Фейковые новости, дезинформация, деструктивные призывы в сети – это то, с чем мы встречаемся в интернете все чаще. Самая большая опасность в том, что через влияние дезинформации мы можем начать сомневаться в правде и играть на руку врагу.
Об этом сообщает Информатор, ссылаясь на Информатор Украина.
И взрослые и дети склонны больше доверять той информации, которая подтверждает наши размышления и отношение к определенным явлениям. Именно поэтому мы часто распространяем именно такие новости или сообщения.
Важно спрашивать себя:
- Какие эмоции вызывает у меня информация, которую я хочу распространить? Если определенное сообщение или новость для нас очень эмоциональна, то в таком состоянии нам сложно проверить, это иногда не дезинформация, поскольку в тот момент нами управляют эмоции.
- Как эта информация может повлиять на других людей? Это важный вопрос сегодняшнего дня. Ведь когда мы распространяем определенную информацию, наши друзья в социальных сетях могут относиться к ней, как к правдивой, поскольку эти люди доверяют нам. Также сейчас социальные сети и новостные платформы имеют много сообщений, которые вызывают у нас негодование, страх или злобу. И когда мы распространяем такую информацию на частной странице, это может определенным образом травмировать людей, которые за нами следят.
- Как эта информация повлияет на меня спустя некоторое время? Когда мы что-то публикуем в социальных сетях, через некоторое время появляется "воспоминание" в ленте. Важно оценить информацию, которую мы сейчас хотим распространить, не ретравмирует ли она нас через годы?
- Я распространяю эту информацию, потому что я уверена/уверен в ее правдивости, хотела бы/хотела, чтобы она была правдивой? В социальных сетях мы создаем свой информационный пузырь, в котором находимся довольно долгий промежуток времени. Она состоит из новостей и информации, в которую мы верим или созвучны с нашими личными соображениями. Так, например, мы можем поддерживать чье-то личное мнение или читать определенный блог, потому что автор как бы разделяет наши ценности.
- И тут важно спросить себя — действительно ли это правдивая информация, или мне хотелось бы, чтобы так было? Ведь важно использовать правдивую информацию для построения своего мировосприятия, а не строить мир иллюзии благодаря дезинформации.
Как научить ребенка обращаться с дезинформацией
- Прочти. Сначала важно ознакомиться с информацией, оценить, это описание мнения определенного человека, или использованы официальные данные, указывающие на то, что это факт.
- Проверь. Далее нужно поискать схожую информацию в нескольких разных источниках для проверки правдивости. Например, просмотреть официальные страницы министерств и иностранные источники, освещающие данные по определенной теме. Перед тем, как что-то распространить на своей странице, важно подождать некоторое время. Бывают случаи, когда все медиа публикуют определенную информацию, которая оказывается ложной или когда выставляют определенный пост о помощи, который тоже может оказаться фейковым. Поэтому важно подождать некоторое время, чтобы увидеть, эта информация правдива, и проверить ее еще раз.
Если кто-то из знакомых распространил ложную информацию
Важно не оценивать человека и не критиковать, что он сделал это намеренно или прежде не проверил информацию. Напишите человеку в частные сообщения, что кажется пост содержит дезинформацию. Добавьте ссылку на правдивую информацию или опровержение написанной информации. Если вы не готовы лично общаться с человеком, можете пожаловаться на сообщение с отметкой "Неправдивая информация". Если ребенок заметил дезинформацию в социальных сетях, то следует обратиться за помощью к взрослому, кому он доверяет, чтобы можно было получить поддержку и вместе выполнить прописанные выше шаги.
Что делать, если распространили ложную информацию
Да, мы все иногда совершаем ошибки. Важно их замечать и исправлять. Можете выбрать один из путей:
- удалить свой пост, содержащий дезинформацию,
- сделать примечание в оригинальном посте, что, к сожалению, информация в этом посте не правдива и предоставить ссылку на новый проверенный источник,
- если это stories, то сделать дополнительный материал о том, что предварительная информация не правдива.
Как говорить с ребенком о контенте, который он видит в интернете
- Интересуйтесь у ребенка, что он находит себе полезного в сети, какие ресурсы посещает, на каких сайтах ищет информацию.
- Создайте дома маленькую медиаплатформу, когда в определенное время вы собираетесь всей семьей и обсуждаете, делитесь мнениями относительно новостей мира. В разных жизненных ситуациях делайте акцент на определении с ребенком, что есть "факт", а что - "мнение человека".
- Приводите детям примеры дезинформации при просмотре новостей или информационных ресурсов. Спросите у ребенка, задумывается ли он, что распространяемая в сети информация может быть ложной и какие последствия несет для нее и его близких.
- Напоминайте, что вся информация, фото, реклама, блоги – это способ заработка людей в интернете. Все, что мы видим в сети, например сайты, фото или видео, текст — это чья-то работа за которую человек получил деньги. К примеру, популярные блоггеры рекламируют определенные товары. И за это освещение этой информации на своей странице они получают деньги.
- С подростками поговорите по оценке информации. Конечно, когда мы видим информацию, которой верим, мы ее распространим и вряд ли будем проверять правдивость. Когда же мы встречаем информацию, с которой мы не согласны, важно как бы сделать шаг назад и оценить, какие факты есть в таком послании.
- Побудите ребенка использовать различные информационные платформы и искать определенные данные самостоятельно.
Раньше мы писали о том, что делать, если вашего ребенка травят. Также мы говорили о том, что спецслужбы рф вербуют украинских детей через мобильные игры.
Савчук Сергей