Незаметен для врагов: в Днепре создали уникальный беспилотник «Чаклун»

Незаметен для врагов: в Днепре создали уникальный беспилотник «Чаклун»
«Чаклун» - разведывательный беспилотный авиационный комплекс, который создали в Днепре

Когда в украинском обществе речь заходит о беспилотниках, то в первую очередь на ум приходят «Байрактари». Все - из-за эффектных видео их работы по вражеской технике. Или же о "Шахедах", которые терроризируют украинские города. Если же речь идет о дронах украинского производства – то можно вспомнить БПЛА "Аист", "Фурия", да, наверное, и все. Однако многие энтузиасты создают собственные беспилотники, которые уже долгое время помогают на передовой. Например, разведывательный беспилотный авиационный комплекс (БпАК) «Чаклун», который создали в Днепре.

 

Уже более сотни таких птичек предоставляют информацию о позициях и перемещениях врага украинским военным, - рассказал президент федерации авиамодельного спорта Днепропетровской области Дмитрий Панченко. Информатор узнал, с чего все началось и чем уникальны беспилотники, которые создают в Днепре.

До февраля 2022 года федерация авиамодельного спорта региона проводила всеукраинские соревнования и фестивали, организовывала работу детских кружков. Сейчас хобби многих людей пока отошли на второй план, однако дело авиамоделистов развивается и превращается в полезное для страны и военных занятие.

«Мы собрались и поняли, что лучшее, что мы можем сделать – это создавать беспилотники, обучать военных. "Самолеты" разного назначения, этим и занимаемся. Начали с одного небольшого разведчика, потом начали появятся его различные модификации», - рассказал Дмитрий Панченко.

Беспилотник получил название «Чаклун», так как все поначалу удивлялись, как он самостоятельно идет по маршруту миссии и как противостоит средствам радиоэлектронной борьбы. Сейчас уже более 100 «Чаклунов» работают на победу Украины на фронтах по всей стране.

 

 

Комплекс «Чаклун» состоит из двух беспилотников, оснащенных камерами, аккумуляторами, запасными аккумуляторами, передатчиком, ноутбуком, на котором проходит обработка информации, а также ремонтным комплектом.

Преимущества «Чаклуна»

«Основное преимущество маленького «Чаклуна»-разведчика – относительная доступность. Его можно сопоставить с квадрокоптерами, однако работы он делает гораздо больше. Наш девиз: «Бросил в машину, приехал на позицию, отправил на миссию, положил обратно в машину по возвращению – и миссия завершена». Не надо раскладывать никакие антенны, подготовка к полету занимает 5-10 минут», - рассказал Дмитрий Панченко.

"Чаклун" - это быстрый и маневровый беспилотник, простой в использовании. Его не видно на радарах, а средства радиоэлектронной борьбы по нему попадают только тогда, когда работают по кому-то, а он случайно попадает в зону их действия. Данный БпЛА предназначен для глубинной разведки, дальность полета с различными аккумуляторами может составлять от 100 до 150 километров, а «рабочая» высота – от 300 до 500 метров. Программная скорость составляет 90 километров в час. Еще один важный плюс - это ремонтопригодность.

 

"Чаклун" - швидкий та майже непомітний для ворогів
"Чаклун" - быстрый и почти незаметный для врагов

Обучение пилотов

Без обучения военным беспилотники не передают. Это - обязательный шаг. Сначала - теория.

"Начало обучения - это очень краткий курс теории. Почему самолеты летают, что такое подъемная сила, как проходит взлет и посадка беспилотника. Всем надо объяснять обязательно, что взлет и посадка обязательно проходят против ветра, ветер надо проверять», - отметил Дмитрий Панченко.

Шаг №2 - симулятор на компьютере. Чтобы теорию отработать в спокойных условиях и не рисковать «птичками».

«В симуляторе начинается самое интересное. Где бойцы могут отдохнуть душой. Как правило, бородатые дяди, только что приехавшие с фронта, садятся за компьютер и начинают просто смеяться. Потому что с первого раза ничего не получается. Все это - детская компьютерная игра, и через это надо пройти. Есть несколько моментов, которые нужно побороть. Сопоставить работу рук и мозга, должна выработаться моторика», - рассказал Дмитрий.

Поэтому будущие пилоты тренируют проход над взлетно-посадочной полосой, вираж, разворот, проход назад и посадку. Взлет и посадка – это лишь 10% от миссии, однако от этого зависит безопасность «самолета» и то, сколько он проработает. Некоторые «Чаклуны» уже выполнили более 100 удачных вылетов. Последний шаг обучения - построение миссий полета.

«Тренировочные миссии строят на условных полигонах. «Самолет» идет в автономном режиме. Построили миссию, установили точки интереса, их 25. По завершении миссии беспилотник становится над последней, 25-й точкой, на высоте 150 метров. Тогда задача пилота – его снизить и безопасно посадить», - рассказал Дмитрий Панченко.

По завершению обучения военным выдают свидетельства о завершении курса и принимают в сообщество «колдунов».

Усі пілоти проходять обов'язкове навчання
Все пилоты проходят обязательное обучение

Мнение военных

Информатор пообщался с бойцом ротно-тактической группы «Степові Вовки» с позывным «Зять», который использует беспилотник из Днепра.

«По поводу «Чаклуна»: птичка шикарная. Отучились семь дней, как нужно. Очень понравилось, «крыло» - это не Mavic, второе управление. Потом начали использовать. На данный момент у нас более 40 вылетов. Две «птицы» мы потеряли. Недавно потеряли беспилотник, на котором совершили 15 вылетов. Он находил и «арту», и летал даже над ПВО. Они уже знают, наверное, эту «птицу» и на вид, и по звуку, но ничего сделать ей не могут. Главное - он делает работу. Находит, и потом ребята работают по этим координатам», - отметил военный.

«Зять» рассказал, что каждый раз ждет сообщения о возможных совершенствованиях и обновлениях «птичек».

Вже понад 100 "Чаклунів" працюють на перемогу України
Уже более 100 "Чаклунов" работают на победу Украины

Перспективы

Дмитрий Панченко знает, что разведывательные беспилотники – это ценный «расходный материал». Один беспилотник может выполнить 10 вылетов, рекордсмены же уже выполнили более 100. Это зависит не только от мастерства пилота, но и от удачи.

«Однако и одного вылета достаточно, чтобы беспилотник окупился. Мы пролетаем, например, над вражеским ПВО, а оно ничего не сделает. У нас координаты его есть. Конечно, это идет на пользу военным, на пользу победе», - отметил он.

Производство "Чаклунов" не стоит на месте. Уже разработали 5 различных моделей беспилотника-разведчика, даже с приборами ночного видения. Для ускорения сборки уже разработали матрицу и планируют фюзеляжи и некоторые компоненты делать в Украине.

«Мы можем делать больше, можем делать больше чем 100 бортов в месяц. Не проблема набрать еще людей, найти помещение, однако здесь уже нужна помощь», - рассказал он.

Кроме этого, Дмитрий Панченко отметил, что они имеют планы перейти в более "тяжелый" класс – уже разработали "самолет" с двигателем внутреннего сгорания. Пока что это только носитель, однако он может быть как разведчиком, так и переносить полезные грузы.

«Друзья, донатьте. Мы за каждую копейку отчитаемся. Наша конечная цель - передача военным наших беспилотников, а не продажа. Ну и хочу обратиться в крупные благотворительные фонды: "без вас нам тяжело", - завершил Дмитрий Панченко.

Можливо виготовляти до 100 таких БпЛА на місяць
Возможно изготавливать до 100 таких БпЛА в месяц

Больше о беспилотнике «Чаклун» вы можете узнать на страницах в Facebook:

Если же желаете задонатить и помочь в создании беспилотников из Днепра – присоединяйтесь. «Банка» monobank – по ссылке.

Розпочалося все з авіамоделювання
Началось все с авиамоделирования
"Чаклун", що повернувся на ремонт та тестування
"Чаклун", вернувшийся на ремонт и тестирование
У небі
В небе
Одна з переваг - можливість швидкого запуску
Одно из преимуществ - возможность быстрого запуска
Після посадки "в ноги"
После посадки "в ноги"
Здатен пролетіти від 100 до 150 кілометрів
Способен пролететь от 100 до 150 километров
Пульт керування
Пульт управления
Більш "важкий" безпілотник, вже з ДВЗ
Более "тяжелый" беспилотник, уже с ДВС
Дмитро Павченко і "Чаклун"
Дмитрий Павленко и "Чаклун"
Понад 100 «Чаклунів» працюють на перемогу України
Более 100 «Колдунов» работают на победу Украины
«Робоча» висота – від 300 до 500 метрів
"Рабочая" высота - от 300 до 500 метров
Побудована місія на мапі
Построена миссия на карте
Тут створюються "пташки" - локації постійно змінюються
Здесь создаются "птички" - локации постоянно меняются
У політ!
В полет!
По місії "Чаклун" йде автономно, завдання пілота - запуск та приземлення
По миссии "Чаклун" идет автономно, задача пилота - запуск и приземление
Йде на посадку
Идет на посадку
Ремонтопридатність - важливий "плюс"
Ремонтопригодность - важный "плюс"
БпЛА призначений для глибинної розвідки
БпЛА предназначен для глубинной разведки
Майже непомітний для ворогів
Почти незаметен для врагов
Майстрам-авіамоделістам довелося перекваліфікувались
Мастерам-авиамоделистам пришлось переквалифицироваться
Можуть виготовляти до 100 "Чаклунів" на місяць
Могут изготавливать до 100 "Колдунов" в месяц

Ранее мы также рассказывали, что в Днепре создали уникальный медицинский бронеавтомобиль «Ковчег». Кроме того, кинолог из Днепра рассказал о поиске взрывчатки, тренировках и пенсии хвостатых полицейских. Сообщали мы и о том, что гитарист группы SilverTown из Каменского Андрей Касенюк рассказал о войне.

Фото, видео: Максим Якушев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube