Было - стало: как выглядела набережная Днепра в советское время и как выглядит сейчас

Было - стало: как выглядела набережная Днепра в советское время и как выглядит сейчас

Сичеславская Набережная (бывшая Набережная имени Ленина) - одна из главных достопримечательностей Днепра. Пройтись вдоль реки, посидеть на газоне с лимонадом или прокатиться с ветерком на катере - во все десятилетия здесь было приятно провести время.

Вид на город с реки всегда отвечал духу времени и менялся вместе с ним. Информатор предлагает сравнить, как выглядела Сичеславская Набережная во времена СССР и сейчас.

МЕРЕФО-ХЕРСОНСКИЙ МОСТ

Во время обороны Днепра Мерефо-Херсонский мост разрушили, а восстановили его уже немецкие войска. Тогда его переименовали в честь генерал-полковника фон Клейста. Сам военачальник приезжал на открытие «своего» моста. Во время отступления немецкие захватчики уничтожили мост полностью, оставив только руины железобетонных арок. Восстановили объект по проекту «Днепрогипротранса» за 50 миллионов рублей.

Мерефо-Херсонский мост (мост фон Клейста) в 1942 году. Фото: Екатеринославъ — Днепропетровск Мерефо-Херсонский мост (мост фон Клейста) в 1942 году. Фото: Екатеринославъ — Днепропетровск

Мост - свидетель истории Мост - свидетель истории

«УКРГИПРОМЕЗ»

Институт «Укргипромез» был основан в Днепре в 1944 году. Он считается ведущим в Украине институтом по проектированию металлургических заводов. Идея разместить в Днепре филиал всесоюзного института родилась еще в 1926 году в Санкт-Петербурге. Другие филиалы института появились также в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Грузии и Сибири. Интересно, что днепровский институт не только проектировал металлургические предприятия, но и разработал проекты многих других городских сооружений. В их числе 6-я детская больница, планетарий, стадион "Днепр-Арена" (бывший "Металлург"), инженерные корпуса завода имени К. Либкнехта и Национальной металлургической академии Украины и другие.

В районе будущего «Укргипромеза». Конец 1950-х годов. Фото: Екатеринославъ — Днепропетровск В районе будущего «Укргипромеза». Конец 1950-х годов. Фото: Екатеринославъ — Днепропетровск

Теперь без «Укргипромеза» сложно представить набережную Теперь без «Укргипромеза» сложно представить набережную

РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ

История речного вокзала довольно интересна: изначально была идея создать единый узел, объединяющий вокзалы различных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного и водного, сосредоточив их в одном месте города. Талантливые архитекторы и конструкторы съезжались отовсюду — как молодые, так и опытные. В итоге архитектором вокзала стал Владимир Веснин (он же спроектировал здание автовокзала). Вокзал строился как составляющая будущего «парадного» берегового фасада Днепра, наряду с гостиницей «Парус» и рестораном «Поплавок». Впервые в отечественной практике речной вокзал был поставлен перпендикулярно к набережной с размещением основной части здания над водой. 5-этажное здание речного вокзала ввели в эксплуатацию в 1988 году. Сейчас здание частично заброшено, а частично отдано в аренду различным фирмам.

Строительство речного вокзала. Фото: Закрытый Днепропетровск Строительство речного вокзала. Фото: Закрытый Днепропетровск

Сейчас здание частично заброшено, а частично отдано в аренду разным фирмам Сейчас здание частично заброшено, а частично отдано в аренду разным фирмам

На заднем плане видно как строится гостиница "Парус". Фото: Закрытый Днепропетровск На заднем плане видно, как строится гостиница "Парус". Фото: Закрытый Днепропетровск

Было - стало: как выглядела набережная Днепра в советское время и как выглядит сейчас 8 Как видим, планы осуществились: на берегу "выросли" и вокзал, и "Парус"

РЕСТОРАН "ПОПЛАВОК"

Строительство и открытие ресторана «Поплавок» стало продолжением тенденции формирования днепровской набережной в 50 - 60-х годах XX века. Когда облик этой части набережной был в целом завершен, и силуэт кварталов со стеклянной 9-этажной громадой института "Укргипромез" стал уже привычным, понадобилось создать дополнительный архитектурный акцент. Им и стал ресторан "Поплавок".  Архитектором ресторана стал Сергей Брусов. В 1959 - 1977 годах он был главным архитектором "Укргипромеза". Ресторан, как его еще называли "летающая тарелка на воде", стал изюминкой прибрежного пейзажа и стал символом городской архитектуры 60-х годов, где активно проявила себя космическая тематика.

Ресторан "Поплавок" в 1976 году. Фото: Тарас Сердюк Ресторан "Поплавок" в 1976 году. Фото: Тарас Сердюк

Через столько десятилетий "Поплавок" по-прежнему радует посетителей Через столько десятилетий "Поплавок" по-прежнему радует посетителей

9-этажный "Укргипромез" и ресторан "Поплавок" спроектировал Сергей Брусов. Фото: Тарас Сердюк 9-этажный "Укргипромез" и ресторан "Поплавок" спроектировал Сергей Брусов. Фото: Тарас Сердюк

Место заметно преобразилось Место заметно преобразилось

НАБЕРЕЖНАЯ В 70-х

В апреле 1970 года центральную часть набережной назвали в честь Ленина. Набережная расстраивается и приобретает свой привычный вид. Вдоль улицы начинают активно строить рестораны и кафе. Это были времена экономического подъема и процветания города. Несколько поколений горожан проводили в ресторанах праздники и просто отдыхали. Даже обычные рабочие могли позволить себе ужин в хорошем месте.

Шашлычная на Набережной Ленина, 12. Фото: Тарас Сердюк Шашлычная на Набережной Ленина, 12. Фото: Тарас Сердюк

Сейчас на этом месте также находится кафе Сейчас на этом месте также находится кафе

Набережная в районе перекрестка с улицей Миронова. Фото из интернета Набережная в районе перекрестка с улицей Миронова. Фото из интернета

Прекрасная набережная сейчас Прекрасная набережная сейчас

РЕСТОРАН "МАЯК"

Есть сведения, что раньше на месте "Маяка" находился ресторан "Волна". Однако заведение сгорело при пожаре. На его месте в 1979 году построили урбанистический "замок на скале", который стал необычным дополнением парка. 6-этажный ресторан "Маяк" состоял из бара и двух ресторанов. В советские времена это было одно из самых любимых и престижных мест, в 1980-х он достиг своего расцвета. По некоторым сведениям, именно в «Маяке» когда-то Евгений Качаловский угощал Бориса Ельцина медвежатиной. Однако заведению не судилось выстоять до наших дней, как, например, "Поплавку". Сейчас здание стоит заброшенным и хранит в своих стенах память о былой славе.

Ресторан "Маяк" в 1980-х годах. Фото: Екатеринославъ - Днепропетровск Ресторан "Маяк" в 1980-х годах. Фото: Екатеринославъ - Днепропетровск

Сейчас здание стоит заброшенным и хранит в своих стенах память о былой славе Сейчас здание стоит заброшенным и хранит в своих стенах память о былой славе

АГРОУНИВЕРСИТЕТ

Университет основали 11 сентября 1922 года как Киевский ветеринарно-зоотехнический институт. 19 апреля 1934 года учреждение перебазировали в Днепр. В октябре 1934-го в университете открыли агрономический факультет, с чего и началась его история.  В 1975 — 1976 годах завершили строительство нового учебного корпуса, который расположен рядом с парком Шевченко. Это высотное здание еще много лет украшало городскую панораму, пока в начале этого века его не закрыли современные небоскребы.

Новый корпус агроуниверситета только построили. 1976 год. Фото: Тарас Сердюк Новый корпус агроуниверситета только построили. 1976 год. Фото: Тарас Сердюк

Сейчас здание университета едва видно за новостройками Сейчас здание университета едва видно за новостройками

Напомним, что ранее мы показывали, как выглядел парк Шевченко в советское время и как выглядит сейчас. Также предлагаем сравнить Амурский мост 1800 - 1900 годов с современным.

Мария Голикова

Фото: Денис Чубченко, Сергей Скрыпник

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube