Идет четвертый день дистанционного образования в Украине. Сколько бы споров ни было по этому поводу, локдаун продолжается. А потому детям нужно привыкнуть к новой форме обучения. А родителям - помочь им в этом и сделать все для того, чтобы учеба была эффективной.
Для этого на сайте образовательного омбудсмена Украины появились ответы на часто задаваемые вопросы. Среди них не только советы, как усовершенствовать образование, но и разъяснения касаемо сложных и непонятных вопросов, сообщает Информатор со ссылкой на сайт.
Образовательные учреждения должны были заранее подготовиться к дистанционному обучению. А именно - определить формы учебы (онлайн-форумы, консультации, вебинары, виртуальные экскурсии), выбрать и одобрить электронные инструменты, онлайн-сервисы и платформы, при помощи которых и будут проводить занятия. При этом не менее 30% времени обучения должны проходить в синхронном режиме, а 70% - в асинхронном. Что это такое - в следующем подпункте.
В асинхронном режиме учитель дает задания и учебные материалы школьникам для самостоятельной работы. Ученики выполняют задачу в удобное для себя время и темпе, а после этого обсуждают с учителем. Синхронный режим - это совместная работа с учителем в реальном времени, в прямом эфире. Учащиеся могут задать вопрос сразу после того, как получили информацию, и обсудить ее. В таком формате проводят онлайн-уроки.
Да. Это его обязанность. А в указе образовательного учреждения должна быть подробно расписанная программа, в которой подробно описана дистанционная программа конкретно в этой школе, а также синхронные и асинхронные режимы обучения. При этом важно соблюдать пропорции, указанные в первом подпункте. Учитывая эти нормы, учитель не может просто дать задания в Вайбере, проверить его и выставить оценки. Это лишь часть обучения, которая должна быть дополнена онлайн-уроками.
Как показал опыт, продолжительность онлайн-уроков в 30-40 минут - неэффективно, поскольку ребенок быстро устает и перестает воспринимать информацию. Существуют определенные требования к тому, сколько ученик может работать с компьютерами или гаджетами на уроке. Так, для учащихся 1 классов - не больше 10 минут, 2-4 классов - не более 15 минут, 5-7 классов - не более 20 минут, 8-9 классов - 20-25 минут. Если уроки парные для учеников 10-11 классов, то первое занятие должно длиться не дольше 25-30 минут, а второе - 15-20 минут. При этом учитель должен чередовать умственную и физическую деятельность, предлагая ученикам различные упражнения для разминки.
Это решает педагогический совет учебного заведения. Однако образовательный омбудсмен советует использовать одну или две платформы - так будет удобнеем родителям и ученикам нем запутаться в использовании электронных ресурсов. Обращают внимание на G Suite for Education - Google Classroom, Google Meet и другое. Это бесплатный пакет программ и инструментов от Google.
Основатель учебного заведения должен организовать системно-техническое обеспечение для дистанционного обучения в школе, а руководитель учреждения в рамках полномочий может давать во временное пользование педагогам персональные компьютеры. Все это указано в Положении о некоторых вопросах организации дистанционного обучения. И если таких правил в вашей школе не придерживаются, о них стоит напомнить директору школы в письменном виде. Если и это не помогло, обращайтесь в управление образования и требуйте решить проблему. По такому же алгоритму следует действовать и в случае, если учитель отказывается проводить онлайн-обучение без какой-либо причины.
На усмотрение дирекции школы остаются формы (личное или дистанционное) и режимы (синхронный или асинхронный), в которых будут проводить оценивание, а также выбор инструментов и платформ для этого, сроки оценивания для тех, кто пропустил онлайн-занятия. Однако все процедуры должны быть выполнены с учетом академической добросовестности. Результаты итоговых, текущих и формовочных оцениваний должны фиксироваться в журнале - электронном или печатном.
Здесь должны учитываться потребности ребенка. Возможно использование дополнительных технологий - озвучивание данных на экране, звуковое сопровождение текста, субтитры, специальные клавиатуры. Ассистент учителя и/или ассистент ученика также принимает участие в образовательном процессе даже во время дистанционного обучения. С учетом тех же потребностей с ребенком проводят дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развивающие занятия. В случае необходимости дистанционное обучение педагоги могут проводить по индивидуальному плану. Если при чрезвычайных обстоятельствах дети с индивидуальными образовательными потребностями не могут пройти оценивание, такую возможность им должны предоставить лично после окончания карантина по окончании или до начала нового учебного года.
Департамент образования и науки в Киеве собрал ряд рекомендаций как выход из ситуации. Так, администрация учебных заведений со Службой по делам детей и семьи собирает информацию о детях, которые весной в 2020 году н6е проходили дистанционное обучение. Далее определяют детей из социально незащищенных и малоимущих семей, а также тех, у которых нет технической возможности проходить обучение. Для них составляют график учебного процесса в школьных кабинетах с учетом санитарных норм и карантинных мер.
Стоит сразу отметить, что не во всех учебных заведениях возможно дистанционное обучение. Список тех учреждений, где такая возможность есть, ищите в управлении (департаменте) образования. После определения места учебы родители подают заявление руководителю учебного заведения. В заявлении они должны указать, есть ли все необходимые условия для проведения дистанционного обучения в различных режимах (доступ к Интернету, персональный компьютер). Перевести и зачислить ребенка в группу дистанционного обучения можно до начала нового учебного года или семестра. Такая форма образования доступна всем при желании родителей и ученика.
Сегодня владение цифровыми навыками и технологией проведения дистанционного образования - э то потребность. И для педагогов есть много возможностей пройти курс, семинар, тренинг или другие занятия по освоению компьютерной грамотности. Об этом родителям следует поговорить с классным руководителем или директором школы. А пока учитель проходит обучение, руководство учебного заведения должно предложить альтернативу проведения дистанционного образования.
Это является нарушением Закона Украины "Об образовании". Согласно ему, языком образовательного процесса является государственный. Обратитесь с этим вопросом к классному руководителю. Если результатов это не принесло, обсудите ситуацию с руководством школы. В случае игнорирования этой проблемы на школьном уровне, идите в управление/департамент образования. Также помочь могут образовательный и языковой омбудсмены.
Бывают случаи, когда ребенок один дома и не может самостоятельно открыть компьютер или справиться с техническими вопросами. В таком случае была бы кстати запись урока. Но прежде, чем его записывать, следует поставить в известность учителя, поскольку по Конституции запрещено собирать, хранить, использовать и распространять конфиденциальную информацию о человеке без его согласия, кроме отдельных случаев (интересы национальной безопасности, права человека и экономическое благосостояние). Однако если во время урока учитель совершает определенные действия или ведет себя так, что нарушает права человека, съемка без его согласия позволяется.
Ранее мы писали о "плюсах" и "минусах" дистанционного образования и спрашивали мнения у наших читателей. Больше советов о том, как помочь детям учиться на "удаленке", можно найти у наших коллег на Информатор Украина.
София Елагина