ЖИЗНЬ

Градообразующий потоп: как наводнения повлияли на инфраструктуру Днепра

Город на Днепре с момента основания был обречен постоянно бороться с водной стихией. Несмотря на то, что первые архитекторы и строители Екатеринослава прорабатывали возможные риски наводнения, городу все же не удалось избежать катаклизмов. Однако гордому городу Днепру удалось обернуть неприятность себе во благо и благодаря потопам стать таким, каким мы знаем его сегодня.

Еще Григорий Потемкин в свое время отстаивал идею сооружения города на высокой горе над Днепром, чтобы защитить его от воды. Об этом сообщает Информатор, ссылаясь на группу «Екатеринослав — Днепр».

Первое крупное наводнение пришло в город в 1789 году. Днепр вышел из берегов и затопил ряд городов. Особенно тогда пострадал Кременчуг, где временно размещались органы управления екатеринославского наместничества. После этого Потемкин решил перевести администрацию в Екатеринослав. С этого момента город стал важной единицей в жизни страны.

На первом генеральном плане города зодчий отметил участки с риском для застройки — они примерно проходили по линии современных улиц Литейной, Ломаной, Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Однако во время последующих наводнений, в 1820-м, 1908-м, 1917-м и 1931-м годах, вода нагло перевалила и через эту «линию», а местами даже добралась до кварталов выше.

В апреле 1820-го в Екатеринославе произошло еще одно сильное наводнение, которое затопило и разрушило ряд важных инфраструктурных объектов: тюрьму, мясные и щепные ряды, пивоваренный завод, лесную пристань и более 100 обывательских домов.

В 1891-м и 1893-м годах от наводнений пострадали все полуподвальные этажи зданий в нижней части города. Целые кварталы деревянной застройки отсырели и стали непригодны для жилья. В центре уровень воды в июне 1891 года достигал более метра. После этого городской голова основал район Новые Планы, где выделялись участки на льготных условиях. Так появились нынешние кварталы между улицами Исполкомовской и Короленко.

Наводнения были вызваны разливом Днепра и обильными ливнями. Ливневая канализация Екатеринослава тогда не выполняла своего прямого предназначения. В середине XIX века на месте современной «Озерки» было болото. Но в 1885-м там выстроили первые лавки будущего рынка. Воду из болота спустили в озеро парка Глобы, однако местность так и оставалась сырой. После каждого большого ливня вода вытекала на обширную низину, превращая ее на некоторое время в «озеро». Именно отсюда и пошло название знаменитого рынка.

В 1908-м и 1917-м годах затопило целые кварталы в центральной части города. Проблемы правобережной части города переместились и на Левый берег — в новые рабочие поселки Амур и Нижнеднепровск. Жители пережидали стихию в вагонах, стоящих на высокой насыпи, и перемещались на лодках. В город тогда выслали роту солдат для спасения людей и охраны имущества.

За год до завершения строительства Днепровской ГЭС, в 1931 году, город стал эпицентром еще одного крупного наводнения. Вода залила почти всю береговую полосу — от улицы Княгини Ольги до парка Шевченко. На левом берегу наиболее пострадал Амур. На низинном песчаном Левобережье принялись строить дамбы, которые однако не спасали от воды.

Многие жители Днепра помнят катастрофу 1977 года, которая стала беспрецедентной за всю вторую половину XX века. 28 июля 1977-го город захлестнул сильнейший ливень, продолжавшийся всего два часа. «Я была свидетелем наводнения. Я тогда работала в техникуме, он располагался на углу улицы Фабра и Набережной. Затопило все подвалы. Чтобы выйти из здания, пришлось уходить дворами. Проспект затопило по пояс», — написала жительница города Мирьям Станиславская.

«А я жила на проспекте Пушкина. Наш двор затопило полностью. Все, кто жил в подвалах, а это старые постройки, потом сушили свой «скарб». Было страшно. В центре города все улицы были в иле, я в этот день уезжала в Севастополь. Поезд ходил с опозданием на 3 часа. С Пушкина до вокзала пешком 20 минут — мы же шли полтора часа. Ноги по щиколотку в грязи. Магазины на «Озерке» плавали, переходы на вокзале были полностью закрыты», — добавила Екатерина Вальтер.

В июле 2018-го природа решила напомнить жителям Днепра, каково это передвигаться по городу вплавь. В центральной части города из-за непогоды не ходили троллейбусы, а трамваи периодически останавливались, чтобы «переждать» катаклизм. В разных районах города автомобили тонули в воде, а на центральном проспекте из ливневок вода выливалась обратно — прямо на дорогу.

По словам заммэра Михаила Лысенко, проблема не в состоянии ливневок, а в том, что они не справились с обильным дождем, который обрушился на город. Неполадки водоотвода чаще всего возникают на ж/м Парус и в АНД районе, но если в первом случае они просто забиваются, то во втором — отсутствуют вовсе.

Город на Днепре с момента основания был обречен постоянно бороться с водной стихией

Город на Днепре с момента основания был обречен постоянно бороться с водной стихией

Катаклизмы сыграли большую роль в становлении Днепра

Катаклизмы сыграли большую роль в становлении Днепра

Город пережил множество серьезных наводнений

Город пережил множество серьезных наводнений

Этим летом город снова вспомнил, каково это

Этим летом город снова вспомнил, каково это

Жители Днепра спасались, как могли

Жители Днепра спасались, как могли

Кто не умеет плавать - сидит дома

Кто не умеет плавать — сидит дома

Жизнь - боль

Жизнь — боль

Подготовлено сообществом «Екатеринославъ-Днепропетровск» по материалам краеведа и историка Максима Кавуна

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

загрузка...

© 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dp.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: