Днепр - один из немногих больших городов Украины, расположенных на реке, по которой когда-то курсировал речной транспорт. Город географически находится в очень удобном для речного судоходства месте - в центре Украины, на одной из ее главнейших водных артерий.
Пароходство в Днепре началось в середине ХІХ века, а тогдашний Екатеринослав был конечным пунктом судоходства в Украине. О том, как обстоят дела с речным сообщением в Днепре на сегодняшний день, Информатор решил показать на примере речного вокзала.
В семидесятые, восьмидесятые и даже в начале девяностых годов ХХ века ежегодно по Днепру перевозили более 60 миллионов тонн грузов, а многочисленные теплоходы доставляли в десятки речных портов сотни тысяч пассажиров. Особой популярностью пользовались дневные семейные прогулки по живописной реке или более длительные круизы, билеты на которые разлетались, как горячие пирожки. К сожалению, к концу первого десятилетия ХХІ века грузоперевозки по главной реке страны упали в десятки раз, а регулярный пассажиропоток и вовсе исчез с горизонта, появляясь бледной тенью былых счастливых времен лишь в летний сезон. Суда резались на металлолом или ржавели на стоянках, речники меняли профессию на что-то более перспективное для кризисных времен.
В Днепре по адресу площадь Десантников, 1 расположено сейчас уже обветшалое здание речного вокзала. Оно частично заброшено, а частично отдано в аренду разным фирмам. История этого вокзала удивительна: изначально, была идея создать единый узел, объединяющий вокзалы различных видов транспорта - железнодорожного, автомобильного и водного, сосредоточив их в одном месте города. Талантливые архитекторы и конструкторы съезжались отовсюду - как молодые, так и опытные. Архитектором речного вокзала стал Владимир Веснин (он же спроектировал здание автовокзала).
Речной вокзал строился как составляющая будущего "парадного" берегового фасада Днепра, наряду с гостиницей "Парус"и рестораном "Поплавок" - весьма смелыми на тот момент сооружениями. Впервые в отечественной практике речной вокзал был поставлен перпендикулярно к набережной с размещением основной части здания над водой.
Во время строительства жители города небезосновательно думали, что строится очередной мост, ведь перекрытия пяти этажей подвешивались к типовым 33-метровым мостовым балкам. Вокзал, по сути дела, представляет собой обстроенный участок моста. Планировалось, что в период, закрытый для навигации, пассажирские помещения станут клубом, а зал ожидания превратится в танцплощадку. 5-этажное здание речного вокзала было введено в эксплуатацию в 1988 году.
Речной вокзал пришел к разрухе из-за упадка речного сообщения в конце первого десятилетия ХХІ века, а ведь раньше он был "визитной карточкой" города. Сегодня это место удручает. Везде набросаны кучи мусора.
Напомним, ранее мы подготовили для вас ТОП красивых фотографий Днепра из Instagram, а также показывали зиму в городе: снег укрыл ночные улицы Днепра.
Обветшалое здание речного вокзала
Архитектором является Владимир Веснин, который также спроектировал здание автовокзала
Красивый вид на Днепр
Место удручает, везде горы мусора
5-этажное здание речного вокзала введено в эксплуатацию в 1988 году
Здание речного вокзала частично заброшено, а частично отдано в аренду разным фирмам
Когда-то это место считалось "визитной карточкой" города
К концу первого десятилетия ХХІ века грузоперевозки по Днепру упали в десятки раз
Суда резались на металлолом или ржавели на стоянках
Стиль речного вокзала - «сталинский классицизм»
Адрес речного вокзала - площадь Десантников, 1
Во время строительства вокзала жители города думали, что строится очередной мост
Мария Подольская
Фото: Андрей Лысенко