникальными экспонатами. 

В информационном хабе будут проходить дискуссии и телемосты с представителями диаспоры. Директор музея рассказала, что сейчас идет диалог с властью о проекте "Музейная миля", в рамках которого и откроют отдельное помещение для Музея сопротивления Голодомора. Когда  рассматривали варианты и Лилия предлагала не центральные части города, власти не соглашались. Говорили, что это должно быть в доступном для людей месте. Помещение, где располагается Музей на данный момент, предоставили руководству фактически за гривну в месяц. Благотворительных взносов нет, а для грантовых программ учреждение работает еще недостаточно долго. 

Сегодня Музей находится не так далеко от центра - по улице Староказацкой в доме №40Б. Если вы все еще ищите причины для того, чтобы его посетить, помните - это не о том, что происходило вчера. Это то, что происходит прямо сейчас. "Мы остаемся в процессе работы. Мы остаемся в процессе сопротивления потому, что война, которая сегодня есть, это опять истребление украинцев как нации. Россия говорит об этом открыто, они не стесняются. Они не признают украинскую нацию как отдельную". 

Открылся сравнительно недавно Открылся сравнительно недавно

При поддержке Национального музея Голодомора, Института национальной памяти и общины Днепропетровской области При поддержке Национального музея Голодомора, Института национальной памяти и общины Днепропетровской области

Каждое имя в этой книге - человеческая жизнь Каждое имя в этой книге - человеческая жизнь

Оружие массового поражения Оружие массового поражения

В Музее есть нетипичные, но уникальные экспонаты В Музее есть нетипичные, но уникальные экспонаты

Вокзал 30-х годов. Фото: начальник экспозиционного отдела Музея сопротивления Голодомору Валентин Рыбалка Вокзал 30-х годов. Фото: начальник экспозиционного отдела Музея сопротивления Голодомору Валентин Рыбалка

Детям говорят о Голодоморе на особом языке Детям говорят о Голодоморе на особом языке

То, благодаря чему выживали украинцы То, благодаря чему выживали украинцы

Поговорили с директором музея Лилией Богачевой Поговорили с директором музея Лилией Богачевой

Сведения очевидцев Сведения очевидцев

Ранее мы писали о работе Veteran Hub - месте для ветеранов, которые нуждаются в защите. Также читайте о нетипичной акции в День памяти жертв Голодомора - в центре Днепра прохожим предлагали то, что приходилось ест украинцам во 1932-1933 годах.

София Елагина

Видео: Андрей Батозский

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.