ЖИЗНЬ

О музыкантах без слуха и работе во Вьетнаме: интервью с вокалисткой Лесей Кужель

Она знает, как научить петь даже того, кому «медведь на ухо наступил». Мастерски управляет своим голосом и знает, как сделать так, чтобы вы тоже это умели. Верит, что петь может каждый — нужно только желание и немного усердия. 

Информатор продолжает проект «Незабаром» — интервью с интересными, творческими людьми, которые живут в Днепре, любят и делают его лучше. С гостями мы общаемся в BAR ACACIA на улице Центральной, 16. В нашем седьмом выпуске мы пообщались с певицей и преподавательницей по вокалу Лесей Кужель.

  • Вы занимаетесь музыкой с самого детства. Когда поняли, что хотите связать с этим свою жизнь и как пришли к эстраде? 

Мой путь музыкальный описан в моём рассказе «Пианино». Всё началось с детского сада, у меня была любимая игрушка — игрушечный рояль. Потом я сама захотела идти в музыкальную школу, учиться играть на фортепиано. В принципе я не хотела быть певицей, я хотела быть пианисткой и всё для этого делала. Затем я успешно отучилась на музыкальном отделении педучилища. Там была хорошая подготовка, я играла на фортепиано. И тут случилось личное счастье — я вышла замуж очень рано, и по окончанию училища у меня уже была семья. Это были 90-е, о музыке речь не шла. Запела я по сегодняшним меркам поздно — в 24 группах. Я пела в кавер-группах, на банкетах. Потом путь, как у многих певиц, пошёл в ресторан. Это хороший опыт, потому что приходилось петь всё — от шансона Успенской до Уитни Хьюстон. Это хорошая школа, но также и большая нагрузка на голос, и это не всегда хорошо.

Когда я уже поняла, что музыка со мной на всю жизнь, я решила учиться дальше. Я за профессионализм во всём: если где-то не хватает знаний, то их нужно обязательно приобретать. Потом был институт и консерватория. Так я и стала певицей.

  • Вы сказали об обучении… Можно ли стать хорошим музыкантом, певцом без образования, получения «корочек», без работы с преподавателем? 

Если ты планируешь называть себя профессионалом в этом деле, то, как и в любом другом, нужно образование, а не учиться по роликам в Ютубе. Нужны глубинные знания, я на этом настаиваю и не приветствую, когда просто поющие люди учат других, не имея образования. Это неправильно, потому что все люди разные. Невозможно, если ты с низким голосом, а человеку природа дала высокий, учить его петь так, как поёшь ты. Нужно понимать специфику голоса и работать с человеком в тех рамках, которые ему дал бог. Нельзя всех подстраивать под себя.

А тем более стать музыкантом… ну вот как музыкант не знает нот? Он не может себе подыграть, аккомпанировать, песню сочинить. Я считаю, что если человек музыкант, то это профессионал своего дела.

  • Много ли времени нужно потратить, чтобы прийти к высокому уровню в этом деле? 

Всё индивидуально. Кому-то нужен долгий путь — есть люди, которые любят музыку, но бог не одарил природным музыкальным слухом или не дал силы голоса. Ему нужно пройти этот путь, обучаться, развить слух и голос, и выносливость. А кто-то приходит уже с готовым набором данных — тогда работать легче. Это видно по детям. Бывает, ребёнок приходит и в три года очень чисто поёт. Определённый пласт работы уже пройден, а нам остаётся только корректировать. А есть те, с кем нужно работать, подключать музыкальные инструменты. Всё индивидуально. Ну и, конечно, желание человека. Если взрослый человек приходит учиться, то очень многое зависит только от его желания.

  • Но всё равно научить можно любого человека? Даже если у него нет музыкального слуха и выдающихся вокальных данных от природы, он всё равно может хорошо петь? 

Он может научиться петь. Точка. Хорошо — это уже понятие растяжимое, и здесь должен быть набор профессиональных знаний и природных данных. Научить петь так, чтобы спеть в караоке или в кругу друзей хорошо — можно любого человека. Но сделать Уитни Хьюстон — это уже совершенно другой вопрос.

  • Недавно вы открыли вокальную студию. Это сейчас приоритетное направление? Почему решили учить других людей, а не идти по пути развития исключительно себя как артистки? 

Я начала учить давно, ко мне просто приходили люди… Опять же, это ошибочное мнение: раз человек хорошо поёт, значит, он может научить других. Именно тогда я поняла, что нужно получать образование. Я понимала, если я уже несу этот свет обучения, то я должна соответствовать.

Педагогика — это как-то само произошло. И есть определённые успехи, я готовила студентов поступать в музучилище, многие уже закончили. Помню, как на концерте из 11 человек ансамбля на сцене 9 были моими учениками. Мне было очень приятно.

Я занимаюсь и с детьми, параллельно и сама пою. Но сейчас больше преподаю.

  • А в дальнейшем не планируете развиваться в этом направлении? 

Банальная причина — возраст. Сцена любит 18-летних, а мне уже 18 с половиной, поэтому…:)

Я больше развиваю себя как педагог, хотя петь люблю. Мой муж гитарист, мы часто придумываем какие-то кавер-версии… Если есть возможность выступать — мы выступаем, но я не ставлю это первоочередной задачей.

  • До того как открыть студию вы 2 года работали во Вьетнаме. Как это было, чем конкретно там занимались? 

Сначала туда уехал мой муж, а я оставалась здесь. Я уже решила, что я больше педагог, и контракты — всё это не для меня. Мужчинам легче, у них возраста нет, сцена их любит. И вот мой муж отработал один контракт во Вьетнаме с коллективом и предложил приехать мне. Сначала мне показалось, что это бредовая идея, но как-то он меня убедил. Это было очень спонтанно, всё решилось буквально за месяц, многие меня не поняли… Все: «Леся Юрьевна, какой Вьетнам?!» Но я поехала и не пожалела.

  • Почему решили вернуться? Это связано с карантином? 

Мы планировали быть там до конца августа, но работать мы прекратили уже в апреле. Мы просто ждали, пока сможем вернуться домой. Когда мы узнали, что до октября отель не откроется, мы решили ехать домой.

В это время я занималась самообразованием. Я посвятила очень много времени изучению методик обучения современному вокалу. Я пересмотрела всяких блогеров, тренеров, коучей, преподавателей, на английском языке, итальянском. Я искала научно выверенную методику, эффективность которой доказана — и я всё-таки нашла. В мире их существует не так много, можно пересчитать на пальцах одной руки. И я начала проходить обучение по методике EVT. Это методика певицы Джо Эстилл, которая в возрасте 42-х лет поступила в мединститут и изучала голос и голосовой аппарат. Её исследования легли в основу методики, по которой учатся в знаменитом колледже Беркли и в Британской академии музыки. Сейчас эта методика активно развивается и у нас. И можно сказать, что я попала в первый поезд преподавателей, которые знакомы с этой методикой.

Методика очень эффективна, потому что она помогает обрести мышечный контроль над голосовыми структурами, чтобы понимать, как лучше работать с голосом без вреда для него. Ты начинаешь понимать, как это работает.

  • Как приняли решение открыть свою собственную студию? Оно долго созревало или оно было спонтанным? 

Достаточно долго созревала моя идея. За годы работы у меня сформировалось собственное видение, как обучать современному вокалу. Сложно работать в заведении, где есть уже свои традиции и правила, которые могут не совпадать с моим видением. Я очень хотела открыть свою студию, даже хотела чего-то побольше. Но сейчас такое время, что нужно начинать с малого. Моя студия небольшая, сейчас в ней работает 2 преподавателя. У них очень интересные программы — это вокальный английский, в котором мы соединили занятия вокалом и английским воедино. Очень нравится и детям, и взрослым, так как тут же совершенствуется разговорный английский, и тут же мы разбираем англоязычные песни, что значат фразы, слэнговые обороты и так далее.

Вторая программа — «Музыка учит говорить». На неё приходят дети от трёх лет, и она позволяет не только обучать детей музыке. Она решает логопедические проблемы, помогает лучше разговаривать и выражать свои мысли. И всё это в игровой, лёгкой и интересной форме.

  • Человеку, который профессионально заниматься музыкой не планирует, вокал может быть полезен в чём-то ещё? 

Есть расхожее выражение «Труд облагораживает», а я считаю, что музыка. Занятия музыкой накладывают определённый отпечаток вот этого благородства, я в этом уверена на 100%. Второй момент: занятия вокалом позволяют избежать страха публичных выступлений. Это полезно и руководителям, и дикторам, ведущим, блогерам, всем, у кого работа связана с речью. Занятия позволяют научиться управлять своим голосом, дыханием, не бояться, что он сорвётся.

  • Бывает такое, что приходят люди настолько неуверенные в своих силах — «я выступать не смогу», «на сцену никогда не выйду»… Как находите к ним подход? 

Подход первый и единственный — сразу убрать все эти «не» и «ни». Если человек настроен на «не смогу и не буду», то с этим очень тяжело бороться. Мой главный совет — если вы решили заниматься вокалом, то настройтесь на то, что вы сможете. Психологический настрой поможет достичь желаемого.

Посмотреть и почитать интервью с художником Никитой Шаленным можно здесь. О чём мы говорили с бар-менеджером Евгением Якутиным — по ссылке, интересный разговор с музыкантом Евгением Гордеевым — тут, с солистом легендарной группы «Гражданин Топинамбур» Романом Забугой — тут. И не забудьте про горячее интервью с психологом и секс-блогером Оксаной Наливайко, оно — здесь.

Кристина Лях

Фото, видео: Андрей Шушпан, Глеб Пархомец, Максим Якушев

© 2007-2020 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dp.informator.ua как источник информации обязательна.
Материалы, размещенные на коммерческой основе, публикуются с пометкой "Партнерский материал".

Наверх