Днепр смело можно считать городом кофеманов. Взять для примера любую улицу в центре - на каждом шагу кофейни. В одних есть разнообразный выбор сортов кофе, в другом зашкаливает количество выпечки. Но среди них есть непримечательное с виду заведение, которое отличается от всех социальной миссией. Купив здесь кофе, вы помогаете приюту для женщин и детей.
Больше месяца назад в Днепре открылась кофейня «Горизонталь». Она – первая в нашем городе, прибыль которой идет в поддержку шелтера в Орловщине. Подобные социальные проекты популярны на Западной Украине и в столице. Информатор пообщался с автором идеи Денисом Василюком, который рассказал о трудностях открытия социального заведения в конкурирующих условиях, объяснил симбиоз «социального» и «коммерческого» в одном проекте и раскрыл принцип работы Horizontal.
Сама кофейня соответствует формату "to go" - в ней всего лишь один столик. При этом меню достаточно обширное - да, не кофе единым. Здесь можно найти и разнообразные боулы, и авокадо тосты, и супы, и выпечку от социальной пекарни "Мама1". Но главная концепция заведения - социальность, и она проявляется во всем, а главным образом - в миссии заведения. Денис Василюк объяснил механизм работы социальной кофейни:
"Большинство общественных организаций существует за счет грантов, донорских пожертвований. А мы хотим не сидеть на иждивении общества, а самостоятельно генерировать, и при этом - возвращать в громаду. Финансирование проходит через организацию «Мартин-клуб», как официально зарегистрированную структуру. Средства переходят к организации, а уже она направляет их в приют. На данный момент наша миссия – это покрыть, на сколько получится, бюджет приюта. Планируем, что прибыль от кофейни покроет треть бюджета приюта. Как это будет фактически – непонятно. В идеале мы стремимся к полному покрытию бюджета, но мы не уверены, что это получится".
Насколько успешна социальная концепция в плане маркетинга и приемлема для современного потребителя - покажет опыт.
"Изначально хотелось бы сделать бизнес конкурентным, но с миссией. В нашем обществе слово «социальный» ассоциируется с не очень качественным и дешевым. Хотелось этого избежать. Референсов много – White, «Три бобра», Shepit. Их создатель – Феликс Безрук, ему и его ребятам принадлежит компания «Фунт кави», зерно которой мы используем. За образец для подражания мы брали те места, которые любим, куда приходим и наслаждаемся".
Феликса Безрука волонтер упоминал в разговоре часто. Денис считает его гиком в кофейном деле не только в Днепре, но и по всей Украине. А выбор их компании для продажи кофе частично объясняется социальной концепцией кофейни:
"Если вы заметили, на пачках кофе "Фунт кави" есть пометка direct trade – это значит «прямая поставка». В современной культуре кофе потребляется невероятное количество раз. И при этом очень активно использовался рабский труд . А эти ребята специально едут сами в Эфиопию, в Никарагуа, находят фермеров и напрямую у них покупают, зная этих людей в лицо. И для меня это очень важно – понимать, что мы не вредим миру на столько, на сколько можем".
Конечно, при выборе поставщика волонтеры руководствуются не только благотворительной миссией, но и качеством продукта.
Шелтер, бюджет которого должен покрыть проект, находится в Орловщине под Новомосковском. Он принимает женщин и детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства:
"У нас есть социальный приют – в нем живут 6-8 семей с детьми. Мы их обслуживаем - работники ведут коммуникацию с семьями, восстанавливают по необходимости документы, ищут психологов. Также мы ездим в бедные семьи, собираем вещи, отвозим, общаемся с социальными службами и полицией, городскими структурами. Поэтому они иногда нас информируют о разных семьях, которым необходима помощь или место в шелтере. Социальная работа достаточно комплексная".
Как родилась идея проекта?
"Как это заведено у общественных организаций, мы писали проекты в зарубежные фонды, которые финансируют социальные программы. И в Европейский Союз, и в USAID, и в американские многочисленные фонды. Мы существовали за счет этого.
В какой-то момент после написания кучи проектов (а это длительная процедура, может длиться и до полугода) мы не выиграли конкурсы. И подумали: «Да сколько ж можно?!». Ведь команда уже была, ей надо платить деньги. Каждый раз, когда между проектами образовывался такой «провис», надо было как-то выживать. И 5 лет назад мы решили, что надо самостоятельно обеспечивать себя каким-то образом и не зависеть от внешних спонсоров.
Подготовка началась в сентябре – ремонты и прочее. До этого мы относительно активно искали помещение. Три месяца мы учились варить кофе и разбираться в нем . Чтобы приготовить настоящий напиток, нужно понимать очень много факторов. Они меняются – даже на протяжении дня нужно что-то настраивать. Фактически мы стартовали за три месяца. Сейчас уже, оглядываясь назад, я понимаю, что надо было заниматься этим активнее."
Финансовая сторона медали
Какими бы благими намерения не были, а открытие заведения - это всегда затратно. И первое время прибыль покрывает вложения.
"Есть выторг, а есть прибыль. Выторг – это себестоимость товара, гонорары работникам. Это то, что позволяет существовать кофейне. Все остальное – прибыль. Любой бизнес строится на том, что первое время ты окупаешь то, что вложил. Прибыльным это кафе станет между 4 и 6 месяцами работы".
Средства на открытие кофейни взяли из фонда организации. Кроме того, инициаторы взяли кредиты, чтобы хватило на открытие проекта.
"Сейчас мы часть долга вернули, а часть ушла в фонд организации на случай непредвиденных ситуаций. Это и минус, и плюс одновременно: в бизнесе без стартового капитала тебе придется искать инвестора, перед которым потом находишься в обязательствах. У нас нет инвестора, и в обязательствах мы не состоим, чему очень радуемся. Однако мы понимаем: есть вещи, которые мы могли бы сделать лучше, но из-за ограниченного бюджета это невозможно".
Первооткрыватели в Днепре
Несмотря на то, что кофейня совмещает в себе коммерческую структуру и социальную миссию, при разработке проекта пришлось выбирать, на что делать упор. В Днепре нет подобного опыта, поэтому примеры искали в других городах Украины.
"В нашем городе нет социального бизнеса такого формата. Есть в Киеве - социальная пекарня «Good bread», и во Львове - «Горіховий дім». Также я смотрел, как работают с людьми в проекте «Таблеточки». При разработке проекта я ориентировался больше на бизнес, чем на социальную составляющую потому, что бизнес - это основа. Если ты делаешь что-либо на социальной основе, то ты не сделаешь бизнес – это будет красивый, благотворительный проект и все. А мы хотим сделать бизнес, который принесет доход и при этом выполнит миссию – организацию фонда".
На данный момент предложений от инвесторов нет. Команда проекта небольшая и составляет всего 6 человек.
Впрочем, то, что ребята называют проблемой, можно увидеть в любой кофейне. Они стараются обращать внимание на любые мелочи, чтобы быть доступными и понятными каждому. Как известно, через тернии - к звездам. Сейчас компания поставила себе цель - установить пандусы на входе.
"Мы очень хотим сделать пандусы, и у нас в планах - поискать какого-нибудь инвестора или просто донора, который мог бы это профинансировать. Изначально мы думали об обычной кнопке, чтобы человек с инвалидностью или мама с коляской могли беспрепятственно к нам попасть. Когда к нам приходили женщины с детьми, они оставляли коляски у лестницы, а одна женщина отправила за кофе своего сына. Поэтому поставить как минимум кнопку вызова - обязательно. Ну а вообще в идеале разобраться с этим пандусом".
Помимо этого, кофейня придерживается принципа "zero waste (нулевые отходы)". Поэтому они хотят найти замену пластиковым крышкам на стаканчики:
"С крышками мы нашли одну компанию, но у них нужно делать оптовый заказ – от 5 тысяч крышек. У нас нет на это ресурсов. Недавно такие крышки появились у наших киевских поставщиков, но их крышки не подходят под стаканы, которые мы берем у поставщиков из Днепра. Один миллиметр оказался решающим. Поэтому у нас был страх, что даже если и хватит средств на заказ пяти тысяч крышек, то они потом просто не подойдут".
Решение проблемы есть, но за ним нужно ехать за границу.
"Я нашел австралийский бренд «Хаски Кап». У них стаканчики разного формата и сделаны из кофейного жмыха. Они максимально экологичны и стоят сравнительно недорого. Очень хочу их взять."
В перспективе стаканам хотят найти альтернативу, ведь внутри они покрыты слоем пластика.
"Мы хотим сделать взаимозаменяемую чашку. Потребуется определенное количество – штук 100. Ты покупаешь чашку и вместе с ней – напиток. И можешь потом принести ее в любом виде, она может быть грязной, и тебе дадут за это напиток. Человек соглашается участвовать в этом процессе. Он не выбрасывает мусор вообще, сдавая чашку на переработку, добровольно. Этот механизм работает в европейских кофейнях. Хотя, наверное, у нас не каждый захочет в этом участвовать".
В кофейне действует скидка 10% для тех, кто приходит со своей термокружкой. Такой вид поощрения экосознательности потребителей набирает популярности в Украине.
"Мы работаем только месяц, и говорить о какой-либо схеме работы еще сложно. Фактически мы возвращаем долги и оцениваем первые этапы работы. Люди, которые здесь работают, - это волонтеры из организации. Они не из бизнес-сферы. В идеале нам нужно от 3 до 6 месяцев, чтобы оценить ситуацию – понять, на сколько это рентабельно и какой будет доход. Поэтому мы стараемся мыслить прагматично, насколько это возможно. Сейчас мы сталкиваемся с вещами, привычными для бизнеса и непривычными для нас. Например, маркетинг. Мы не заложили изначально в бюджет (средства на него), и вот теперь тратимся.
Ожидания/реальность
"Ожидания оправдываются, но хотелось бы больше посетителей. Я понимаю, что это часть маркетинга тоже. Мы сейчас стараемся придумывать интересные идеи, чтобы их реализовать и привлечь больше людей. Миссия очень важна, но не все до конца понимают это. Видят, что кофейня – а этих кофеен очень много, поэтому часть людей мы упускаем.
Как минимум мы хотим открывать несколько заведений, но пока с ресурсами плохо. Эта кофейня для нас – как учеба. Мы учимся и разбираем на практике, как должен работать бизнес, дорабатываем технологические карты, понимаем, как работать с гостями, что бы мы хотели поменять, а что оставить. Этот опыт бесценен.
В организации мы реализовали много разных социальных проектов, связанных и с лоббированием прав детей, и с изменениями законодательства на локальном уровне, и с культурой. Сейчас кофейня - один из проектов. Профессиональный рост для нас тоже очень важен".
Для всех, кто хочет посетить "Горизонталь", двери кофейни открыты каждый день: с понедельника по пятницу с 7:30 до 20:00, в субботу и в воскресенье - с 9:00 до 20:00. Найти ее можно на улице Олеся Гончара в доме №8.
В декабре, как только заведение открылось, Денис Василюк и руководительница организации "Мартин-клуб" Виктория Федотова рассказывали о проекте на пресс-конференции в медиацентре Информатор. О других приютах Днепра можно узнать здесь. Ранее мы сообщали об акциях и инициативах в поддержку детей, среди которых "Накорми ребенка", праздники от клуба "Милосердие - Днепр" и наша рубрика "Сохраните жизнь".
Кофейня находится на улице Олеся Гончара
Название созвучно с благотворительными фестивалями "Мартин-клуба"
Волонтер Денис Василюк рассказал о социальном проекте
и подвел итог первого месяца работы
Бариста ответственно подходит к своей задаче
Несмотря на маленькое помещение, в кафе много аксессуаров, которые создают уют
Заведение пользуется популярностью
Атмосферно
Выпечка от социальной пекарни "Мама1"
Найдется, чем угоститься
Ребята с нуля изучали кофейное дело
Зерно закупают у известной днепровской компании
Довольно милый интерьер
Действует буккроссинг
Украшения создают необходимую атмосферу
Нежно
Кофейня может превратиться в популярный хаб молодежи
София Елагина
Фото: Андрей Шушпан