С 24 февраля 2022 года в Украине указом президента Владимира Зеленского №64/2022 введено военное положение. С тех пор в обществе ведутся дискуссии о том, правомерным ли было его введение. Среди основных озвучиваемых тезисов это незаконная мобилизация, потому что нет состояния войны. Однако российская сторона, согласно международному праву, должна была объявить войну, однако прикрылась "специальной военной операцией".
Об этом сообщает Информатор со ссылкой на Информатор Украина.
Согласно Закону Украины, а именно части 1 статьи 1 "О правовом режиме военного положения", он вводится на территории Украины или отдельных ее территориях при вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности. Согласно этому государство может:
И хотя в украинском законодательстве не определено понятие "состояние войны", однако оно упоминается в пункте IV статьи 15 ЗУ "Об обороне Украины". Указывается. что с момента объявления состояния войны или начала военных действий, наступает военное время, которое истекает в день и время прекращения состояния войны. Однако вопрос о состоянии войны регулируется международно-правовыми актами.
Согласно III Гаагской конвенции, военные действия между двумя государствами не могут начаться без предупреждения в виде прямого и недвусмысленного объявления войны или выдвижения ультиматума, чтобы этого избежать. Из этого следует, что обязанность это делать возлагается на государство, которое совершает агрессию.
По мнению юриста ВИ "Активная Громада" Вадима Букреева, введение военного положения без объявления войны не считается нарушением как международного законодательства, так и украинского. С точки зрения международного права акт военной агрессии уже признается войной по факту, независимо от соответствующего объявления, поэтому необходимость объявлять это состояние отсутствует.
В статье 16 ЗУ "Об обороне Украины" указано, что в случае вооруженной агрессии президент должен принять решение об общей или частичной мобилизации. А также перевод отраслей народного хозяйства из мирного на военное положение. В то же время, уточнений о том, что для проведения мобилизации, нужно объявлять войну нигде нет.
Бывший судья Конституционного суда Украины Виктор Шишкин в интервью "Суспільне" заявил, что вопрос мобилизации в контексте "объявления или необъявления" войны является спекуляцией людей, уклоняющихся от выполнения конституционных обязанностей, указанных в статьях 17 и 65 КУ.
Напомним, что в новом законопроекте о мобилизации предусмотрены понижение призывного возраста, а также прохождение обязательной подготовки. Кроме того, в Верховной Раде отклонили скандальную поправку в законопроекте по мобилизации с 18 лет. Также в Украине был принят закон о повторном медицинском освидетельствовании ограниченно пригодных мужчин.