Который год тянется эпопея со строительством нового аэропорта Днепра. В этой истории было все: и громкие обещания высокопоставленных чиновников вплоть до Президента, и бюджетные деньги, и красивые проекты. Было все, вот только результата, как оказалось, нет.
Информатор поехал на строительную площадку, чтобы увидеть своими глазами, как идет строительство.
Посмотрев на динамику работ, докладываем - практически никак. А почитав документы, мы выяснили, что виной всему демпинг компании «АЛЬТІС-КОНСТРАКШН», которая предложила на тендеры нереалистично низкую стоимость строительства аэродрома. А Александр Ярославский, с его бизнес-стажем и прагматичным подходом опытного инвестора, тоже не горит желанием строить терминалы, пока не будет уверен в наличии аэродрома. А такой уверенности нет, и быть не может. Невозможно собрать айфон из кубиков лего или поесть в дорогом ресторане по ценам МакДональдса, или построить аэродром ниже себестоимости.
Впрочем, начнем с начала. Проект нового аэропорта Днепра – многострадальный. Вы еще помните историю о транспортном хабе в Соленом? Это было, когда Ярославский уже сказал, что готов вложить 70 млн. дол. в перестройку существующего аэропорта в городской черте как частный инвестор. Но у тогдашней власти в пику здравому смыслу засела в мозгу идея построить аэропорт в чистом поле на границе Днепропетровской и Запорожской областей – чтобы пассажирам было интереснее туда добираться. Экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян делал громкие заявления, что «это правильное стратегическое решение для страны — построить новые воздушные ворота для Днепра, Запорожья и, потенциально, Кривого Рога, а не бесконечно ремонтировать старое!». Это был очередной гиперлуп — «потемкинский аэропорт» в чистом поле, где нет ни коммуникаций, ни транспортного сообщения, ни кадрового потенциала. Этот проект ничем не закончился, от него были вынуждены отказаться, но потерянное время не вернешь.
Президент Владимир Зеленский во время первого официального визита в Днепр
Пришла новая власть и уже президент Владимир Зеленский давал обещание, что в Днепре построят новый аэропорт. «Мы сделаем и поможем вам. Средства будут, потому что мы понимаем, что такое для города-миллионника аэропорт», - сказал гарант во время своего первого визита в Днепр в качестве главы государства.
Но от одного только его слова аэропорт не появился. Даже, наоборот. В сентябре 2019 года стало известно, что Кабмин внес в парламент законопроект о бюджете на 2020 год. В нем на авиасообщение Днепра планировали выделить 0 грн, и такая же история повторилась и в 2021 году.
Потом из-за возмущения горожан, СМИ и днепровских нардепов, финансовый документ пересмотрели. Но не в пользу аэропорта Днепра. Уже в третьей версии обновленного бюджета на аэропорт оставили 100 млн грн из 1 млрд грн, который выделяли ранее. В Киеве это объяснили созданием Фонда борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, который, как потом оказалось, не был нацелен на медиков и больницы, а деньги из него шли на строительство дорог. По планам Кабмина, чтобы наполнить этот фонд на 97 млрд грн, нужно было урезать разные статьи расходов. В том числе, и финансирование строительства нового аэропорта в Днепре.
В конечном итоге деньги вроде выделили. Вот только освоить, как оказалось не могут.
Самой сложной была задачей выделить участок для строительства аэродрома. Для этого нужно было передать 245 га земли на территории Новоалександровского сельсовета Днепропетровской области в постоянное пользование государственному предприятию министерства инфраструктуры «Фінінпро».
Как-то пусто и практически безлюдно на стройке взлетки
В ноябре 2020 годы Информатор Деньги писал, что на тот момент для строительства собрали не всю землю. Но это еще полбеды: госпредприятие «Фінансування інфраструктурних проектів» во главе с Кириллом Хомяковым настолько профессиональны, что только с четвертой попытки смогли провести торги на создание проекта нового аэродрома. Каким-то образом государственная структура чуть не подписала договор с компанией, чей собственник был гражданин РФ, академиком Академии военных наук воюющей с нами страны!
С горем пополам торги прошли, но договор по предварительному (так называемому рабочему) проекту только на днях подписали. А перед этим, видимо, чтобы показать свою эффективность, министр инфраструктуры Владислав Криклий поторопился заявить о начале строительства.
А теперь вишенка на торте строить взлетку будет компания тестя скандально известного Романа Насирова «АЛЬТІС-КОНСТРАКШН» и еще одного героя множества журналистских расследований Александра Гмырина. Эксперты сразу же предупредили, что предложение победителя торгов подозрительно дешевое: победитель конкурса «сбил» цену на 30% с 5,69 млрд грн до 3,95 млрд грн. Другие шесть компаний, среди которых были и зарубежные с опытом строительства аналогичных объектов буквально «сошли с дистанции» — отказались от участия в конкурсе на строительство за столь мизерную как для такого масштабного проекта сумму.
Из Киева чиновники заявляют, что работа “кипит”
Подрядчик «АЛЬТІС-КОНСТРАКШН» известна тем, что она заявляет самую низкую цену ради победы на аукционе, а потом «добирает» разницу на подписании дополнительных договоров. Прочитать об этом можно тут.
Много громких заявлений о старте работ, которых на самом деле и нет. Смотрите сами.
По сути, днепрян снова обманули и государство просто делает вид, что «взлетка» строится, а обещания Президента землякам выполняются.
И уже очевидно, что Александр Ярославский торопиться не будет. Да, первую и тысячу первую лопату на строительстве новых терминалов уже воткнули, как он и обещал: «Как только первая гривна от государства поступит [на строительство взлетно-посадочной полосы], воткнется первая лопата в строительстве терминальных комплексов». Но вкладывать деньги в памятник бесхозяйственности и пустословия он явно не будет. И если не будет аэродрома, то не будет и аэропорта.
Частный инвестор не начнет строительство, пока государство не наладит работу на взлетной полосе
Несмотря на все провалы и факапы, в феврале этого года глава Госагентства инфраструктурных проектов Украины Кирилл Хомяков рапортовал о старте строительства государственной взлетки в Днепре: «Все подготовительные работы завершены, тендер проведен, договор подписан. Началось строительство. Через 36 месяцев в Днепре будет построен новый и современный аэродром. Мы позаботились, чтобы на все время строительства функционировала старая взлетно-посадочная полоса».
Уже очевидно, что обещанные сроки сорваны, стройка фактически заморожена, а чиновники живут в фейсбуке.
Видимо, жителям Днепра придется и дальше летать из Запорожья и Харькова, с надеждой ожидая следующих президентских выборов. А они не за горами.
Елена Скобцева