Многие с самого детства бессознательно становятся коллекционерами. Зачастую начинается все с игрушек и моделек техники. Но есть люди, которые проносят любовь к этому увлечению через годы. Речь о тех, кого с гордостью можно назвать: «Коллекционер».
Информатор продолжает рубрику, в которой мы общаемся с интересными жителями Днепра. Они рассказывают о своих коллекциях, а также знакомят с историями их появления. Наш сегодняшний «гость» – Павел Маменко. Он собрал несколько коллекций: черепицы, керамики, изразцов, кафеля, свистулек, казацких трубок. Павел Павлович - журналист, коллекционер и краевед. Коллекционирование пришло в его жизнь еще в детстве. Он собирал марки, спичечные этикетки, самые мелкие монеты разных стран мира и много другое. По его словам, коллекционирование – это болезнь. Если человек "заболеет" этим в детстве, то будет "болеть" до самой смерти.
Сегодня же мы хотим рассказать о его коллекции старинных кирпичей. Первые кирпичи в коллекции Павла Маменко по воле случая появились более двух десятилетий назад, в 1998 году. С тех пор коллекция значительно расширилась. На данный момент в ней свыше 1200 раритетных кирпичей. Часть выставлена на стендах у Павла Павловича, а две экспозиции размещаются в городских музеях. Это Музей истории Днепра и музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине» в «Меноре». Большая же часть коллекции ждет своего часа в закромах, ведь Павел Маменко надеется, что когда-то в Днепре появится музей кирпичей и керамики, где его коллекцию уже в большем объеме смогут увидеть все желающие.
— Расскажите об истории своего увлечения, с чего все началось?
Я собираю старинные кирпичи, в основном относящиеся к Екатеринославской губернии. В частности, к городу Екатеринославу. Это XIX - начало XX века. Началось все очень просто: я делал ремонт, этот дом 1895-го года постройки, в нем жил и работал известный екатеринославский архитектор Леонид Альбертович Бродницкий, он был губернским и епархиальным архитектором. Он жил в этом доме и, очевидно, приложил руку к его строительству, к проекту этого дома. Когда я делал ремонт, я обнаружил здесь несколько кирпичей с загадочной аббревиатурой «АиВД», и отдельно были кирпичи с буквой «А». Они меня заинтриговали, я их просто поставил у себя дома и решил выяснить, что же обозначают эти буквы. Я начал изучать дореволюционные справочники и нашел, что «АиВД» - это завод «Абрама и Вульфа Добрускиных». Это известные наши екатеринославские промышленники, у них был кирпичный завод. А буква «А» относится к еще одному известному промышленнику, Владимиру Абрамовичу, который также имел кирпичный завод. Более того, семья Абрамовичей имела кирпичный завод с 1791 года, это был один из первых кирпичных заводов Екатеринослава. Таких заводов было три: завод Рыбакова, завод Прозорова и завод Абрамовича. Они все были построены в 1791-1792 годах. Очевидно, они были построены не случайно, а это совпадало со сроками строительства Преображенского собора и дворца Потемкина. Долгое время они существовали в одиночестве, а в конце XIX века появилась целая масса заводов в Екатеринославе, когда начался строительный бум.
— Знаете ли вы, сколько кирпичей в вашей коллекции на данный момент?
С 1998 года я начал собирать эту коллекцию, сейчас она насчитывает более тысячи кирпичей. Повторить ее, к сожалению, уже не удастся никому. Потому что многие дома были полуразрушенными на тот период, когда я начинал собирать. Было достаточно легко изъять из этих развалин кирпичи. Сейчас этих разрушенных домов практически нет.
Первые кирпичи в коллекции Павла Маменко, на них есть аббревиатура «АиВД»
— Пополняется ли коллекция сейчас, покупаете ли вы кирпичи?
За последние годы удалось пополнить коллекцию всего несколькими новыми кирпичами, а в основном попадаются те, которые в коллекции у меня уже есть. Я долгие годы принципиально не покупал кирпичи, хотя они лет 7-8 назад появились в продаже, начали многие люди просто продавать кирпичи. Я принципиально не покупал, потому что их можно было просто находить самостоятельно, ну и не хотелось участвовать в этих коммерческих сделках.
— Какие экземпляры из своей коллекции вы можете назвать самыми старыми и уникальными?
В коллекции есть несколько уникальных кирпичей. К примеру, одному кирпичу две тысячи лет. Он найден в Крыму, на развалинах римской крепости, которая была построена в І веке нашей эры. Это римская крепость Харакс. Следующий по возрасту, пожалуй, кирпич, из которого построена «София Киевская». Когда там была серьезная реконструкция, я был там на экскурсии, просто в отвале с мусором нашел этот кирпич и забрал к себе в коллекцию. Это ХІ век нашей эры. Еще есть кирпич из усадьбы Богдана Хмельницкого в Суботове. Тоже были раскопки где-то лет 10 назад, на тот момент директор музейного комплекса Виктор Иванович Гугля, ныне покойный, передал этот кирпич для будущего музея, поскольку мы планировали создавать музей кирпича и керамики. Это середина XVII века.
Кирпич с римской крепости Харакс в Крыму, ему примерно 2000 лет
— Есть ли экземпляры, о которых вы еще мечтаете?
Практически нет такого кирпича, который бы я знал, что он существует, а у меня его нет. Хотелось бы, конечно, иметь лучший экземпляр одного из самых уникальных кирпичей. Этот кирпич производился всего лишь менее года в то время, когда существовала Украинская Народная Республика, со столицей в Каменце-Подольском. Тогда выпускался этот кирпич с тризубом. Я считаю, что у меня он в нормальном состоянии, но его качество немного «подгуляло», поскольку он слегка недопеченный, он мягковат. С ним надо очень аккуратно обращаться. Вот если бы был более хороший экземпляр – я бы с удовольствием хотел бы его иметь.
Кирпич времен Украинской Национальной Республики
— Чем уникальны именно екатеринославские кирпичи?
Качество кирпича дореволюционного, екатеринославского, превзойти очень трудно. Он морозостойкий и особо прочный. Ручная формовка и особая технология обжига и состав самой глины придают вот такие характеристики кирпичу. Кирпичи современных заводов вряд ли могут соперничать с екатеринославскими кирпичами.
— Чем екатеринославские кирпичи отличаются, кроме, собственно, клейма?
Они отличаются, во-первых, размерами. Хотя, с середины XIX века вышел стандарт, по которому кирпичи должны были иметь определенный размер. Более того, именно с середины XIX века всех производителей обязали кирпичи клеймить. До этого это было необязательно, хотя многие их клеймили, но не все. Существует такая теория, что это для того, если кирпич будет некачественный и дом разрушится из-за этого, то будет известно, кто в этом виноват. В этом указе, в частности, регламентировался размер кирпичей. Это касалось именно строительных кирпичей, не печных, которые каждый делал такими, какими хотел. До появления этого стандарта встречались кирпичи и длиннее, и выше. Они очень отличались по размерам. Что касается клейма, то для Екатеринослава были характерны просто двухбуквенные аббревиатуры: имя и фамилия. Обязательно первая буква – это было имя, вторая буква – фамилия. Для других городов, в частности, для Киева, более характерно было использование полных имени и фамилии.
Кирпич Эраста Константиновича Бродского с клеймом на торце
— Какие екатеринославские кирпичи из вашей коллекции – самые старые?
Один из самых старых кирпичей в моей коллекции из Екатеринославской губернии – это кирпич Георгия Алексеева. Что интересно, выпуклые клейма – это признак того, что кирпич более старый. Потому что тогда еще, в начале XIX века, вот эти клейма вырезали просто на дне деревянной кирпичной формы. Это где-то 1835 год. Позже уже делали металлические клейма. У меня также есть кирпичи графа Воронцова-Дашкова. Один – очень старый, это тоже где-то середина XIX века, с буквами «ГВД». Есть более поздний кирпич графа Воронцова-Дашкова, на нем уже клеймо более новое, металлическое.
Еще один экзотический кирпич, один из самых редких кирпичей. Была у нас в городе известная личность – Эраст Константинович Бродский. У него было имение в Екатеринославской губернии. У него был кирпичный завод, он выпускал кирпичи, но принципиально не клеймил свои кирпичи как все, а клеймил их на торце, их всего несколько штук. При строительстве вот эти кирпичи с аббревиатурой «ЭКБ» выставляли на фасаде дома, с двух сторон от входной двери.
— Вы же собираете не только сами кирпичи?
Кроме того, что я собирал кирпичи, также начал собирать информацию о владельцах, об их истории и судьбе. Со многими потомками мне удалось связаться, некоторые из них живут у нас в городе. К сожалению, поздно я этим занялся, если бы я занялся этих хотя бы на пять лет раньше, то я бы застал очень многих потомков. Но, к сожалению, многие уехали, эмигрировали, а многие просто умерли. Если кто-то носит фамилию Майданский, Брук, Добрускин или Пчелкин, то пусть откликаются, присылают фотографии. Потому что рано или поздно они окажутся в экспозиции музея. Я все-таки не оставляю надежды на то, что когда-то в городе появится музей кирпича и керамики.
В коллекции Павла Маменко более 1200 кирпичей
Кирпич «Софии Киевской»
Свою коллекцию Павел Павлович начал собирать в 1998 году
Основная часть коллекции - кирпичи, которые производили в Екатеринославской губернии
Кирпич из усадьбы Богдана Хмельницкого в Суботове (слева) и кирпич Георгия Алексеева (справа)
Для Екатеринослава были характерны двухбуквенные клейма: имя и фамилия
Павел Маменко мечтает о появлении в Днепре музея кирпича и керамики
Один из первых кирпичей в коллекции
«АиВД» - это завод «Абрама и Вульфа Добрускиных»
Две экспозиции размещаются в городских музеях
Желаете рассказать о своей коллекции — пишите нам
Если вы живете в Днепре и также обладаете уникальной коллекцией, о которой желаете рассказать жителям города, напишите нам сюда или сюда, также можете связаться с нами любым другим удобным способом. В цикле «Коллекционер» мы продолжим писать о самых интересных вещах, которые собирают горожане. О коллекции ретро-автомобилей Михаила Прудникова вы можете прочитать здесь, о коллекции масштабных моделей автомобилей Юрия Кривченко — тут, а коллекцию фотоаппаратов Аркадия Милькина можно найти по ссылке.
Стас Руденко
Фото, видео: Дмитрий Федоров