Парк имени Лазаря Глобы - один из старейших парков в Днепре. Он обладает почти двухсотлетней историей и является любимым местом многих поколений горожан.
Информатор предлагает окунуться в историю и вспомнить, каким был парк имени Лазаря Глобы в 30-е годы ХХ века.
Как раз в 1924-1930 годах парку фактически подарили новую жизнь. Его капитально реконструировали, перепланировали и благоустроили территорию. Устроили выходы на улицы Шмидта и Фабра (Серова), лестницу с улицы Староказацкой (Комсомольской).
Главный вход в парк, 1931 год
Главный вход в Парк физкультурников (ныне парк имени Глобы). Начало 1930-х годов
3-й маршрут трамвая на проспекте Яворницкого в районе Парка физкультурников (ныне парк им. Глобы). 1932 год
Вход в парк имени Глобы сейчас
Вид с проспекта Яворницкого
В тридцатые годы парк сменил несколько названий - сначала "Сад физкультурников", потом "парк имени Хатаевича". Глава местных коммунистов Хатаевич вскоре был арестован и расстрелян как "враг народа", и в 1939 года парк назвали именем погибшего великого летчика Валерия Чкалова.
Парк физкультурников (ныне парк им. Глобы). Вид на футбольное поле. 1931 год
Лестница из парка им. Хатаевича (ныне парк им. Глобы). Вторая половина 1930-х годов
Сейчас лестница в парке выглядит гораздо проще
На месте вазонов с цветами ничего не осталось
Улица Новая. 1935 год. Сейчас пешеходная улица Щербицкого, через мостик парка им. Глобы
А сейчас та самая пешеходная улица выглядит так
В тридцатые годы в рекордно короткие сроки была построена детская железная дорога - яркий памятник сталинской эпохи в бывшем Днепропетровске. Это была первая детская железная дорога в Украине и вторая в СССР.
Над прудом по эстакаде проходит центральная аллея парка, и для пропуска линии дороги были построены два тоннеля, протяженностью 10 и 30 метров, которым дали имена Пушкина и Маяковского. Были построены две станции: Жовтень (сейчас Пионерская) — главная станция, где и расположилось управление дороги, Комсомольск (впоследствии Комсомольская), и платформа Депо имени Чапаева.
Малая Сталинская детская железная дорога в парке им. Хатаевича (ныне парк им. Глобы). Станция "Жовтеня". Вторая половина 1930-х годов
Малая Сталинская детская железная дорога в парке им. Хатаевича (ныне парк им. Глобы). Станция "Комсомольск". 1937 год
Тоннель имени Пушкина. Вторая половина 1930-х годов
Тоннель имени А.С. Пушкина. 1936 год
За время войны дорога была практически полностью разрушена — рельсы сняты, станции сожжены, паровозы уничтожены. Но уже в 1944 году дорога была восстановлена. Станция Комсомольск после войны не восстанавливалась.
Дальше развитие дороги застопорилось, а в конце 80-х годов было разобрано депо, платформа имени Чапаева. С тех пор поезд не делает промежуточных остановок.
Сейчас тоннель выглядит немного таинственно
Локомотив уже давно не делает промежуточных остановок
Вид сквозь тоннель имени Пушкина
Вагоны поезда регулярно подкрашивают и приводят в порядок
На станции располагаются учебные классы, дежурный по станции, зал ожидания, касса
Вагоны детской железной дороги во всей своей красе
В этом году сезон детской ЖД уже открыт
Станция Пионерская, которую реконструировали в 2001 году
Сразу после освобождения города начались восстановительные работы и в парке. Появились новые объекты.
Парк физкультурников (ныне парк им. Глобы). Вид на футбольное поле. 1931 год
Лестница в парк им. Хатаевича (ныне парк им. Глобы) с улицы Комсомольской. Вторая половина 1930-х годов
Та же лестница
Днепропетровский Рабочий Оперный театр (бывший Зимний театр, сейчас театр им. Горького). Начало 1930-х годов. Открытка из коллекции Н. Бусыгиной.
Днепропетровский Рабочий Оперный театр (бывший Зимний театр, ныне театр им. Горького). 1935 год
Так лестница выглядит сейчас
Она лишилась фигурных ограждений и вазонов с цветами
Театр Драмы и Комедии (бывший Горького)
Театр до сих пор действует, на его сцене выступают творческие коллективы
Ранее мы рассказывали и показывали, как выглядела гостиница "Пальмира" на проспекте Яворницкого. Также мы говорили о том, что хотят построить на месте известного "дома с атлантами".
Кристина Лях, по материалам Максима Кавуна
Фото: Сергей Марченко, Екатеринослав - Днепропетровск