НОВОСТИ

ЖД накануне реформ: аресты чиновников и воспоминания о Кирпе

20 июля бывшему гендиректору «Укрзалізниці» и министру транспорта Украины Георгию Кирпе исполнилось бы 70 лет. По этому случаю 24 июля на вокзале Днепропетровск-Главный состоялось показательное выступление оркестра 194 понтонно-мостового отряда т. наз. железнодорожных войск, который является участником многих международных конкурсов военной музыки.

Мероприятия, приуроченные к юбилею бывшего главного железнодорожника, трагически погибшего накануне второго тура президентских выборов 2004 года при до конца невыясненных обстоятельствах, прошли и в других городах Украины.

orkestr

Официальная версия гибели Георгия Кирпы — самоубийство. Однако в те дни, 12 лет назад, буквально за месяцы свели счеты с жизнью сразу несколько крупных чиновников и политиков, в том числе тогдашний владелец контрольного пакета телеканала «Интер» Игорь Плужников, экс-министр МВД Юрий Кравченко и министр транспорта Георгий Кирпа.

kirpa

Этих людей объединяла необычайная осведомленность в закулисных делах, творившихся в окружении Леонида Кучмы, а Кравченко и Кирпе даже прочили возможную президентскую карьеру.

Президентские перспективы Георгия Кирпы в то время не казались вымыслом, если учесть, что под его руководством всего лишь за 4 года были отреставрированы все основные ж. д. вокзалы и введено дневное сообщение между Киевом и Харьковом, Днепропетровском и Одессой.

Для этого на отдельных участках пути строились новые магистрали, разделившие грузовые и пассажирские потоки и обеспечившие скоростное движение пассажирских поездов.

Кроме того, в должности министра транспорта Георгием Кирпой было начато строительство автомагистрали Киев-Одесса и нового моста через Днепр в столице.

В общем, Георгий Николаевич был образцовым руководителем своего времени, сурово наказывавшим нерадивых подчиненных и щедро миловавшим особо отличившихся. Многим потомственным железнодорожникам, привыкшим к военизированному образу жизни своей организации, такие порядки нравились.

Как знать, стань третьим президентом Украины «западенец» Кирпа, вместо «схидняка» Януковича, может быть, история страны пошла бы по другому сценарию?

Впрочем, также верно, что при Кирпе администрация железнодорожного транспорта действовала, как хорошо отлаженная коррупционная машина. Во всяком случае, системно культивировались победы в многомиллионных тендерах избранных фирм, поставлявших товары по завышенным ценам, а также мелкая коррупция на низовом уровне.

Сейчас отрасль готовится к приватизации, суть которой не до конца понятна даже инициаторам этого процесса. Но рядовые работники понимают, что если целью реформ является экономия, то без кадровых перетасовок и массовых сокращений не обойтись.

Вдобавок отрасль сотрясают многочисленные скандалы, а аресты, исчезновения и резонансные ДТП с участием руководителей «Укрзалізниці» уже стали чем-то обыденным.

Так, 3 июля начальник департамента по грузоперевозкам и логистике «Укрзалізниці» Иван Федорко, в прошлом году занимавший должность начальника Приднепровской ж.д., стал виновником резонансной аварии.

Автомобиль под его управлением выехал на встречную полосу и протаранил машину в которой ехал фотокорреспондент газеты «Левый берег» Максим Левин с женой и двумя детьми. Вследствие этого в больнице с многочисленными переломами и ушибами оказалась жена известного фотокора — Валентина и сын Ярема.

По мнению очевидцев, виновник происшествия был пьян и размахивал корочкой помощника главы Совета ветеранов МВД, а когда его доставили в больницу для освидетельствования на алкоголь, Федорко сбежал оттуда с помощью своих охранников. Через несколько дней он был уволен с должности по настоянию министра инфраструктуры Владимира Омеляна.

18 июля вечером в Киеве во время прогулки с собакой похитили начальника департамента электроснабжения «Укрзалізниці» Валерия Людмирского. Пса застрелили, а чиновника нейтрализовали электрошокером и увезли в неизвестном направлении. Родные обещают $ 100 тыс. за помощь в возвращении Людмирского живым.

Но дело обещает быть чрезвычайно сложным. По некоторым данным, к моменту похищения чиновник уже проходил в качестве свидетеля по делу о злоупотреблениях. За неделю до ЧП от удара током погиб заместитель Людмирского. Руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин утверждает, что на закупках электроэнергии в «Укрзалізнице» отмывались бюджетные средства.

По результатам расследования, проведенного совместно с правоохранительными органами, было установлено, что на протяжении многих лет электроэнергия закупалась через одни и те же связанные между собой фирмы, с обналичиванием сотен миллионов гривен через конвертационные центры.

Подобные схемы якобы действуют и в снабжении ведомства по другим департаментам. Вместо новых запчастей, продаются б/у, поставляются некачественные лакокрасочные материалы.

В Днепре сотрудниками СБУ была выявлена растрата почти 1,5 млн грн, выделенных в прошлом году на ремонт железнодорожных мостов. Подрядная организация, получив эти деньги, провела ремонт опор на 100 тыс. грн, а остальные обналичила и присвоила.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян на днях заявил о том, что чиновники железнодорожного ведомства фигурируют в общей сложности в 400 уголовных делах.

Естественно, их доведение до логического конца гарантирует массовые посадки. А если учесть, что как в случае с электроэнергией расследуются события 5-8 летней давности, то мало кто из высокопоставленных железнодорожников, связанных с финансами и снабжением, может спать спокойно.

Нынешний глава Украинских железных дорог — польский инвестиционный банкир и по совместительству рок-музыкант Войцех Балчун также слабо вписывается в образ крепкого хозяйственника.

voyceh-bolchun-1

Выбив себе контракт с ежемесячным окладом 463 тыс. грн и бонусами по результатам деятельности, новый глава «Укрзалізниці» не отказался от привычки «фестивалить» по выходным.

voyceh-bolchun

В тот день, когда в Киеве украли руководителя департамента энергоснабжения Людмирского, г-н Балчун ехал в Польшу на очередной рок-фестиваль, где он с успехом выступил на следующий день со своей группой Chemia.

Владимир Омелян уже дал понять, что не препятствует увлечению польского менеджера рок-музыкой, но второй месяц не может добиться от него детального плана реформирования подведомственного хозяйства. А это чревато очередными кадровыми перестановками.

И поэтому неслучайно времена Георгия Кирпы многим старожилам-железнодорожникам сегодня кажутся едва ли не золотой эпохой, а личность Георгия Никорлаевича на фоне Войцеха Балчуна выглядит, как недосягаемый идеал руководителя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2017 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания informator.dp.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: