Менталитет постсоветских стран таков, что основная задача родителей–поделить мир на черное и белое, четко указать и объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо. И если в младшем возрасте это легко и понятно, то взрослея, дети задают все больше и больше вопросов. И когда тема касается секса, взрослым проще отвести глаза в сторону, промолчать и понадеяться, что друзья-подруги расскажут лучше.
Последствия такого поведения – увеличение случаев ранней и нежеланной беременности, распространение ВИЧ/СПИД, половых заболеваний и даже изнасилования. Это об отсутствии сексуального образования в Украине, и молчать – значит, делать хуже. Информатор выяснил, что об этом думают в Днепре.
Так уж повелось в нашей стране, что, избавляясь от отголосков консервативного прошлого, мы торопимся навстречу проевропейскому демократичному будущему. Однако догонять придется долго. Сексуальное воспитание в Европе в порядке вещей. Пришли к этому не сразу, но на месте не стояли и сознание подростков "пестиками-тычинками" не ограничивали. И не только подростков - готовить к правильным отношениям там начинают детей с маленького возраста. Украине пора выходить из тени комплексов. И двигаться в нужную сторону.
В мире вопрос о необходимости сексуального образования подняли еще в 2008 году. После череды исследований и конференций ЮНЕСКО выпускает "Международное техническое руководство по сексуальному образованию", ВООЗ – "Стандарты сексуального образования в Европе". Зашли издалека – все рекомендации предназначались не молодежи, а педагогам и специалистам в области здравоохранения для правильного освещения этой темы. С каждым годом они менялись. Но потребность в этом оставалась неизменной – на первое место ставили избавление от комплекса проблем – нежеланная беременность и заражения различными заболеваниями половым путем. Что интересно – причина, по мнению авторов, крылась совсем не в "распущенной молодежи" (как привыкло думать старшее поколение), а в педагогах. Если быть точнее, то в их подходе к сексуальному образованию. Они омрачали картину, акцентируя внимание на рисках. И таким образом все, что может быть так или иначе связано с сексом, ассоциировалось с чем-то, чего стоило избегать. А запретный плод, как говорится, сладок, и подобный тон бесед был далек от интересов молодежи.
И уж конечно следует думать о том, сколько лет "учащимся". Объяснять детям в 14-15 лет, откуда берутся дети - уже поздно. Смущенные учителя жонглируют научными понятиями и показывают на схемах, что где находится в то время, как взрослые дети хихикают, думая, что разбираются в этом на уровне экспертов. Как правило, они действительно знают то, что по программе им пытаются донести, но на сколько объективны и полны их знания – большой вопрос, ведь до этого времени никто из домашних не пытался с ними об этом поговорить.
"Ребенок четырех лет может спросить, откуда появляются дети и ответа "из маминого животика" обычно достаточно, т.к. такой ответ соответствует его возрасту. Тот же самый ребенок лишь позже может начать интересоваться: "Как я попал в мамин животик?". Для этого возраста подходящим будет уже другой ответ. Реакция, которая не подходит ни в коем случае: "Ты еще слишком маленький, чтобы знать об этом!", - пишут в рекомендациях ВООЗ.
Чтобы решить эту проблему, авторы тех же рекомендаций составили таблицу для шести возрастных категорий – от 0 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет, и от 15 лет и старше. Есть некоторые ценности, которые программа стремится привить детям вне зависимости от их возраста. И более того – делает это методично и последовательно. Речь идет о принятии своего тела и проявлении своих чувств, уважении чужих личных границ и защите собственных, понимание своих прав и их необходимости. Удивительно, но этому учат даже годовалых детей. Например, во время игры ребенок понимает, что ни при каких обстоятельствах нельзя делать больно другому ребенку. И точно также нельзя допускать того, чтобы делали больно тебе. Мама обнимает сына или дочь, тем самым выражая любовь и привязанность – то есть телесное проявление эмоций. И это нормально. Как результат - становясь постарше, в возрасте от 4 до 6 лет, дети не верят в мифы об аистах и капусте. И в то же время не смущают родителей миллионами вопросов, если видят на улице или в окружении беременную – благодаря ранним разговорам и правильному объяснению, они понимают, что на данном этапе происходит с женщиной. А по достижении возраста от 6 до 9 лет взрослым не нужно переключать телевизор, когда в фильме показывают "постельную сцену". Помимо облегчения жизни взрослым, детям прививают толерантность к однополой любви, чувство равенства между мужчинами и женщинами и уважению к частной личной жизни. Нет, это не обозначает "пропаганду геев и лесбиянок" с детства. Это означает, что через 10-15 лет мы можем оказаться в обществе, где в прессе не обсуждают, кто с кем спит, сексуальная ориентация не является поводом для насмешек, комплексов или того хуже насилия, а стереотип "Мужик в доме главный" или "Бьет – значит, любит" - это не больше чем абсурд. И говоря о более современных стереотипах, благодаря сексуальной образованности люди спокойно, без осуждений относятся к тем, кто не хочет заводить детей (то есть больше не услышим "Подружки твои уже детей воспитывают, а ты что?"). Когда у девочки в 12 лет начинаются месячные, она не впадает в панику, а мальчики не стесняются поговорить о проблемах с родителями или специалистами, но уж точно не консультируются с ровесниками за гаражами.
Что касается методики преподавания, то ВООЗ рекомендует распределить вопросы сексуального образования между различными предметами. Преподаватели должны пройти специальную подготовку, а курирует процессом один учитель. Отсутствие спец.подготовки не может быть причиной для непроведения занятий. При этом большое внимание уделяли молодежным и даже религиозным организациям. В мировой общественности считают, что в вопросах сексуального образования школа не является таким уж серьезным авторитетом, и поэтому ей необходимы "партнеры". "Партнеры", равно как и учителя, должны были пройти подготовку, а педагоги еще и "подвергнуть анализу собственное отношение к сексуальности", ведь они служат примером для подражания учеников.
Введение сексуального образования в Украине началось сразу со скандала. А точнее – с курса "Основы семьи", который запустили в украинских школах в 2019 году. Реакция родителей и учителей была незамедлительной. Курс раскритиковали. По их мнению, он не соответствовал ни законодательству, ни Конституции Украины. "Основы семьи" отправили на экспертизу, а курс приостановили до окончательных выводов. Стоит разобраться, что с ним не так. Авторы программы посчитали, что самое главное назначение курса - "формирование общечеловеческих ценностей и национальных традиций украинского народа". Разделы– "Я", "Я и ты", "Мы и дети", "Мир вокруг нас". В введении указано, что таким образом "способствует поэтапному осознанию учениками единства компонентов "Я-Семья-Страна". В большинстве случаев авторы ссылаются на христианские ценности. Здесь нелишним будет напомнить статью Конституции Украины, по которой государство "содействует развитию религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств". Сомнительно разработчики придерживаются статьи, навязывая христианские ценности мусульманам и иудеям, которые могут быть в классе. Помимо этого, взволнованная общественность увидела в курсе популяризацию сексизма и стереотипов, навязывая женщине и мужчине в браке определенные модели поведения. Например, согласно учебнику женщина – это кормилица и берегиня семейного очага. А мужчина – это нарушитель порядка, который не желает вступать в брак и заводить детей. Согласитесь, несправедливо по отношению и к одному, и к другому полу. Более того, обратимся к той же Конституции, где указано, что "равенство прав женщины и мужчины обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, и созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством". Что интересно – на замечания члены комиссии ответили, что такие модели поведения "соответствуют реальности". Впрочем, после этого согласились заменить на вариант, при котором члены семьи занимаются общим делом: готовят ужин, закаляются, путешествуют.
В этом году скандальный учебник перевыпустили в новой версии, с учетом пожеланий экспертов, а прежний запретили использовать в учебных учреждениях. Преподавание курса факультативно и невозможно без согласия родителей. На этом и закончили.
С сентября 2020 года в Днепропетровской области в девяти учебных заведениях на постоянной основе вводят факультативный тренинговый курс "Повага. Любов. Секс". Благодаря директорам школ – они даже дали своим психологам часы. Но все это – не дело пяти минут, и даже не пяти месяцев. Подробнее об этом рассказала заведующая учебно-методической лабораторией здоровьесохраняющих технологий Ирина Кобзева. Подготовка для введения курса началась еще в 2018 году. Тогда на базе "Днепровской академии непрерывного образования" начали обучать педагогов. Проект инициировала начальник управления наук высшего профессионального образования Любовь Кравченко, опираясь на опыт, который получила в Германии. Вначале обучение финансировалось организацией GIZ, которая и помогла написать и выпустить пособие по сексуальному образованию "Повага. Любов. Секс". По нему и готовят педагогов на тренингах. На издание обратило внимание Министерство образования и в прошлом году рекомендовало его для использования в образовательных учреждениях. Начиная с 2018 года, команда три раза в год проводит тренинги для педагогов. Приезжают не только из Днепропетровской, но и из других областей. По словам Ирины Кобзевой, желающих пройти курс больше из региона, нежели из самого Днепра.
Возвращаясь к вопросу о сексуальном воспитании совсем маленьких, стоит отметить, что курс "Повага. Любов. Секс" адаптировали и для детей возрастом от 5 до 9 лет. Основная цель – защитить их от сексуального и физического насилия. Курс называется "Безпечні кордони дитини" и включает в себя 5 интерактивных занятий. Начиная с элементарного, педагоги все больше и больше углубляются в вопросы безопасности и защиты ребенка с учетом его возраста. Так, сначала они учат детей правильно называть части тела ( в том числе и половые органы) и основам гигиены. Далее объясняют, что следует хранить в тайне от взрослых, а что нужно рассказывать немедленно. Дело в том, что большинство насильников – близкие родственники детей, и совращая ребенка, они преподносят это "как секретик", который не нужно рассказывать маме или папе. Вместе с тем преподаватели рассказывают малышам, что надо не бояться, а уметь защитить себя, вовремя рассказав тем, кому доверяешь. Для этого они формируют с детьми "круг доверия". Чтобы деткам было понятно, используют различные игровые методики – например, теорию рассказывают на примере персонажей Михасика и Марички. Курс "Безпечні кордони дитини", как и пособие, рекомендован Министерством образования Украины.
Для того, чтобы начать факультатив в учебном заведении – как для маленьких, так и для старших детей, - требуется разрешение родителей. Их знакомят с программой, рассказывают, какие вопросы будут освещать и что именно преподавать. "Многие родители "за", - говорит Ирина Кобзева. Наиболее религиозные спрашивали сначала совета у священника, а потом давали согласие. Священники обычно отвечают: "Пусть вашего ребенка лучше обучат профессионалы, чем он получит эту информацию где-нибудь в подворотне". Более того - среди тех, кто проходил тренинг в качестве педагога, была и пастор. Она работает психологом и ведет воскресную школу.
Но для того, чтобы стать профессиональным тренером по сексуальному образованию необходимо провести курс на практике, работая в школе с подростками. Педагоги приходят обучать тренинговому курсу добровольно, а затем вместе с администрацией и родителями инициируют проведение занятий с подростками в школах.
Впрочем, когда нет политической воли, единственное, что может поспособствовать переменам – это чистый энтузиазм и неравнодушие. По словам соосновательницы Campus Creative Club Анны Мягких, сексуальное образование в нашей стране несистемно и рассматривается только на уровне отдельно взятых школ: "Все зависит от личности директора – захочет он/она или нет. То есть это некий волюнтаризм. Кроме того, от авторитетности учителя, который пришел с таким предложением. Сможет ли он продвинуть эту тему? Например, директор может начать "петлять", боясь проблем. Учитель должен настоять на своем, чтобы директор согласился. Есть такие, которые активно поддерживают потому, что, сталкивались с проявлениями подростковой сексуальности и понимают, почему это важно. Но они не готовы на это выделять часы потому, что финансирования нет - это тоже отдельный вопрос. Там, где начинаются деньги, появляются дополнительные вопросы. Поэтому подавляющее число директоров, когда к ним приходят с подобной инициативой, да еще и не просят денег, соглашаются". По мнению Анны Мягких, существует два варианта продвижения сексуального образования – либо обязательное введение курса на базе всех учебных заведений, либо популяризация проекта при участии медийных персон. Иными словами, превращение темы в тренд.
Автор цикла лекций о биологии сексуальности на образовательной платформе "Need" Ярина Вишенская видит решение проблемы в более радикальных действиях – увольнении Шкарлета ( и.о. Министра образования Украины). "Адекватный выбор министра образования и наличие у него приоритета создания программ по сексуальному образованию в соответствии с опытом прогрессирующих стран. Все это столкнется с большим количеством негатива, конечно. Поэтому только сильный человек должен быть на должности министра, открытый к информации и готовый привлекать адекватных людей к работе над программой", - прокомментировала свою позицию Ярина Вишенская.
В европейских странах сексуальная грамотность стала таким же базовым предметом, как и у нас математика. Несмотря на то, что в Украине об этой необходимости говорит все больше и больше людей, государство продолжает закрывать на него глаза, придавая столько же значения, сколько кружку кройки и шитья. К сожалению, упуская время, власти не в силах остановить рост семейного физического и психологического насилия, дискриминации, агрессии и изнасилования. Неужели это не так страшно, как заговорить с ребенком о сексе? Иногда этот вопрос стоит задавать не только Министерству образования, но и родителям в том числе.
София Елагина