Национальный проект "Большая стройка", стартовавший 1 марта – один из ключевых инфраструктурных проектов, которые сейчас реализуются в Украине по инициативе Президента Владимира Зеленского. В течение 2020 года планируется строительство и ремонт 100 школ, 100 детских садов, 100 стадионов, более 200 приемных отделений неотложной медицинской помощи, а также 6,5 тыс. км дорог.
О том, как реализуется проект, рассказал координатор "Большой стройки" Юрий Голик в интервью "Обозревателю".
По словам Юрия Голика, реализация проекта идет по плану. Когда появился Дорожный фонд, деньги, поступающие в него, могут тратиться только на ремонт дорог, и в Украине появилось огромное количество украинских компаний, которые умеют качественно ремонтировать и строить дороги. "Случаев, когда дорога построена в прошлом году, а в этом году сошла вместе со снегом, на национальном уровне нет. По крайней мере, касательно тех дорог, за которые отвечает Укравтодор, и которые находятся у него на балансе", - подчеркнул он.
Юрий Голик уверен в качестве работы подрядчиков: "У украинских компаний есть оборудование, есть машины и необходимые механизмы. Более того, они все новые, закупаются каждый год. У каждой компании есть инвестиционная программа на год в зависимости от планов государства относительно того, сколько оно планирует потратить на дороги. И эти инвестиционные планы, как правило, выполняются на 100%. При этом любые деньги, которые государство тратит на инфраструктуру, в конечном итоге частично возвращаются государству в виде налогов в бюджеты всех уровней. Это любая строительная компания с 300, 500, 1500, 3000 сотрудниками, в зависимости от масштабов этой компании. За каждого сотрудника компания платит налог на доходы физических лиц. НДФЛ является основным источником поступления денег в бюджеты местных советов, в бюджеты ОТГ, в бюджеты регионов, в бюджеты областей".
Технологии каждый год улучшаются, меняются, выходят новые строительные нормы. А в рамках структуры Укравтодора есть отдельный исследовательский институт, который постоянно в режиме реального времени следит за всеми новыми технологиями, новыми материалами, испытывает их и дает рекомендации к применению. Кроме того, улучшилось качество выполняемых работ и выросло качество контроля за этими работами, что также очень важно.
"С точки зрения примера "как было – как стало" я бы хотел напомнить о трассе Запорожье-Мариуполь. Семьдесят километров этой трассы ремонтировали три года. Она была разбита на отдельные кусочки, и отдельный подрядчик работал на отдельном кусочке. А потом это все напоминало лоскутное одеяло. А в прошлом году, когда была поставлена задача закончить эту трассу за год, 130 км были отремонтированы всего за 68 дней, - говорит Юрий Голик, - И вопрос не в том, сколько компаний ремонтировали одну дорогу. Главное то, с какой скоростью они это делают. Поскольку у дороги есть свой гарантийный срок и она имеет свойство разрушаться. Поэтому строить нужно одновременно. И за это ответственность несет Укравтодор, как балансодержатель трасс международной, национальной, региональной, территориальной категорий. В Укравтодоре со сменой руководства и приходом нынешнего главы Укравтодора Александра Кубракова кардинально поменялись подходы. И быстрый ремонт трассы Запорожье-Мариуполь – это кейс о том, как должно быть по всей стране. Сейчас стоит задача в том, чтобы все трассы ремонтировались в рамках года от начала до конца, и с ровно такими темпами".
Юрий Голик как патриот Украины, уверен, что надо говорить в первую очередь об инвесторах внутри страны. О тех бизнесменах, которые готовы вкладывать деньги в создание и развитие строительных и дорожно-строительных компаний. "Это очень важно. Мы все время кого-то ждем, но если вы посмотрите на рейтинг крупных компаний, то вы увидите, что на самом деле девять из десяти крупных компаний имеют украинскую прописку изначально, там украинские владельцы", - сказал он.
Есть два подхода борьбы с коррупцией: подход первый – бороться с причинами, подход второй – бороться с последствиями. Бороться с последствиями означает создавать всё новые и новые правоохранительные органы, функции каждого из которых дублируются.
"Поэтому я считаю, что главный смысл – это бороться с причинами. Если мы хотим побороть причины, мы должны создать равные условия для всех, - сказал Юрий Голик, - На сегодня существуют методические рекомендации Укравтодора для своих региональных представительств к созданию тендерной документации. Они с одной стороны достаточно жесткие, потому что строить и ремонтировать трассы национальной категории не может компания, созданная вчера. Она должна как на лифте двигаться постоянно по категориям и за 5-6 лет достигать предельной категории, чтобы работать с Укравтодором. А с другой стороны в Луганской и Закарпатской областях есть трассы категории Н, так как эти трассы одинаковые с точки зрения категории и с точки зрения своих ТЗ, то мы добились того, что тендерные процедуры по этим трассам объявляются по одинаковым условиям".
Разработана электронная онлайн-карта «Большая стройка». Она позволяет в реальном времени следить за реализацией национальной программы развития инфраструктуры. "Для государства очень правильно вести нормальный диалог с обществом, и если граждане видят, что на отрезке какой-то дороги происходит что-то не то, либо дорога отремонтирована ненадлежащим качеством, на этой карте можно оставлять свои комментарии, можно звонить на горячую линию "Укравтодора", писать на их страницах в социальных сетях и они обязательно будут на это реагировать, - говорит Юрий Голик, - Укравтодор не может присутствовать везде, его нельзя распределить на каждый сантиметр дороги. А люди, которые на этих дорогах ездят, они и есть те самые потребители услуг".
Узнать о том, как идет работа, можно и из Telegram-канала. Каждый пользователь этого мессенджера в режиме реального времени может отслеживать работу на дорогах с фото и видеоматериалами.
"И, кстати, к нам постоянно обращаются. И в личные сообщения, и оставляют комментарии под постами. Самые частые сообщения – это "отремонтируйте ту дорогу", "обратите внимание на эту", "зачем вы делаете эту дорогу, надо делать другую" и так далее. И это все понятно, ведь массово дороги не ремонтировались долгие годы и всем хочется всего и сразу. К сожалению, так не бывает, бывает все последовательно. На этот год запланировано 6,5 тысяч километров дорог, из которых 4 тысячи за Укравтодором и 2,5 тысячи на балансе областных администраций. И так тысяча за тысячей и будут сделаны все", - делится Юрий Голик.
Юрий Голик позитивно относится к инспекции строительства дорог со стороны Президента Владимира Зеленского. "Когда первое лицо государства уделяет внимание какой-то отрасли или проблеме, это меняет отношение всех к этой теме. Когда люди видят, что Президент Зеленский переживает за дороги, переживает за их строительство и сам ездит и это все оценивает, то это рождает абсолютно другое отношение. Некоторые компании, как компании, делающие дорогу Решетиловка - Днепр, работали круглосуточно. И работники этих компаний стараются делать все, чтобы закончить объект в этом году. Для них приезд Владимира Александровича, возможность его увидеть, сфотографироваться и пожать руку, имеет еще и эмоциональное значение", - сказал он.
Идеология "Укравтодора" на этот год была описана одной фразой – "Сшить страну". Сделать такое количество дорог в тех или иных местах, чтобы люди в стране начали нормально ездить в другие города и области. "Если вы обратитесь к мобильным операторам или к исследованию Мирового банка касательно наших дорог, то увидите, как перемещаются абоненты мобильной связи. Вы увидите, что существуют города-анклавы, к которым нет нормальных путей. Это значит, что люди едут как-то в объезд. Кроме того, существует аналитическая система в "Укравтодоре", которая ежедневно собирает информацию с тех или иных дорог. Также хочу отметить, что "Укравтодор" не появился вчера и не стартовал с нулевой отметки. Должна быть определенная преемственность власти, согласной которой в "Укравтодор" была заложена определенная логика проведения работ", - подчеркнул Юрий Голик.
"Мое мнение, что Украину, с точки зрения сохранности дорог, спасет выполнение законов всеми участниками дорожного движения. Это самое основное. Если построены нормальные асфальто-бетонные дороги и все перевозчики соблюдают весовые нормы, то такие дороги будут служить даже больше, чем указано в гарантийной норме", - говорит Юрий Голик.
В Европе исторически больше асфальтных дорог, в Америке наоборот - больше бетонных. Бетонная дорога дороже в строительстве. В Украине сейчас строятся две бетонные дороги. Одна из них - Н-31 Решетиловка – Днепр. На территории Полтавской области бетонная, на территории Днепропетровской – асфальтная. "В моей логике бетонные дороги должны быть, и должны быть в первую очередь в таких областях, как Николаевская, Одесская, Херсонская, где есть порты и где идут большегрузы", - говорит Юрий Голик.
"Что такое "Большая стройка"? Это проект, инициированный Президентом Владимиром Зеленским. Проект на основании анализа прошлого года, деятельность которой координирует Кабинет министров и в которой участвуют областные администрации, а также огромное количество органов местного самоуправления. Задача Кабмина была на бюрократическом уровне скоординировать всю эту деятельность для того, чтобы именно те объекты, которые должны в этот проект попасть – в него попали и были профинансированы. А также показать местным советам логику участия в этом проекте", - поясняет Юрий Голик, - Если вы посмотрите на то, что творится в нашей стране со школами и детскими садиками, то вы увидите, что у нас есть хроническая проблема нехватки мест в детских садиках. Если вы посмотрите на школы, то это не школы, не образовательное пространство, в котором дети учатся чему-то и превращаются в личности и готовятся к переходу во взрослую жизнь – а некая серая, холодная и унылая коробка с температурой +5 зимой, в которой невозможно находится. И с таким настроением там невозможно ни преподавать, ни учиться".
Команда "Большой стройки" проанализировала ситуацию и создала карту всей инфраструктуры Украины, на которой отмечена каждая школа, каждый детский садик, каждый дом культуры, каждая амбулатория. Это позволило увидеть огромное количество объектов, реконструкция которых была начата еще в 2015-2018 годах. Было решено на первом этапе – достроить все эти недострои, ввести их в эксплуатацию и дать людям на этих территориях новое качество жизни.
Параллельно с этим в апреле начинают проектироваться новые школы, детские садики и стадионы, которые будут начинаться строиться уже в конце этого года. "Мы хотим, чтобы государственная машина научилась строить, закладываясь в рамки бюджетного года, и чтобы этот процесс происходил постоянно", - подчеркнул Юрий Голик.
Платон Бережной