Многие жители и гости Днепра катались на канатной дороге. Этот объект был настоящей "туристической колыбелью города". Однако в 2023 году о "канатке" можно узнать по рассказам старшего поколения, архивным фотографиям или советскому кино. В последний раз "канатка" перевозила пассажиров в далеком 2007 году.
Информатор уже публиковал материалы по канатной дороге. Однако в этот раз мы решили сделать по гамбургскому счету и увековечить память об этом уникальном объекте нашего города. Информатор подготовил для своих читателей и зрителей документальный фильм о "канатке".
Для этого мы пообщались с людьми, которые не только катались на ней и имеют много приятных воспоминаний, но и принимали непосредственное участие в ее создании. Приятного просмотра. Если у вас не открывается видео, можете перейти по этой ссылке на наш YouTube-канал.
В Днепре послевоенные годы были тяжелыми, СССР переходил на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными. В то же время, мест для отдыха было немного. В те годы происходит активная застройка свободных территорий. В конце 1950-х годов на Монастырском (Комсомольском острове в советские времена, прим.ред.) острове намывается коса. И именно эта зона станет будущим городским пляжем, который мы знаем по сей день.
Тогда у городского руководства появились идея соединить правый берег Днепра и городской пляж с помощью канатной дороги. Обычно подвесные дороги строили в горной местности, так что в те времена канатная дорога в городе была в новинку. По словам днепровского историка Максима Кавуна, для работ по строительству "канатки" привлекли молодых зодчих того времени. В их числе был архитектор верхней станции канатной дороги Эдуард Чубаров. Именно он отвечал за дизайн вокзала. В годы независимости Украины, с 1991 по 1998 годы, он занимал должность главного архитектора Днепра.
Молодой зодчий в 1959 году только окончил институт и начал набираться опыта, олицетворял свои первые проекты. А местом для строительства "канатки" был выбран участок на улице Дмитрия Донцова.
По воспоминаниям Чубарова, "нижний" основной блок, который "вращал" канатку, строили без его участия. Его работа заключалась в создании вокзала, куда могли прийти люди, подготовиться к поездке. Молодой архитектор решил создать станцию в виде летучего создания. По словам Эдуарда Петровича, его вдохновили богомол и стрекоза. В 1966 году макет утвердило тогдашнее городское руководство.
Даже у бывшего главного архитектора Днепра не возникло никаких замечаний к проекту Эдуарда Чубарова. Позже к работам присоединились конструкторы Анатолий и Лариса Бобровники. Они подготовили расчеты чертежей, поскольку все элементы станции были индивидуальны, а не из готовых железобетонных частей. Чубаров опасался, что конструкции, которые он задумал, станут не столь легкими, однако все завершилось хорошо.
Также интересным нововведением для канатной дороги стала ее 16-метровая смотровая площадка.
“Обзорную площадку я делал, чтобы будущие пассажиры могли зайти и посмотреть панораму перед тем, как они полетят в кабинке. Тогда это место было полностью открыто и оттуда открывалась очень красивая широкая панорама. Потому и придумал такую площадку”, — сказал Эдуард Чубаров.
Из-за быстрых темпов строительства, однажды, во время возведения смотровой площадки, произошло чрезвычайное событие. Залитый бетон не успел схватиться и вся конструкция начала "ехать" со склона. Тогда травмировался один из строителей, находившийся в то время сверху на площадке. Как сказал Эдуард Петрович, мужчина травмировал себе ногу. Поэтому сроки строительства пришлось сместить на несколько месяцев, поскольку "поднять" всю конструкцию не смогли и возводить площадку пришлось с самого начала. Всего на строительство канатной дороги вместе с проектированием ушло два года.
Днепровская "канатка" открылась в мае 1968 года. Несмотря на то, что проект хотели посвятить празднованию 1 мая, он не имел никакого идеологического значения. По словам заведующего отделом Днепровского музея имени Яворницкого Максима Кавуна, единственное типичное советское при создании канатной дороги было то, что ее строили в кооперации между крупными предприятиями.
“Тогда была такая традиция – все вместе. "Южмаш", завод "имени Бабушкина", ДЗМО - все основные предприятия. Кто-то изготовил кабинки, кто-то изготовил канаты, металлическую часть. Кабинки эти до сих пор висят — 30 или 20 лет и они еще целые, кроме порезанных недавно. В принципе, идея дороги очень интересна”, — сказал историк Максим Кавун.
После открытия канатной дороги в советской периодике появилась статья под названием "В кабине над Днепром". Сам маршрут канатной дороги достигал 717 метров, и она перевозила до 1,5 тысяч пассажиров в час.
В каждой такой кабинке могло разметиться до двух человек. Они также были в 1960-е годы чем-то новаторским. Над их созданием работал институт "Дніпродіпрошахт". Скорость движения кабинок регулировали так, чтобы люди смогли зайти в них на ходу, поскольку остановки были не желательны. Однако в истории "канатки" были случаи, когда ее останавливали и пассажирам приходилось часами висеть в воздухе. В общей сложности все путешествие по подвесной дороге длилось около 10 минут.
“В редких случаях "канатку" останавливали, там был оператор. Когда, например, была мама с детьми, тогда могли остановить. Но в целом остановки были нежелательны. Потому что при остановках все кабинки начинали расшатываться по всему маршруту, и все начинали пугаться, но остановки были”, — вспоминает Эдуард Чубаров.
Многие люди с теплой ностальгией вспоминают "канатку". По воспоминаниям историка Максима Кавуна, в те годы большое количество молодых людей во время поездки любили прыгать с нее прямо в пролив Днепра. Бывали даже случаи, когда "канатка" становилась причиной знакомства людей в очереди, а затем они женились.
Канатная дорога была "туристической колыбелью" города. Ее изображали на открытках, публиковали в советских архитектурных журналах и даже снимали на станции кино. Ее можно увидеть в советских фильмах, которые снимали в Днепре: "Нам не дано предусмотреть" в 1985 году , где влюбленные герои катаются в кабинке и застревают в ней, а также в трехсерийном фильме "Странный отпуск" 1980 года .
“Она была очень популярна. Ее изображали во всех путеводителях, листовках этого периода. Если вы откроете фотоальбом "Днепропетровск" советской поры, независимости, то всегда там эта канатная дорога”, — рассказал Максим Кавун.
Канатная дорога после распада СССР продолжала существовать и дарить эмоции своим пассажирам. Даже в трудные 90-е годы. Однако с тех пор объект постепенно погружался в кризис. Сказывались износ материалов, отсутствие финансирования для обновления ее мощностей. И со временем было принято окончательное решение о ее закрытии. Последний раз "канатка" работала в 2007 году. По другой версии, подвесная дорога Днепра закрылась из-за рыночной экономики. Люди смогли путешествовать за границу после распада СССР и "железного занавеса", и реже отдыхали в городе.
Также не обошло время стороной и стелу, стоявшую на углу улицы Донцова и Соборной площади. По словам историка Максима Кавуна, она выглядела как трехметровый корабль. На ней было написано прописными буквами: "На канатную дорогу". В 90-е годы ее распилили на металл. И, к сожалению, даже не сохранилось архивных фото, только воспоминания людей.
“Логистически надо подходить к этому, потому что некоторые говорят: "Ой, почему же ее не запускают и так далее". Опять-таки, какие она сейчас проблемы решит? Ранее она перевозила 1,5 тысяч человек в час, стояла очередь. Там есть история, как в этой очереди познакомились будущие невесты. Сейчас люди ездят уже на совсем другой отдых, остров заброшенный. Если ее продлить на другой берег и она будет решать вопрос погрузки на мосты и как-то перебросить людей в другой район, то возможно она будет тогда восстановлена. Будет экономически целесообразно. Сейчас она в наших воспоминаниях как вкусная конфета из детства», – поделился своими воспоминаниями директор технического музея «Машины времени».
Архитектор Эдуард Чубаров с грустью смотрит на те кадры, которые демонстрируют, что стало с когда-то "туристической колыбелью" города, над которой он работал.
“Жаль, конечно. Хотя я понимаю, что время безжалостно и каждое здание имеет срок службы, ресурс. Но желательно было бы для нужных для города объектов этот ресурс продлить как-то. Здесь уже включается экономика, возможно даже политика. Не знаю, я в это не лезу, но жаль, конечно. Чисто я, я уже пожилой человек, можно даже сказать старик. Конечно, я все это вспоминаю, потому что это была моя молодость», – рассказал зодчий.
В 2023 году верхнюю станцию канатной дороги трудно узнать. Сейчас территория поросла деревьями, повсюду разбросан мусор, стоит ужасная вонь, нередко люди используют ее как импровизированный туалет, а сама станция стала убежищем для бездомных.
Однако в техническом музее "Машины времени" смогли вдохнуть вторую жизнь в канатную дорогу и подарить посетителям заведения чувство путешествия. По словам директора музея "Машины времени" Михаила Прудникова, музей получил одну из таких кабинок от горсовета Днепра. И по ней решили создать интерактивный экспонат.
"Мы получили грант от Культурной столицы и сняли вот такой эпизод виртуальной реальности. То есть, брали в аренду большой квадрокоптер, который держал камеру и летел именно путем движения этих кабинок», — добавил Прудников.
К сотрудничеству привлекли звукорежиссера, дополнившего снятые кадры с квадрокоптера аудиоэффектами. Для этого он ходил по берегу Днепра, записывал квакание лягушек, звучание уток, голоса людей, шум катеров, чтобы погрузить посетителей музея именно в ту атмосферу путешествия по канатке.
Обязательно пишите в комментариях под видео, воспоминания, связанные с канатной дорогой Днепра, которые у вас остались, и хотели бы вы, чтобы ее восстановили.
Видео, монтаж: Максим Якушев