В прошлом веке Амурский (или Старый) мост выглядел совсем не так, как мы привыкли видеть его сейчас.
Информатор предлагает сравнить Амурский мост 1800-1900 годов с современным мостом.
Самый старинный и первый капитальный мост города - «Амурский», или как его еще называют «Старый» - был торжественно открыт в мае 1884 года, одновременно с открытием Екатерининской железной дороги. Мост - памятник инженерной архитектуры национального значения. Его длина составляет 1 395 метров, с подходами 2397 метров, а ширина - 15,5 метров.
С начала строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра, еще в 1780-е годы, встал вопрос о переправе через Днепр. В 1796 году в районе нынешнего Амурского моста построили и открыли так называемый «наплавной» мост. Мост, построенный из бревен и досок с деревянными перилами, был бесконечно длинным. При переезде через него часть моста, занятая тяжестью, погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался. Из-за этой особенности его еще называли «живой мост».
В 1881 году было дано высочайшее распоряжение на строительство железной дороги с мостом через Днепр. Железная дорога, получившая название "Екатерининская", была открыта в 1884 году, связав Екатеринослав с Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевскими дорогами. Украшением дороги и технологическим шедевром своего времени стал мост через Днепр, построенный по проекту ведущего русского специалиста в области мостостроения Николая Белелюбского.
Тысячи жителей Екатеринослава собрались 18 мая 1884 года на обоих берегах Днепра, чтобы посмотреть, как пройдет первый поезд по самому длинному тогда в Европе мосту.
Строительство моста обошлось городской казне в 4 миллиона рублей, часть из которых пожертвовал предприниматель Александр Николаевич Поль. Великолепное двухъярусное сооружение, длиной полтора километра и весом 9525 тонн, стало одной из главных достопримечательностей Екатеринослава. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже Екатеринославский мост через Днепр был награжден золотой медалью.
К началу XX века пропускная способность экономически важнейшего моста составляла 90 поездов в сутки. Основными грузами были руда, уголь, металл. Через мост шли поезда в Харьков, Курск, Москву, Петербург, Ростов, Мариуполь, в Крым и на Кавказ. С появлением железнодорожного моста и железной дороги, Екатеринослав превратился из провинциального города в крупный торговый и промышленный центр.
Железнодорожный мост был сработан прочно, и первые 30 лет его ремонтировать не пришлось. В 1914 году несущие конструкции были значительно усилены. За последующие годы мост трижды возрождался из руин. Первый раз после гражданской войны в 1920 году.
В 1935 году через мост была проложена первая трамвайная линия на левый берег. С началом Великой Отечественной войны мост стал первым объектом бомбежек. Нашим отступающим войскам пришлось переправляться на левый берег по понтонному мосту, наспех сооруженному саперами. В 1943 году «старичка» восстановили на деревянных опорах, и он простоял так почти 10 лет.
Лишь к декабрю 1955 года мост был капитально восстановлен. Для прохождения крупных судов его оборудовали подъемным пролетом. В 1956 году по Амурскому мосту прошел первый троллейбус, а позднее и автобус.
Анастасия Золотарева, по материалам Екатеринославъ - Днепропетровск
Фото: Сергей Марченко