Набирая «101», мы не сомневаемся, что к нам обязательно приедут и нас спасут. Но зачастую мы видим только одну сторону работы пожарных.
Что остается за кадром? Как проходят смены тех, кто на "ты" с опасной и непредсказуемой стихией? Информатор провел один день с днепровскими пожарными и узнал, каково это - бороться с огнем.
8 утра. У главного входа во 2-ю пожарно-спасательную часть нас встречает приветливый парень в синей форме спасателя. «Сейчас у нас построение и сдача смены. К службе приступает второй караул, вы сегодня с нами», - говорит пожарный Александр Морокко и проводит нас в просторное депо. В большом помещении в ряд стоят красно-белые автомобили, а между ними в две шеренги выстроились и сами пожарные. На повестке дня важные вопросы – состояние техники и рабочие моменты.
Утренняя проверка техники
После построения проходит сдача смены. Все автомобили паркуют перед зданием части или, как говорят здесь, на фасад. Технику тщательно осматривают, проверяют, все ли работает должным образом, а если находят мелкие поломки, сразу устраняют их. Ведь на пожаре каждая мелочь может стать серьезной помехой для спасения жизни.
Особая гордость части – новый пожарный автомобиль МАЗ, который уже год используют для ликвидации чрезвычайных ситуаций. «Это авто повышенной проходимости. Его кабина рассчитана на 7 человек. Машина способна вместить 4 тонны воды и 400 литров пенообразователя», - рассказывает Артем Чегрин, замначальника 2-й городской пожарно-спасательной части.
Интересно, что, кроме огнетушительных средств, в пожарном автомобиле есть отсеки для специальных инструментов: бензопил и бензорезов, рукавов, пожарной колонки для гидранта, генераторов пены для тушения горючих веществ. В автомобиле установлен мощный насос производительностью 60 литров в секунду. Интересно, что за подачу воды на пожаре отвечает водитель.
Пожарный МАЗ в части уже год
На вызове
После осмотра техники и передачи ее новому караулу наступает время для… занятий. Все сотрудники собираются в учебном классе, ведут конспекты, регулярно вспоминают подзабытое. Если есть потребность – устраивают детальный разбор какого-то сложного пожара, который случался в их практике. Также пожарные изучают планы помещений городских зданий, чтобы, если возникнет необходимость, иметь уже четкий алгоритм действий.
В день, когда мы прибыли в часть, по учебному плану стояла работа с теплоотражающим костюмом. Пожарный Артем Ткаченко признается, что на службе только полтора года и ему не доводилось в реальных условиях надевать эту экипировку. Поэтому сейчас, пока есть время, надо использовать его с пользой. Вот, прямо на наших глазах, Артема облачают в необычный «лунный» костюм.
Пожарный Артем Ткаченко в теплоотражающем костюме
Сначала надевают комбинезон и бахилы, а потом куртку, капюшон со встроенным защитным смотровым иллюминатором и рукавицы. Важна каждая деталь – ведь неправильно заправив халоши или рукава, в горящем помещении можно получить травму.
Пожарные рассказывают, что помогают надевать такой костюм 2-3 человека. И если в обычную «боевку» (специальные ботинки, усиленные металлическими вставками, комбинезон на липучках и лямках, куртку, каску и пояс, на который крепятся перчатки-краги и другие инструменты) самостоятельно надевают максимум за 30 секунд, то на термоотражающие костюмы может уйти и несколько минут.
Необходимым атрибутом является кислородный аппарат
Все снаряжение пожарный должен надеть максимально быстро
В опасных и непредсказуемых условиях особое значение приобретает слаженность работы команды. У каждого пожарного есть свой номер (по нему располагаются в машине) и обязанности. Это начальник караула, командир отделения, водитель и 4 бойца. Начальник караула – старший в машине, на пожаре он принимает все важные решения.
Командир отделения подстраховывает начальника караула - и если тот уходит в задымленное помещение, то командир работает с остальным личным составом. Первый номер пожарного расчета обычно прокладывает линию, раскладывает стволы и рукава. Обычно эту функцию выполняет один из наиболее опытных сотрудников.
Над обрывом на подстраховке
Второй номер работает подствольщиком, помогает первому. Третий номер расчета в различных ситуациях работает по-разному. В задымленном помещении он – постовой, также подносит необходимое оборудование. Четвертый номер помогает водителю, прокладывает линии к гидранту. Но, независимо от того, какой номер присвоили каждому из пожарных, все должны хорошо знать обязанности своих напарников, чтобы в нужный момент суметь быстро среагировать и подстраховать.
«Команда – как одна большая семья. Мы вместе тушим огонь, вместе едим и отдыхаем в караульной, носим одну и ту же экипировку… Со мной работают люди разного возраста, но это не становится каким-то препятствием, а наоборот, помогает. Например, наш командир отделения в профессии уже 25 лет. Мне всегда есть, чему у него поучиться», - рассказывает Александр Морокко.
Пожарный Александр Морокко
«Когда ты едешь на выезд, у тебя только одно в голове – чтобы все хорошо закончилось, чтобы все были живы и здоровы, чтобы твой личный состав в полной готовности мог выехать на следующий вызов. А страх, тревога… Это последнее, о чем думаешь, отправляясь на выезд. Главное – сработать быстро и качественно, ведь от этого зависит чья-то жизнь. А все остальное - потом», - говорит Александр.
Да, работа опасна и непроста. Немного отвлечься, успокоиться и восстановить духовное равновесие многим помогает спорт. Например, Александр говорит, что уже более 6 лет занимается боевым самбо. Артем Ткаченко рассказал, что тоже увлекается спортом. «Тренажерный зал, легкая атлетика, бег – вот то, что нравится. Очень люблю рыбалку. Это как медитация – ты остаешься наедине с собой, есть время успокоиться, подумать», - говорит Артем.
«Работая пожарным, начинаешь ценить жизнь. Знаешь, что дома тебя ждут любимые люди: семья, друзья, девушка. Они переживают, как ты там, как проходит твоя смена. Часто звонят, спрашивают, как работа. Порой даже не все им рассказываешь, ведь они воспринимают все по-другому, не так, как я и мои напарники, привыкшие к сложным рабочим моментам», - признается Александр Морокко.
Обычное дело
День, который мы провели в части, оказался необычайно спокойным. Было время привести в порядок машины, решить хозяйственные вопросы, например что-то подкрасить, починить мебель. Но вот в июле-августе случалось очень много пожаров, были дни, когда поступали более 20 вызовов в сутки. Однажды, вспоминают пожарные, было даже 27 вызовов. Сейчас, конечно, таких цифр нет, но в осенее-зимний период появились другие проблемы. Например, вызовы учащаются ближе к ночи - горят дома и квартиры, в которых неисправны обогреватели или проводка.
"На фасад!"
Уже вечереет, пожарная часть живет своей размеренной и распланированной жизнью. Но вдруг тишину разрывает резкий сигнал, и диспетчер в громкоговоритель объявляет: «Первый ход – на выезд!» Пожарные быстро надевают боевую одежду и выбегают на фасад. Там их уже встречает автомобиль. Все мгновенно запрыгивают в кабину, включают сирены.
В салоне не умолкает рация, начальник караула уточняет координаты и прокладывает наиболее удобный маршрут, обсуждает с подчиненными, что загорелось и как лучше действовать. Оказалось, горит Аптекарская балка, - обычный вызов. Но в ее районе – частный сектор, много жилых домов. Да и к самому очагу близко не подобраться.
Пожар в балке
Вот мы и на месте, нас встречают взволнованные жители. Пожарные подключаются к системе водоснабжения в одном из дворов, устанавливают гидрант и отправляются вниз балки тушить огонь. Через некоторое время пламя погашено, опасности больше нет. Уже успело стемнеть, время собирать технику и возвращаться на базу. Пожарные снова садятся в машину, в салоне звучат веселые голоса и пахнет дымом. Водитель заводит двигатель, поскрипывает рация, МАЗ слегка подбрасывает на неровной брусчатой дороге. А за окном автомобиля качается большая желтая луна… И еще неизвестно, какой будет эта ночь.
Владлена Скаченко
Фото, видео: Андрей Лысенко, Виктория Машкина