“Вкусная конфета из детства”: как в Днепре умерла канатная дорога и что с ней произошло

Алексей Александров

Многие жители и гости Днепра катались на канатной дороге. Этот объект был настоящей "туристической колыбелью города". Однако в 2023 году о "канатке" можно узнать по рассказам старшего поколения, архивным фотографиям или советскому кино. В последний раз "канатка" перевозила пассажиров в далеком 2007 году.

Информатор уже публиковал материалы по канатной дороге. Однако в этот раз мы решили сделать по гамбургскому счету и увековечить память об этом уникальном объекте нашего города. Информатор подготовил для своих читателей и зрителей документальный фильм о "канатке".

Для этого мы пообщались с людьми, которые не только катались на ней и имеют много приятных воспоминаний, но и принимали непосредственное участие в ее создании. Приятного просмотра. Если у вас не открывается видео, можете перейти по этой ссылке на наш YouTube-канал.

Как и почему создали канатную дорогу в Днепре?

В Днепре послевоенные годы были тяжелыми, СССР переходил на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными. В то же время, мест для отдыха было немного. В те годы происходит активная застройка свободных территорий. В конце 1950-х годов на Монастырском (Комсомольском острове в советские времена, прим.ред.) острове намывается коса. И именно эта зона станет будущим городским пляжем, который мы знаем по сей день.

Тогда у городского руководства появились идея соединить правый берег Днепра и городской пляж с помощью канатной дороги. Обычно подвесные дороги строили в горной местности, так что в те времена канатная дорога в городе была в новинку. По словам днепровского историка Максима Кавуна, для работ по строительству "канатки" привлекли молодых зодчих того времени. В их числе был архитектор верхней станции канатной дороги Эдуард Чубаров. Именно он отвечал за дизайн вокзала. В годы независимости Украины, с 1991 по 1998 годы, он занимал должность главного архитектора Днепра.

Чубаров также работал над реконструкцией ресторана "Старая вежа", что на проспекте Гагарина

Молодой зодчий в 1959 году только окончил институт и начал набираться опыта, олицетворял свои первые проекты. А местом для строительства "канатки" был выбран участок на улице Дмитрия Донцова.

По воспоминаниям Чубарова, "нижний" основной блок, который "вращал" канатку, строили без его участия. Его работа заключалась в создании вокзала, куда могли прийти люди, подготовиться к поездке. Молодой архитектор решил создать станцию ​​в виде летучего создания. По словам Эдуарда Петровича, его вдохновили богомол и стрекоза. В 1966 году макет утвердило тогдашнее городское руководство.

Даже у бывшего главного архитектора Днепра не возникло никаких замечаний к проекту Эдуарда Чубарова. Позже к работам присоединились конструкторы Анатолий и Лариса Бобровники. Они подготовили расчеты чертежей, поскольку все элементы станции были индивидуальны, а не из готовых железобетонных частей. Чубаров опасался, что конструкции, которые он задумал, станут не столь легкими, однако все завершилось хорошо.

Обзорная площадка, возвышавшаяся над Днепром

Также интересным нововведением для канатной дороги стала ее 16-метровая смотровая площадка.

“Обзорную площадку я делал, чтобы будущие пассажиры могли зайти и посмотреть панораму перед тем, как они полетят в кабинке. Тогда это место было полностью открыто и оттуда открывалась очень красивая широкая панорама. Потому и придумал такую ​​площадку”, — сказал Эдуард Чубаров.

Из-за быстрых темпов строительства, однажды, во время возведения смотровой площадки, произошло чрезвычайное событие. Залитый бетон не успел схватиться и вся конструкция начала "ехать" со склона. Тогда травмировался один из строителей, находившийся в то время сверху на площадке. Как сказал Эдуард Петрович, мужчина травмировал себе ногу. Поэтому сроки строительства пришлось сместить на несколько месяцев, поскольку "поднять" всю конструкцию не смогли и возводить площадку пришлось с самого начала. Всего на строительство канатной дороги вместе с проектированием ушло два года.

Открытие канатной дороги в Днепре и пассажиры

Днепровская "канатка" открылась в мае 1968 года. Несмотря на то, что проект хотели посвятить празднованию 1 мая, он не имел никакого идеологического значения. По словам заведующего отделом Днепровского музея имени Яворницкого Максима Кавуна, единственное типичное советское при создании канатной дороги было то, что ее строили в кооперации между крупными предприятиями.

“Тогда была такая традиция – все вместе. "Южмаш", завод "имени Бабушкина", ДЗМО - все основные предприятия. Кто-то изготовил кабинки, кто-то изготовил канаты, металлическую часть. Кабинки эти до сих пор висят — 30 или 20 лет и они еще целые, кроме порезанных недавно. В принципе, идея дороги очень интересна”, — сказал историк Максим Кавун.

После открытия канатной дороги в советской периодике появилась статья под названием "В кабине над Днепром". Сам маршрут канатной дороги достигал 717 метров, и она перевозила до 1,5 тысяч пассажиров в час.

В каждой такой кабинке могло разметиться до двух человек. Они также были в 1960-е годы чем-то новаторским. Над их созданием работал институт "Дніпродіпрошахт". Скорость движения кабинок регулировали так, чтобы люди смогли зайти в них на ходу, поскольку остановки были не желательны. Однако в истории "канатки" были случаи, когда ее останавливали и пассажирам приходилось часами висеть в воздухе. В общей сложности все путешествие по подвесной дороге длилось около 10 минут.

“В редких случаях "канатку" останавливали, там был оператор. Когда, например, была мама с детьми, тогда могли остановить. Но в целом остановки были нежелательны. Потому что при остановках все кабинки начинали расшатываться по всему маршруту, и все начинали пугаться, но остановки были”, — вспоминает Эдуард Чубаров.

Народная любовь и советское кино

Многие люди с теплой ностальгией вспоминают "канатку". По воспоминаниям историка Максима Кавуна, в те годы большое количество молодых людей во время поездки любили прыгать с нее прямо в пролив Днепра. Бывали даже случаи, когда "канатка" становилась причиной знакомства людей в очереди, а затем они женились.

Канатная дорога была "туристической колыбелью" города. Ее изображали на открытках, публиковали в советских архитектурных журналах и даже снимали на станции кино. Ее можно увидеть в советских фильмах, которые снимали в Днепре: "Нам не дано предусмотреть" в 1985 году , где влюбленные герои катаются в кабинке и застревают в ней, а также в трехсерийном фильме "Странный отпуск" 1980 года .

“Она была очень популярна. Ее изображали во всех путеводителях, листовках этого периода. Если вы откроете фотоальбом "Днепропетровск" советской поры, независимости, то всегда там эта канатная дорога”, — рассказал Максим Кавун.

16 лет, как умер канатный путь, и почему это произошло

Канатная дорога после распада СССР продолжала существовать и дарить эмоции своим пассажирам. Даже в трудные 90-е годы. Однако с тех пор объект постепенно погружался в кризис. Сказывались износ материалов, отсутствие финансирования для обновления ее мощностей. И со временем было принято окончательное решение о ее закрытии. Последний раз "канатка" работала в 2007 году. По другой версии, подвесная дорога Днепра закрылась из-за рыночной экономики. Люди смогли путешествовать за границу после распада СССР и "железного занавеса", и реже отдыхали в городе.

Также не обошло время стороной и стелу, стоявшую на углу улицы Донцова и Соборной площади. По словам историка Максима Кавуна, она выглядела как трехметровый корабль. На ней было написано прописными буквами: "На канатную дорогу". В 90-е годы ее распилили на металл. И, к сожалению, даже не сохранилось архивных фото, только воспоминания людей.

“Логистически надо подходить к этому, потому что некоторые говорят: "Ой, почему же ее не запускают и так далее". Опять-таки, какие она сейчас проблемы решит? Ранее она перевозила 1,5 тысяч человек в час, стояла очередь. Там есть история, как в этой очереди познакомились будущие невесты. Сейчас люди ездят уже на совсем другой отдых, остров заброшенный. Если ее продлить на другой берег и она будет решать вопрос погрузки на мосты и как-то перебросить людей в другой район, то возможно она будет тогда восстановлена. Будет экономически целесообразно. Сейчас она в наших воспоминаниях как вкусная конфета из детства», – поделился своими воспоминаниями директор технического музея «Машины времени».

Архитектор Эдуард Чубаров с грустью смотрит на те кадры, которые демонстрируют, что стало с когда-то "туристической колыбелью" города, над которой он работал.

“Жаль, конечно. Хотя я понимаю, что время безжалостно и каждое здание имеет срок службы, ресурс. Но желательно было бы для нужных для города объектов этот ресурс продлить как-то. Здесь уже включается экономика, возможно даже политика. Не знаю, я в это не лезу, но жаль, конечно. Чисто я, я уже пожилой человек, можно даже сказать старик. Конечно, я все это вспоминаю, потому что это была моя молодость», – рассказал зодчий.

Что с канатной дорогой в 2023 году?

В 2023 году верхнюю станцию ​​канатной дороги трудно узнать. Сейчас территория поросла деревьями, повсюду разбросан мусор, стоит ужасная вонь, нередко люди используют ее как импровизированный туалет, а сама станция стала убежищем для бездомных.

Однако в техническом музее "Машины времени" смогли вдохнуть вторую жизнь в канатную дорогу и подарить посетителям заведения чувство путешествия. По словам директора музея "Машины времени" Михаила Прудникова, музей получил одну из таких кабинок от горсовета Днепра. И по ней решили создать интерактивный экспонат.

"Мы получили грант от Культурной столицы и сняли вот такой эпизод виртуальной реальности. То есть, брали в аренду большой квадрокоптер, который держал камеру и летел именно путем движения этих кабинок», — добавил Прудников.

К сотрудничеству привлекли звукорежиссера, дополнившего снятые кадры с квадрокоптера аудиоэффектами. Для этого он ходил по берегу Днепра, записывал квакание лягушек, звучание уток, голоса людей, шум катеров, чтобы погрузить посетителей музея именно в ту атмосферу путешествия по канатке.

Обязательно пишите в комментариях под видео, воспоминания, связанные с канатной дорогой Днепра, которые у вас остались, и хотели бы вы, чтобы ее восстановили.

Видео, монтаж: Максим Якушев

No ad for you