Государство должно защитить не областные центры и более богатых, а защитить, прежде всего, общины и жителей тех территорий, которые деоккупированы, поражены и прифронтовы. Также необходимо разработать сбалансированную поддержку местного самоуправления.
Об этом рассказал глава подкомитета Верховной Рады по вопросам административно-территориального устройства Украины Виталий Безгин на своей Facebook-странице. Об этом сообщает Информатор со ссылкой на пресс-службу Днепропетровской ОВА.
«Давайте еще раз откровенно и пространно поговорим о реверсной дотации и шагах на встречу местному самоуправлению в бюджетном процессе 2025.
Что имеем по состоянию на данный момент, где позиции сторон одинаковы:
- сохранение 64% НДФЛ;
- сохранение единого налога;
- восстановление ДФРР.
Это все, напомню, в стране, почти 1000 дней ведущей полномасштабную войну и где ~ половина бюджета – это помощь партнеров, а все средства отечественных налогоплательщиков идут на поддержку ВСУ.
Что не так с агрессивной риторикой отдельных политиков по реверсу?
- Реверсная дотация всегда существовала и 2024 был исключением, когда ее не вычитали. Почему существовала? Чтобы не все бремя по помощи более слабым общинам (базовая дотация) на себя брал государственный бюджет. А солидарно часть тяжести брали на себя богатые общины.
- Полномасштабная война привела к большому дисбалансу. Часть территорий уничтожена с точки зрения довоенных источников поступления в бюджеты. Прибыли предприятий в Харьковской области снизились втрое. Более 60% общин Запорожской области имеют критический уровень финансовой состоятельности. В Херсонской области есть общины, которые на 80+% зависимы от государственной поддержки. Но(!) есть общины, куда релоцировался бизнес и выросли финансовые поступления. Поэтому государство должно искать баланс.
- Нет единой позиции всеукраинских ассоциаций по этому вопросу. Две из трех ассоциаций базового уровня местного самоуправления поддерживают выемку реверсной дотации, но просто имеют меньше финансового ресурса, чтобы доносить свою позицию в СМИ.
Поэтому, на мой взгляд, выбирая между разными версиями не наиболее положительных сценариев, государство должно защитить не областные центры и более состоятельных, а защитить, прежде всего, общины и жителей тех территорий, которые деоккупированы, пораженные и прифронтовые. При всем уважении к отдельным мощным мерам из тыла, которые, в частности, сильно помогают ВСУ.
Именно такая позиция государственна и именно над обеспечением дотаций для прифронтовых общин, стоит сосредоточиться парламентариям во время окончательного принятия бюджета», - резюмировал Безгин.