По плану в 2020 году Укравтодор должен отремонтировать или построить в Украине 4 тыс. км дорог. В 2019 году по плану было - 800 км, а реально сделано - 130 (трасса “Запорожье- Мариуполь”). Областные администрации должны в 2020 году привести в порядок 2,5 тыс км дорог. Всего в 2020 году в Украине появится 6,5 тыс. км качественных трасс. В 2021 году Укравтодор должен привести в порядок 7-8 тыс. км, то есть в 1,5-1,7 раза больше, чем в 2020 году.
О том, как удалось добиться таких результатов, советник экс-губернатора Днепропетровской области и экс-премьер-министра Украины Юрий Голик рассказал в беседе с предпринимателем и советником мэра Киева Максимом Бахматовым.
“У нас огромнейшая страна, а многие не могут ездить по ней, потому что нет дорог. Я когда-то говорил о том, что я хочу, чтобы человек из Мариуполя сел на легковую машину и доехал до Львова. Вот сейчас из Мариуполя мы доезжаем до Запорожья, от Запорожья до Днепра. И сейчас мы активно делаем трассу Днепр-Решетиловка. Если в этом году мы ее закончим, то в принципе всё, уже дальше по трассе до Киева или до Львова человек сможет доехать. Все, страна сшита оказывается, - говорит Юрий Голик, - Да, может это не самый короткий путь, надо строить там параллельный, который существует, но тем не менее это нужно делать. Это качество жизни, просто сел машину и через сутки ты во Львове гуляешь. Ты свою страну знаешь, мы страну сшиваем. То есть нам есть о чем общаться между жителями”.
Решение этой проблемы стало возможным благодаря реализации программы “Большая стройка”, инициированной президентом Владимиром Зеленским. Ее запуск позволил сконцентрировать деньги для достижения видимого результата, а не на латании бесконечных ям.
“С точки зрения денег на дороги, во-первых, Дорожный фонд заработал на 100%. В прошлом году было 75%. Во-вторых, Укравтодор под госгарантии прокредитовался. И в-третьих, мы точно понимали, что в бюджете есть деньги, которые с той или иной программы можно забирать, - пояснил Юрий Голик, - У Укравтодора где-то 85 млрд грн и 22 млрд грн у областных администраций, то есть всего, где-то 107-108 млрд грн”.
Юрий Голик подчеркнул, что помимо непосредственной пользы от качественных путей сообщения для развития экономики, сам процесс строительства тоже чрезвычайно полезен для страны. Создаются рабочие места. Уплаченные частным подрядчикам деньги возвращаются в бюджет в виде НДФЛ, в виде налога на прибыль, НДС и акциза. Дорожный фонд формируется за счет акциза. Когда по дорогам начинают больше ездить, люди покупают больше топлива, уплачивая с каждого литра акциз в Дорожный фонд. По мнению Юрия Голика, реализация программы “Большая стройка” стала возможна благодаря политической воле президента Владимира Зеленского. “Президент сказал, что это его приоритет. Мир на Донбассе его приоритет, дороги и т.д. Он, как президент, задал направление. Дальше очень простая вещь – там должен быть кто-то на уровне исполнителя, но в данном случае это Укравтодор и Кубраков – его глава, который слышит президента и делает всё, чтобы запланированное было сделано. В «Слуге народа» есть такой момент, когда президент говорит о чем-то и из этого ничего не выходит. На самом деле, вопрос в исполнителях, там, где есть исполнитель – там всегда это происходит”, - сказал Юрий Голик.
О том, каким образом опыт, накопленный Юрием Голиком во время работы советником губернатора Днепропетровской области, помог запустить национальную программу “Большая стройка”, читайте здесь.
Партнерский материал