UA

Дед Мороз и Снегурочка: специалист по Днепру рассказал, как зародились эти символы Нового года

Читати українською

Читати українською
Дед Мороз и Снегурочка: специалист по Днепру рассказал, как зародились эти символы Нового года
Украина отказывается от прошлого, связанного с россией

С началом полномасштабного вторжения украинцы еще больше начали ценить собственную историю и интересоваться прошлым. Пока в нашей стране активно проходят процессы отказа истории, связанной с россией и советским прошлым. В Днепре переименовывают улицы, демонтируют памятники Пушкину, Чкалову, Горькому и другим деятелям.

Недавно в Днепре появились загадочные билборды, в которых разместили сообщения, что Деда Мороза никогда не существовало. Кто-то увидел в месседже призыв отказа от советского прошлого, а другие наоборот считают, что это социальная реклама. Что хотел сказать автор до сих пор неизвестно. В связи с этим Информатор проводил собственный опрос среди жителей Днепра, если не Дед Мороз, то в какого новогоднего персонажа верят днепряне.

Кроме того, этот билборд вдохновил нас заглянуть в прошлое и рассказать нашим читателям, а откуда вообще в Украине появился Дед Мороз? Или можно сразу заменить его Святым Николаем ? Кто такая Снегурочка и как она связана с течением феминизма ? И почему в западных областях Украины советский власть не смогла искоренить Николая? На эти все вопросы Информатору ответил кандидат исторических наук и заведующий отдела Днепровского музея имени Яворницкого Максим Кавун.

 

Следует ли считать Деда Морозом продуктом исключительно эпохи СССР? 

По информации Кавуна, в годы Екатеринослава (прежнее название Днепра) такого сказочного новогоднего персонажа, как Дед Мороз, не существовало. Из истории российской империи, в которую входила часть Украины, встречаются лишь упоминания о рождественском деде, который приносил детям подарки.

В языческой мифологии также встречаются упоминания о божестве холода, повелителя зимы и морозов. В зависимости от региона его называли по-разному — Трескун, Студенец, Карачун, Зимник и, конечно, Мороз. Он представал в образе гигантского злого деда, который замораживал людей вместе со скотом и всеми их припасами.

У язичницькій мітології також зустрічаються згадки про божество холоду
В языческой мифологии также встречаются упоминания о божестве холода
В залежності від регіону його він мав декілька імен
В зависимости от региона он имел несколько имен

 

С приходом к власти коммунистов в СССР в 1920-е годы началась борьба с религией. В Советском Союзе уничтожают храмы, казнят священников, а Рождество провозглашается "поповским праздником". Запрещается елка, любые празднования и проявления религиозности.

Боротьба з релігією в СРСР
Борьба с религией в СССР

В 1930-е годы перед советской властью встает новая задача создать массовый праздник. Оно не должно было затрагивать Рождество Христово, а в Новом году придали светский характер. После долгой борьбы с Рождеством и елкой, называя ее буржуазным деревом и любыми проявлениями религиозности, советское руководство решает отбелить образ праздничного дерева.

В 1935 году в советской печати в газете "Правда" появилась заметка Павла Постышева. В ней он призвал вернуть детям праздник, а елка вдруг превращается из "поповского дерева" в "прекрасный способ развлечения для детей".

Замітка П. Постишева в газеті "Правда"
Заметка П. Постышева в газете "Правда"

Елку решили устроить во дворце в кремле, но для массового светского праздника необходимы сказочные персонажи. Именно в этот период на арене появляется Дед Мороз.

“Этот персонаж взят из традиционных верований славян, как Божество Холода. Во многих странах мира в легендах есть такие символические существа. В 30-е годы с помощью творческой интеллигенции был разработан образ Деда Мороза. Возможно использовались аналогии со Святым Николаем, но между ними есть определенная разница. Дед Мороз создавался как вполне светский персонаж, символизирующий холод в кожухе, а подарки кладет под елку, а не подушку”, — рассказал историк.

Снегурочка. Продукт по "ГОСТу" из СССР

По словам историка, в первое Снегурочка, как сказочный персонаж встречается в сказке Александра Островского "Снегурочка" в 1860 году. 

Образ Снігуроньки в епоху СРСР
Образ Снегурочки в эпоху СССР

Снегурочка появилась благодаря течению феминизма в 20 веке. Она стала женским воплощением празднования Нового года. В те годы росла роль женщины в жизни общества, в том числе и в политическом плане.

"К Деду Морозу предоставили такого женского персонажа. Там существуют разные версии ее происхождения, что она может быть ему внучкой или дочерью", - констатировал специалист.

Феномен "кремлевской елки" и Дед Мороз

Снегурочка и Дед Мороз придумывались как персонажи, основанные на массовых действах. Сначала они открывали новогоднюю елку в кремле, а затем по разнарядке елку открывали в других областных центрах во дворцах культуры.

С 1960-х годов эта тенденция охватывает всевозможные городские просторы. Елки устанавливают в парках, скверах и площадях.

Міська ялинка біля палацу Ілліча в Дніпрі 1979 рік
Городская елка возле дворца Ильича в Днепре 1979 год
Міська ялинка в центрі міста. Дніпро, 1964 рік
Городская елка в центре города. Днепр, 1964 год

В Днепре в 1960 году елку сначала устанавливают на площади Героев Майдана (в прошлом площадь им. Ленина). Уже в 70-х годах елку переносят в парк Глобы (парк Чкалова).

"Это все неразрывно связано. Открывали елку Дед Мороз со Снегурочкой. Провозглашают праздничную речь", - добавил Кавун.

По словам Кавуна, основная цель этих массовых мероприятий имела целью вытеснить Рождество, которое всегда предшествовало Новому году. В русское время происходит трансформация и Рождество преобразуется в Новый год с этими карнавальными персонажами.

Украинский Дед Мороз

На мнение историка Максима Кавуна, автоматически заменить Деда Мороза Святым Николаем не получится. Этому предшествует ряд сложностей, поскольку Дед Мороз создавался как светский, атеистический персонаж, а Санта Клаус или Святой Николай – религиозный персонаж католической веры. 

Святий Миколай та Дід Мороз
Святой Николай и Дед Мороз

Кавун предложил еще один вариант, что можно сделать с таким советским наследием. По мнению историка, следует поискать новые фигуры в славянской мифологии, которые могут олицетворять праздник Нового года.

“Мне кажется, надо изобрести что-то свое. Поискать в легендах о каком-то божестве Холода. Регионы Украины очень разные от Карпат до Донбасса. У разных есть своя мифология и можно поискать книги, легенды и получить что-то свое», – рассказал историк.

Почему у галичан не прижился Дед Мороз?

В отличие от других регионов Украины в западной его части советские нарративы не добились безумной поддержки, в отличие от регионов Центральной и Восточной части страны. Этому предшествовало два фактора – религиозность и время.

Историк объяснил, что Западную Украину насильственно присоединили к СССР в 1939 году. Именно в разгар Второй Мировой войны, а после войны все советское приживалось на Закарпатье очень плохо.

"Причина не в том, что Дед Мороз не устраивал галичан. Причина глубже и это религиозность. Это греко-католическая церковь, это статуи Девы Марии в каждой деревне. И, конечно, советские массовые обычаи там приживались гораздо меньше, чем в нашей местности, где храмы полностью разрушили”, — прокомментировал специалист.

Ранее Информатор писал, как в Украине появилась традиция украшать елку и как праздновали Новый год в Днепре (в прошлом Екатеринослав) в годы Первой Мировой войны. Кроме того, мы сообщали, что в Днепре прошел новогодний автопробег 2023. Не забудьте посмотреть, как днепряне поздравили горожан с Новым годом

Видео: Максим Якушев, Дмитрий Плаксин

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.