На сегодняшний день в Днепре сложилась парадоксальная ситуация – практически каждый десятый маршрут обслуживается без соответствующих договоров с органами местного самоуправления. Более того, некоторые маршруты и вовсе отсутствуют в транспортной сети, но автобусы продолжают курсировать. А один из маршрутов и вовсе обслуживают два перевозчика – «черный» и «белый».
Итак, по порядку. Новости Днепра в лице Zabeba.li писали, что по проспекту Поля (бывший проспект им. Кирова) пассажиров перевозят маршруты 150 и 53Б, которые исключены из транспортной сети.
Разрешение на перевозку им дала еще в прошлом году бывший и.о. городского головы Галина Булавка. Однако срок, который им отвели на проверку целесообразности маршрутов, был равен 3 месяцам. Это время давно истекло. Тем не менее по словам директора КП «Днепрогортранс» Дмитрия Крыжановского, по маршрутам, которые исключили из транспортной сети, микроавтобусы продолжили перевозить пассажиров. Проблемным остается и маршрут 88, который перевозит пассажиров с ж/м Клочко на ж/м Тополь-3.
Согласно итогам последнего конкурса по разделу маршрутов города, проводившегося в начале ноября прошлого года, победителем стало ООО «Технополис». Договор заключили сроком на пять лет. Однако, по словам Крыжановского, которые подтверждает и активист «Громадського контроля» Иван Васючков, ООО «АТП 32», которое осуществляло перевозки на маршруте до проведения ноябрьского конкурса и передачи маршрута ООО «Технополис», до сегодняшнего дня не сняло подвижной состав и является так называемым «черным» перевозчиком. То есть работает на маршруте без договора.
Казалось бы, ну ездят маршрутки без договоров, какое дело простым обывателям. Более того, многие горожане довольны тем, что 150-й маршрут, которого нет в транспортной сети Днепра, перевозит пассажиров по проспекту Поля по социальной цене размером в 2 гривны. Однако, по словам общественного активиста Ивана Васючкова, ситуация не так проста. Здоровье и даже жизнь пассажира абсолютно не застрахованы от несчастного случая. Если транспортное средство становится участником ДТП, ответственность несет, в лучшем случае, водитель маршрутки. Фирма, которая не подписала договор на обслуживание маршрута с органом местного самоуправления, не может официально принять на работу и маршрутчика.
«Таким образом, в случае аварии единственное, на что может надеяться пассажир – сознательность водителя, который оплатит медицинские счета из собственного кармана. Но как показывает практика, рассчитывать на это не приходится. В лучшем случае водитель даст деньги из собственного кармана», — говорит Иван Васючков в интервью новостям Днепра.
По его словам, в случае ДТП, виновником которого стал водитель маршрутки, он оплатит по счетам лишь другому участнику ДТП, но уж никак не своим пассажирам.
Более того, техническое состояние маршрутки тоже на совести водителя. Предприятие, которое работает без договора, зачастую не занимается проверкой подвижного состава.
Что уж говорить о льготных категориях населения. Частник, в обход закона, может попросту отказаться перевозить людей бесплатно. Ведь он не является легальным участником рынка перевозок.
И еще один аспект. Иван Васючков отмечает, что городской бюджет, из которого собственно финансируются социальные и прочие программы, от работы таких перевозчиков не получает ни копейки. Более того, по утверждению активиста, львиная доля средств – едва ли не 90 процентов, оседает в конвертационных центрах.
Стоит отметить, что без договоров маршрутчики выходят на линию противоправно. Дмитрий Крыжановский, комментируя новости Днепр, отметил, что не так давно созданная Госслужба по безопасности на транспорте может накладывать штрафные санкции на маршрутчиков – порядка 1,7 тыс. грн. на одно транспортное средство. Однако проверки по Украине начались относительно недавно – два месяца назад.
А потому отследить всех недобросовестных перевозчиков возможности пока нет. Функции же контроля за перевозками в Днепре по прежнему остаются в ведении КП «Днепрогортранс». Однако 13 июня на сайте горсовета появился проект решения о его ликвидации. Пока что депутаты отложили вынесение проекта решения в сессионный зал, в КП обосновывают профильному департаменту и депутатом необходимость своего существования.