Подростковый период - это когда дети сталкиваются с массой сюрпризов. Разыгравшиеся гормоны, первая любовь, желание идти против правил, ну, или против требований родителей... Это только малая часть этого "прекрасного" времени.
Многие привыкли считать, что выходки подростков - это всего лишь обычное явление, которое уйдет с переходным возрастом. Углубляться в причины такого поведения и пытаться разрешить многие актуальные вопросы ребенка зачастую мало кто пытается. Однако именно пережитые в этот период ситуации и проблемы могут повлиять на дальнейшую жизнь подростка. О том, с какими психологическими проблемами сталкиваются тинейджеры, рассказала детский невролог Елена Самостян в программе «Разговор с врачом» на радио «Информатор FM 107,3». Сообщает Информатор.Деньги.
«Подростковый возраст сегодня немного «помолодел». Вообще подростковый возраст – период полового созревания, отличается состоянием протеста и эмоциональной нестабильности у всех детей без исключения. Гормональный фон у всех детей в этом возрасте на максимальном уровне, кора головного мозга работает на «оборотах» максимальной возбудимости. Вне зависимости от школы и дополнительной нагрузки подросток сам по себе становится агрессивным и колючим, как ежик.
Если ситуация в школе и дополнительные нагрузки не дают возможности подростку расслабиться и поменять род деятельности, то эти все жалобы и психологические состояния обостряются в разы. Выражаются они в нежелании ходить в школу и учиться, слушать и слышать родителей и педагогов, нежелании вообще что-то делать, кроме бесконечного брожения по городу и тусовок с друзьями.
В этой ситуации я говорю родителям такого подростка, что им надо закрыть ротики и открыть ушки. Им нужно слушать и слышать своего ребенка. Пока подросток разговаривает, все можно решить словами. Но если он замолкает и замыкается, вот это уже беда. Родителям нужно понять, о чем ребенок думает, какие мысли его посещают и чем ему можно помочь. Пусть подросток говорит много, не по теме, мелет какие-то глупости, но задача родителей – услышать эти глупости и сделать из них правильные выводы», — сказала Елена Петровна.
«С жалобами, которые возникли у ребенка во время обучения в школе, можно и нужно обратиться к семейному врачу. Если врач компетентен, он распишет вашему ребенку базисную терапию и отправит домой. Если врач понимает, что у ребенка нетипичное неврологическое состояние, он отправит его на осмотр к неврологу.
Ко мне как к детскому неврологу обычно приводят детей не сразу. Приводят либо в остром состоянии невроза, либо когда «авось, само пройдет» не проходит. На эти состояния нужно обращать внимание, поскольку это – уже у ребенка невроз. Повторю симптомы: плохо ест, плохо спит, быстро устает, не держит положенную для его возраста нагрузку, не воспринимает школьную информацию, ухудшается память – дети не просто не хотят выучить стихотворение, они его в таком состоянии не могут запомнить.
Кроме того, есть детские психологи, которые могут несколько улучшить такое состояние ребенка при помощи простых методов – арт-терапии, других творческих процессов. Но все зависит от того, что происходит в семье такого ребенка. Если в семье все в порядке, то и у ребенка будет все в порядке: и в школе с уроками, и в секциях по интересам, и с друзьями, и дома.
Но ко мне приходят, когда уже далеко не все в порядке. Если я ставлю диагноз «невроз», то даю очень простые, но очень действенные рекомендации при небольшой и щадящей медикаментозной терапии. Если состояние ребенка не улучшается, тогда проводится глубокое обследование того, что происходит и чем лечить и помогать.
Очень частое и очень нехорошее состояние, когда от любого умственного напряжения начинает болеть голова, причем – вся сразу. Дети в таких случаях говорят, что им хочется надеть на голову шлем, чтобы ничего не слышать. В таких случаях надо сразу же снизить на ребенка нагрузку, проводим с родителями разъяснения по режиму дня ребенка. И через 7—10 дней ребенок оживает и дальше скачет, как будто ничего с ним и не было.
Но сначала родители должны доходчиво объяснить ребенку, для чего его надо показать врачу, что там с ним ничего плохого не случится, ему просто помогут. Родители должны постоянно помнить, что ребенок им доверяет, и он верит всему, что родители говорят. Это уже во взрослом состоянии он начинает критично относиться к сказанным теми же родителями вещам. Но пока он ребенок, он верит всему сказанному ими», — посоветовала Елена Самостян.
Алексей Логинов