ЖИЗНЬ

Про украинизацию, зевак и шаурму на Европейской: интервью с электронным музыкантом Евгением Гордеевым

Он не стремится к популярности, не любит «зевак», но делает годную музыку. Он вдохновляется хмурыми ланшафтами Днепра и не пытается придать своему творчеству искусственный налёт весёлости. Он не стесняется «радикально-позорных» сюжетов, активно иронизирует и собирает десятки зрителей без какой-либо рекламы. 

Информатор запустил проект «Незабаром» — интервью с интересными, творческими людьми, которые живут в Днепре, любят и делают его лучше. С гостями мы общаемся в BAR ACACIA на улице Центральной, 16. В нашем третьем выпуске, вышедшем с небольшим опозданием мы общаемся с Женей Гордеевым — электронным музыкантом, авторов проектов «Kurs Valüt», «Кшталт» и МС Брехунець.

  • Изначально ты художник, а не музыкант. В какой момент ты решил заниматься музыкой и как это было? 

Это произошло, наверное, в полтора годика, когда я стал крутить радио, оно издавало какие-то звуки. Тогда я и подумал, что мне нравится работать со звуком.

  • А в более осознанном возрасте? Когда попробовал сам «издавать звуки»? 

С шести лет я солировал в ансамбле сопилкарей в школе, где мы ставили всякие «Наталки Полтавки» с оркестром. Сразу же заметили, что у меня есть слух и привлекли меня к самодеятельности.

  • Давай перейдём к твоим проектам. В частности, поговорим о трёх — Кшталт, Курс Валют и МС Брехунець. Расскажи подробнее о каждом из них и в чём заключается идея каждого из них? 

Кшталт это была попытка сделать эквивалент постиндустриального ландшафта Донбасса на тот момент. Я хотел превратить видимое в слышимое — то, что выглядит как жесткий индастриал, чтобы имело выход в аудиальном формате. Потом появился Курс Валют, уже здесь, в Днепре. Чтобы приобщить людей к рэйв-культуре, можно попробовать подойти к этому с литературной стороны. Тогда оно начинает вируситься, и люди входят в электронную культуру.

  • Курс Валют изначально планировался как долгосрочный проект? 

Изначально это было просто баловство для своих пацанов. Просто на Дне рождения я играл первые пробы. Все начали гаситься под это и я подумал «ну можно подразвить».

  • А третий проект — МС Брехунець — это что-то такое интересное и не похожее на предыдущие проекты. Почему он возник и с какой идеей? 

Мне кажется, если есть в нашей стране национальная идея, то это ирония и самоирония. И мне этого очень сильно не хватало в музыке. Слишком много было жёсткой серьезности, нарциссического самолюбования. А я хотел сделать проект, который звучал бы радикально-позорненько. Специально для этого я находил смешные звуки и натрамбовывал их туда.

  • У песен Брехунця достаточно интересные названия. Можешь рассказать о них подробнее? 

Есть песня «Зоряний шкіряк». Тогда как раз были мемы про Зоряна Шкиряка — что это два разных человека. Я подумал, что я сделаю ещё более абсурдистский оборот. А потом я написал текст и отправил его самому Зоряну Шкиряку и пригласил его на концерт.

  • Какой была реакция? 

Ему понравилось. Он сказал «Весела пісня, я зараз у відрядженні, тому кличте на наступний концерт». А я позову:)

  • Что ещё из песен, у которых есть какая-то интересная история? 

В каждой песне всегда есть персонаж. И это не я, это нифига не биографическая история. Брехунець — это мужик примерно под 40, у которого не сложилось, и он радуется каким-то мелким вещам или грустит от чего-то необычного. Этот проект преисполнен трагизма, даже если кажется, что наоборот.

  • Стоит ли искать скрытый смысл в песнях Брехунца? Или это просто «веселись» и всё?

Ну в «Шкиряке» точно не стоит искать. Это просто нарочитый набор слов. Нет, вообще нигде не стоит искать.

  • В «Жёлтых водах», в «Саундчеке Сатаны»?..

Кстати, «Саундчек» — ларёк, о котором там поётся, находится на Европейской площади. Там сходятся несколько звуковых потоков и получается этот «саундчек Сатаны». У меня в песнях вообще зашифровано много днепровских проявлений, но это бывает не очевидно. Например, в Love Inspector есть мелодия, которую издаёт светофор, — и если человек не из Днепра, то он этого не поймёт.

  • Такие фишки есть и в других твоих песнях. Ты услышал звук и решил включить его в песню или ты что-то делал, а потом пришла мысль «круто было бы добавить этот звук»? 

Второй вариант. Я добавил — получилось круто.

  • Бывает такое, что какие-то окружающие звуки тебя вдохновляют? 

Да, они складываются в копилочку, запоминаются и потом пригождаются. Может вообще понравиться словосочетание. Я так неделю назад пошёл в кофейню и увидео бейджик «Вас обслуговує бариста Любов». И это можно сразу использовать как текст готовый, ничего не меняя. Тут ещё и философский подтекст есть.

  • Это очень круто! 

Я к ней подошёл, а она застеснялась… А мне просто бейджик нужен был:)

  • Давай поговорим в целом о культуре электронной музыки в Днепре. Что вы делаете для того, чтобы это направление развивалось, чтобы Днепр в этом плане стал большим городом? 

Один из критериев — это количество авторов электронной музыки. Чтобы их стало больше, мы делаем для этого обучающие программы, я занимаюсь с начинающими, помогаю им.

  • На это вообще есть спрос? Потому что может показаться, что электронная музыка — она не для всех. 

Если делать песенную музыку, то есть. А молчаливая — это экспорт, Западная Европа. У нас пока по востребованности — это только Киев. В Днепр мы всё равно привозим, но людей во много раз меньше. И это всегда одни и те же люди. Но сдвиги есть — поколение зумеров подросло и начало заполнять залы. На это есть надежда.

  • Хотела немного подробнее поговорить о «Курсе валют». Многие песни… как бы это сказать… не то, чтобы депрессивные, но хмурые и монотонные. Это была самоцель — создать такую музыку —  или так почему-то получилось? 

Конечно. У нас очень жизнерадостный и веселый — а-ля Алина Паш, Дзидзьо — полутропический попчик. А мне кажется, что он не отображает реальный вайб наших центральных, восточных городов. Я здесь вижу серьезность в лицах, замученных людей, подверженных плохой экологии. Утешать пилюлей фейковой весёлости — можно, но целесообразнее поиграть в идентичность. У нас она есть, такая припыленная, постиндустриальная, разваленная. Так почему бы не поиграть в соответствие этой идентичности?

  • То есть, ты за честность? 

Я за весёлость. Поиграть в идентичность — это весело. Можно обыграть полузакрытый Южмаш, например, и мистифицировать её. От этого возникает ощущение мифологизации момента.

  • Исходя из этого я понимаю, что на музыку очень влияет место, где она написана. Большинство песен «Курса валют» написаны в Днепре. Насколько Днепр повлиял на их стилистику и тематику, и чем именно? 

Прежде всего он повлиял просто чёрными стенами «Модуля», где я постоянно бываю. Потом офисной застройкой, которая, по моему мнению, одна из лучших в Украине. Она учитывает малую этажность центра и выглядит презентабельно. Меня это вдохновляет в том смысле, что я вижу «сегодня», а не как в центре Львова, где мы видим некое «вчера». Тогда я хочу делать динамичную, тонизирующую музыку, как «Курс валют».

  • Ты переехал из Донецкой области. Военные действия как-то повлияли на твоё творчество? И стоит ли, по твоему мнению, музыкантам обязательно отображать эти события в своих песнях? 

Если это не плакатные высказывания, а просто передача состояния, то в принципе весь «Курс Валют» это и есть это состояние тревожности, комплексного кризиса. Когда непонятно, что будет завтра. Если говорить о текстах, то, чтобы браться за это, нужно полностью владеть информацией.

  • Как вас принимает Днепр? Насколько вы популярны? 

Днепр подровнялся. Можно, сказать 150-200 зрителей [собираем]. Это почти забитый небольшой клуб — это без малейшего пиара, проплаченных реклам. Иногда у меня зал набивался от одного поста в Facebook. С учетом того, насколько мало усилий предпринимается, это очень хороший результат.

  • То есть, старался бы лучше — было бы больше зрителей? Тогда почему нет? 

У меня нет времени работать над пиаром. Если выбирать — сесть за написание песни или тратить время на поиски инвесторов, рекламу и стремиться, чтобы как можно больше людей приходили… В какой-то момент уже начали появляться зеваки. Я им не рад. Как опознать зеваку?

  • Он не вовлечён? 

Он обязательно попытается нарушить личное пространство и пошутить плохонько. И напотпиточку. И плоский юморочек. Пример плоской шуточки: «Какой нынче курс валют? агагагага». Буду ли я рад, если таких людей будет на несколько сотен больше? Нет.

  • Украинский язык в ваших песнях — это проявление патриотизма или он был выбран по другим причинам? 

Я считаю, что патриотизм должен заключаться в производстве классного украинского контента. На каком языке — в данном случае не критично. Круто, если на украинском, но если это на украинском и плохо — то это не круто. А если вы умеете делать хорошо, но на русском — то вы всё равно помогли, я считаю. А если и на мове, и хорошо — то вообще красавчики. Я не считаю, что у условного Путина есть патент и контрольный пакет акций на русский язык. Мы используем мову в своих проектах потому что она тупо круче русского по фонетике. В украинском языке меньше противных согласных, он льется красиво. В нём есть определённая сексуальность, мурлыкающая такая. Я его искренне люблю не потому, что его надо любить, потому что время тяжёлое. Я любил бы его и без войны.

  • Тогда интересно узнать твоё мнение об украинизации. Лагідна чи все ж таки не лагідна? 

Я думаю, якщо ти посадовець, типу Арсен Борисович Аваков умовний, то коли ти переходиш на російську на трибуні Верховної Ради — в тебе автоматично вимикається мікрофон. Яким би ти не був Аваковим. Отак повинно бути. Повинне діяти бодай в тому вигляді, в якому є зараз — але діяти. Бо зараз воно ніх*ра не діє, розумієте? Нехай почнуть з себе самих.

  • А на перспективу, чи повинен бізнес переходити на українську мову? 

Якщо це приватний бізнес, він може бути на арабській, на білоруській, на суахілі, на чому завгодно. Можна зробити, наприклад, певні пільги податкові для чуваків, які ведуть бізнес українською. Так вигідно. Це, мабуть, лагідна схема — ну я б так робив. Але вибір мови в побуті — це наше конституційне право. А от вибір мови на державній посаді не має навіть обговорюватися, українська — і все. Це так логічно, я навіть не розумію, про що тут казати. Якщо ми такі боягузливі, що квотами блокуємо російський контент… Воно не працює, люди все одно все це слухаю. Зайдіть в будь-який караоке-бар в Дніпрі, там цей Лєпс і «Шальная імпєратріца».

Справи насправді дуже погані. Квоти не працюють, працює «заразительная сила контента». Якщо це локалізація «Сімпсонів», «Футурами», «Альфу» — от це працює, на мене спрацювало. Якщо це якісний контент, то воно працює гармонійно без примусу. Автоматично.

Посмотреть и почитать интервью с художником Никитой Шаленным можно здесь. О чём мы говорили с бар-менеджером Евгением Якутиным — по ссылке. Уже в пятницу, 11 сентября, читайте и смотрите на Информаторе горячее интервью с психологом и секс-блогером Оксаной Наливайко в новом выпуске #Незабаром.

Кристина Лях

© 2007-2020 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dp.informator.ua как источник информации обязательна.
Материалы, размещенные на коммерческой основе, публикуются с пометкой "Партнерский материал".

Наверх