UA

В Украине меняют систему образования: что нужно знать о принятом законе

В Украине меняют систему образования: что нужно знать о принятом законе

Президент Украины подписал Закон Украины "Об образовании", принятый Верховной Радой Украины 5 сентября 2017-го. Принятие законопроекта позволит повысить роль государственного языка в образовательном процессе и создать в Украине современную школу.

За документ проголосовали 255 парламентариев. Одним из нововведений стало 12-летнее обучение. Об этом Информатор сообщает, ссылаясь на пресс-службу Администрации Президента Украины. Итак, какие изменения ожидают школу в ближайшие 10 лет.

Три периода 12-летнего обучения

С 2027 года в школах Украины должны ввести 12-летнее обучение, которое предусматривает окончание трех периодов: начальной школы - 4 года; базовой средней школы (гимназии, при этом отбор в гимназии отменят) - 5 лет; профильной средней школы - 3 года.

Старшая профильная школа будет иметь лицеи академического и профессионального направления. В академических лицеях учащиеся будут углублять знания для поступления в высшие учебные заведения. В профессиональных лицеях, кроме общего среднего образования, будут получать первую профессию.

После завершения каждого из уровней результаты будут оцениваться путем государственной итоговой аттестации, которая может осуществляться в виде внешнего независимого тестирования. Однако для учеников младшей школы такая аттестация будет осуществляться только для мониторинга.

Начальная и базовая средняя школа могут быть как частями одного учебного заведения, так и разными учебными заведениями. В то же время, планируется, что профильная школа с 2027 года, когда появится 10 класс учеников, обучаюшихся по новой системе, будет отделена от гимназии. Новая украинская школа позволит перейти от четырехлетнего к трехлетнему бакалавриату в вузах по большинству специальностей.

Язык обучения

В соответствии с образовательной программой, одна или несколько дисциплин могут преподаваться на двух и более языках  - на государственном, английском и других официальных языках Европейского Союза.

В учебных заведениях отныне будут преподавать на украинском языке. Ученикам и студентам национальных меньшинств и коренных народов гарантируется право обучения на родном языке. А для его реализации будут созданы отдельные классы.

Новое содержание и методики обучения

Образовательная реформа предусматривает, что главной целью обучения станет овладение учащимися определенным набором компетенций и сквозных умений. Закон прописал 10 компетентностей для школьников. Это то, чем в процессе обучения должен овладеть ученик:

  • свободное владение государственным языком;
  • способность общаться на родном (при отличии от государственного) и по меньшей мере одном из иностранных языков;
  • математическая компетентность;
  • компетентности в области естественных наук, техники и технологий;
  • инновационность;
  • экологическая компетентность;
  • информационно-коммуникационная компетентность;
  • обучение в течение жизни;
  • гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благосостоянием и здоровым образом жизни;
  • культурная компетентность;
  • предприимчивость и финансовая грамотность;
  • другие компетентности, предусмотренные стандартом образования.

Все компетентности должны объединять сквозные умения: чтение с пониманием, умение выражать свое мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими.

Возможность создать индивидуальный учебный план

Родители будут иметь возможность создать индивидуальный учебный план ученику. Совместно со школой можно определить последовательность, форму и темп усвоения учебной программы ребенком.

Таким образом, если члены семьи свободно владеют английским языком, они могут написать заявление на имя директора школы и заверить, что они обучат ребенка языку сами. Однако решение об этом должен утвердить Педагогический совет школы.

Кроме этого, родители смогут принимать участие в разработке индивидуальных программ развития для детей с особыми потребностями.

Возможность учиться дома

Новый закон предусматривает несколько форм обучения дома. Однако в любом случае, чтобы перейти в следующий класс, школьник должен пройти оценивание.

- дистанционное обучение (ученик учится в школе через интернет);

- экстернатное обучение (самостоятельное овладение учебным материалом);

- семейное или домашнее обучение (образование обеспечивают родители);

- педагогический патронаж  (если ребенок по состоянию здоровья не может посещать занятия в школе, за ним закрепляют учителя, обучающего его дома).

Новая система контроля качества образования

Местные органы власти потеряют право контролировать образовательный процесс, в их полномочиях останется только создание соответствующей образовательной среды.

На базе Государственной инспекции учебных заведений будет создан независимый орган – Агентство качества образования. В его полномочия войдут вопросы аккредитации образовательных учреждений (кроме высшего образования). Региональные подразделения Агентства, которые будут абсолютно независимыми, будут обеспечивать профессиональное инспектирование учебных заведений. Единственным государственным мероприятием планового контроля над школой будет институциональный аудит учебного заведения, который будет проходить раз в 10 лет.

Государственная служба качества образования также получает полномочия обращаться в суды с исками, например, если классы переполнены или местные власти не создают нормальные условия для работы и обучения детей.

Повышение зарплат и новая система мотивации для учителей

Принятие нового закона предусматривает повышение минимальной заработной платы учителей до четырех прожиточных минимумов (в настоящее время прожиточный минимум составляет 1684 гривны) для трудоспособных граждан поэтапно до 2023 года.

Вводится система добровольной внешней независимой сертификации учителей – проверка педагогов на владение предметом, умение общаться с детьми и использование современных методик компетентностного обучения (обучение через деятельность, формирование критического мышления, организация работы в группах, проектная работа и т.д.). Учителя, которые успешно пройдут эту сертификацию, будут получать 20% надбавки к зарплате.

Кроме того, учителя смогут сами выбирать место и формы повышения квалификации, которую можно будет получить на тренингах, в профильных учреждениях и других учебных заведениях. Повышение квалификации учителей будет финансироваться из госбюджета, даже если педагоги выберут платные курсы.

Педагоги также смогут работать по разработанным ими образовательным программам или использовать типовую программу, предоставленную Минобразования. Государство будет оценивать только результаты обучения, а путь их достижения учитель сможет выбирать самостоятельно.

Директора школы будут выбирать по конкурсу

Директор имеет право возглавлять школу максимум две каденции, по 6 лет каждая. В то же время после этого он сможет стать руководителем в другом учебном заведении или перейти на другую должность. Выбирать директора на должность будет специальная независимая комиссия, куда войдут директора государственных и частных школ, общественные представители, преподаватели педагогических вузов, представители районных государственных администраций.

Финансовая прозрачность

Каждое учебное заведение должно будет обнародовать информацию о поступлении всех средств, а также их назначении на своих сайтах или на сайтах местных управлений образования. Родители будут видеть, сколько и на что тратит средств государство, и смогут контролировать использование своих благотворительных взносов. Кроме того, новый закон позволяет делать целенаправленные благотворительные взносы в пользу определенной школы.

Возможность участия родителей в родительском или попечительском совете

Однако полномочия родительского совета пока не детализированы и должны определяться отдельным законом и уставом школы. В то же время, в законе описаны полномочия попечительских советов.

Попечительский совет может принимать участие в определении стратегии развития школы и контролировать ее выполнение, привлекать дополнительное финансирование, контролировать смету, вносить рекомендации, директор обязан рассмотреть, а также вносить основателю школы представление о поощрении или отзыве руководителя.

Участники этого совета также смогут участвовать в работе коллегиальных органов (основной из них - Педагогический совет) с правом совещательного голоса и в назначении руководителя школы - они должны быть членами конкурсной комиссии, которая будет выбирать директора.

Ранее мы сообщали, что учебные учреждения Днепра поменяли график работы из-за отключения воды.

Мария Чалая

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.