В субботу - 16 января - вступили в силу отдельные нормы закона «Об обеспечении функционирования украинского языка». Отныне работники супермаркетов, кафе, ресторанов, АЗС, СТО, фитнес-залов, библиотек, интернет-магазинов и любые другие заведения, обслуживающие клиентов, обязаны предоставлять информацию об услугах на государственном языке.
Перейти на другой язык можно только в том случае, если клиент сам об этом попросит. За нарушение предусмотрено сперва предупреждение и требование устранить нарушение, а в случае повторного - штрафные санкции: от 5100 до 6800 гривен, - сообщает Информатор. Мы решили проверить, соблюдают ли поставщики услуг 30-ю статью Закона Украины "Про обеспечение функционирования украинского языка как государственного" и насколько легко им это дается. В качестве "подопытных" мы выбрали несколько наиболее посещаемых мест в период локдауна - АЗС, аптека, несколько супермаркетов и магазин косметики.
Практически все выбранные локации находятся в центре Днепра. Одной из первых стал магазин косметики Prostor на проспекте Дмитрия Яворницкого - кассиры приветствуют и ведут диалог на украинском языке, а некоторые работники торгового зала переспрашивают, комфортно ли вам будет общаться на украинском, если вы обратились к ним на русском. То же касается и несколько "центральных" супермаркетов - АТБ, Varus и "Сільпо". Приятный момент: в одном из них работник зала, объясняя на ломаном украинском, где можно найти соду, извинился за такой уровень знания языка и заверил, что учит его. Стоит отметить, что до этого дня в большинстве случаев обслуживание велось на русском.
На заправке OKKO на Набережной Победы кассиры приветствуют клиентов на украинском языке. Если обращаешься к ним на русском - переходят на русский. Некоторые из работников, несмотря на обращения на русском, продолжают вести диалог на украинском, уточняя при этом, не испытывает ли человек дискомфорт.
В аптеке "Мед-сервис" на проспекте Дмитрия Яворницкого кассиры обслуживают клиентов на украинском языке. Один из клиентов обратилась к сотруднице на русском и та сразу же перешла на русский язык.
Итог: учитывая, что в нашем регионе большая часть населения говорит на русском языке, было приятно видеть картину, описанную выше. Сотрудники сферы обслуживания стараются делать все хорошо и даже если есть какие-то заминки (в случае с плохим знанием языка), - извиняются. Тем не менее мы прошлись только по центральной части города, поэтому говорить за другие районы не можем. Если вы столкнулись с русскоговорящими кассирами или работниками торговых залов - можете написать нам Telegram-чат и мы дополним материал, чтобы он был максимально объективным.
О том, что делать, если вас отказываются обслуживать на украинском языке, рассказывали наши коллеги их Информатор Украина ТУТ. Все, что нужно знать о нормах закона и как подготовиться самому и помочь освоить язык своим сотрудникам - мы собрали ЗДЕСЬ.
Александра Строкина