Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас

В прошлом веке Амурский (или Старый) мост выглядел совсем не так, как мы привыкли видеть его сейчас. 

Информатор предлагает сравнить Амурский мост 1800-1900 годов с современным мостом.

Самый старинный и первый капитальный мост города - «Амурский», или как его еще называют «Старый» - был торжественно открыт в мае 1884 года, одновременно с открытием Екатерининской железной дороги. Мост - памятник инженерной архитектуры национального значения. Его длина составляет 1 395 метров, с подходами 2397 метров, а ширина - 15,5 метров.

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 1 Амурский мост. 1941 год

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 2 Амурский мост в настоящее время

С начала строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра, еще в 1780-е годы, встал вопрос о переправе через Днепр. В 1796 году в районе нынешнего Амурского моста построили и открыли так называемый «наплавной» мост. Мост, построенный из бревен и досок с деревянными перилами, был бесконечно длинным. При переезде через него часть моста, занятая тяжестью, погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался. Из-за этой особенности его еще называли «живой мост».

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 3 Железнодорожный мост. 1941 год. (Фото: Екатеринославъ - Днепропетровск)

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 4 Амурский мост сейчас

В 1881 году было дано высочайшее распоряжение на строительство железной дороги с мостом через Днепр. Железная дорога, получившая название "Екатерининская", была открыта в 1884 году, связав Екатеринослав с Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевскими дорогами. Украшением дороги и технологическим шедевром своего времени стал мост через Днепр, построенный по проекту ведущего русского специалиста в области мостостроения Николая Белелюбского.

Тысячи жителей Екатеринослава собрались 18 мая 1884 года на обоих берегах Днепра, чтобы посмотреть, как пройдет первый поезд по самому длинному тогда в Европе мосту.

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 5 Торжественное открытие и освящение Железнодорожного (Амурского) моста. 18 мая 1884 года. (Фото: Екатеринославъ - Днепропетровск)

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 6 Въезд на Амурский мост сейчас

Строительство моста обошлось городской казне в 4 миллиона рублей, часть из которых пожертвовал предприниматель Александр Николаевич Поль. Великолепное двухъярусное сооружение, длиной полтора километра и весом 9525 тонн, стало одной из главных достопримечательностей Екатеринослава. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже Екатеринославский мост через Днепр был награжден золотой медалью.

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 7 Внутренний вид Железнодорожного (Амурского) моста. Начало ХХ века. (Фото: Екатеринославъ - Днепропетровск)

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 8 Внутренняя часть моста сейчас

К началу XX века пропускная способность экономически важнейшего моста составляла 90 поездов в сутки. Основными грузами были руда, уголь, металл. Через мост шли поезда в Харьков, Курск, Москву, Петербург, Ростов, Мариуполь, в Крым и на Кавказ. С появлением железнодорожного моста и железной дороги, Екатеринослав превратился из провинциального города в крупный торговый и промышленный центр.

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 9 Амурский мост. Начало ХХ века. (Фото: Екатеринославъ - Днепропетровск)

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 10 Амурский мост в настоящее время

Железнодорожный мост был сработан прочно, и первые 30 лет его ремонтировать не пришлось. В 1914 году несущие конструкции были значительно усилены. За последующие годы мост трижды возрождался из руин. Первый раз после гражданской войны в 1920 году.

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 11 Верхняя часть Железнодорожного моста. Начало ХХ века. (Фото:  Екатеринославъ - Днепропетровск)

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 12 Верхняя часть Старого моста сейчас

В 1935 году через мост была проложена первая трамвайная линия на левый берег. С началом Великой Отечественной войны мост стал первым объектом бомбежек. Нашим отступающим войскам пришлось переправляться на левый берег по понтонному мосту, наспех сооруженному саперами. В 1943 году «старичка» восстановили на деревянных опорах, и он простоял так почти 10 лет.

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 13 Временный деревянный мост в период оккупации 1941 - 1943 годов, на месте разрушенного Железнодорожного моста. (Фото:  Екатеринославъ - Днепропетровск)

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 14 Так Амурский мост выглядит в настоящее время

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 15 Восстановленный Амурский мост. 1955 год. (Фото:  Екатеринославъ - Днепропетровск)

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 16 Амурский мост спустя полвека почти не изменился

Лишь к декабрю 1955 года мост был капитально восстановлен. Для прохождения крупных судов его оборудовали подъемным пролетом. В 1956 году по Амурскому мосту прошел первый троллейбус, а позднее и автобус.

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 17 Железнодорожный (Амурский) мост. Открытка 1908 года. (Фото: Екатеринославъ - Днепропетровск)

Было - стало: Амурский мост в ХХ веке и сейчас 18 Старый мост в настоящее время

Анастасия Золотарева, по материалам Екатеринославъ - Днепропетровск

Фото: Сергей Марченко

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube