С началом полномасштабного вторжения украинцы еще больше начали ценить собственную историю и интересоваться прошлым. Пока в нашей стране активно проходят процессы отказа истории, связанной с россией и советским прошлым. В Днепре переименовывают улицы, демонтируют памятники Пушкину, Чкалову, Горькому и другим деятелям.
Недавно в Днепре появились загадочные билборды, в которых разместили сообщения, что Деда Мороза никогда не существовало. Кто-то увидел в месседже призыв отказа от советского прошлого, а другие наоборот считают, что это социальная реклама. Что хотел сказать автор до сих пор неизвестно. В связи с этим Информатор проводил собственный опрос среди жителей Днепра, если не Дед Мороз, то в какого новогоднего персонажа верят днепряне.
Кроме того, этот билборд вдохновил нас заглянуть в прошлое и рассказать нашим читателям, а откуда вообще в Украине появился Дед Мороз? Или можно сразу заменить его Святым Николаем ? Кто такая Снегурочка и как она связана с течением феминизма ? И почему в западных областях Украины советский власть не смогла искоренить Николая? На эти все вопросы Информатору ответил кандидат исторических наук и заведующий отдела Днепровского музея имени Яворницкого Максим Кавун.
По информации Кавуна, в годы Екатеринослава (прежнее название Днепра) такого сказочного новогоднего персонажа, как Дед Мороз, не существовало. Из истории российской империи, в которую входила часть Украины, встречаются лишь упоминания о рождественском деде, который приносил детям подарки.
В языческой мифологии также встречаются упоминания о божестве холода, повелителя зимы и морозов. В зависимости от региона его называли по-разному — Трескун, Студенец, Карачун, Зимник и, конечно, Мороз. Он представал в образе гигантского злого деда, который замораживал людей вместе со скотом и всеми их припасами.
С приходом к власти коммунистов в СССР в 1920-е годы началась борьба с религией. В Советском Союзе уничтожают храмы, казнят священников, а Рождество провозглашается "поповским праздником". Запрещается елка, любые празднования и проявления религиозности.
В 1930-е годы перед советской властью встает новая задача создать массовый праздник. Оно не должно было затрагивать Рождество Христово, а в Новом году придали светский характер. После долгой борьбы с Рождеством и елкой, называя ее буржуазным деревом и любыми проявлениями религиозности, советское руководство решает отбелить образ праздничного дерева.
В 1935 году в советской печати в газете "Правда" появилась заметка Павла Постышева. В ней он призвал вернуть детям праздник, а елка вдруг превращается из "поповского дерева" в "прекрасный способ развлечения для детей".
Елку решили устроить во дворце в кремле, но для массового светского праздника необходимы сказочные персонажи. Именно в этот период на арене появляется Дед Мороз.
“Этот персонаж взят из традиционных верований славян, как Божество Холода. Во многих странах мира в легендах есть такие символические существа. В 30-е годы с помощью творческой интеллигенции был разработан образ Деда Мороза. Возможно использовались аналогии со Святым Николаем, но между ними есть определенная разница. Дед Мороз создавался как вполне светский персонаж, символизирующий холод в кожухе, а подарки кладет под елку, а не подушку”, — рассказал историк.
По словам историка, в первое Снегурочка, как сказочный персонаж встречается в сказке Александра Островского "Снегурочка" в 1860 году.
Снегурочка появилась благодаря течению феминизма в 20 веке. Она стала женским воплощением празднования Нового года. В те годы росла роль женщины в жизни общества, в том числе и в политическом плане.
"К Деду Морозу предоставили такого женского персонажа. Там существуют разные версии ее происхождения, что она может быть ему внучкой или дочерью", - констатировал специалист.
Снегурочка и Дед Мороз придумывались как персонажи, основанные на массовых действах. Сначала они открывали новогоднюю елку в кремле, а затем по разнарядке елку открывали в других областных центрах во дворцах культуры.
С 1960-х годов эта тенденция охватывает всевозможные городские просторы. Елки устанавливают в парках, скверах и площадях.
В Днепре в 1960 году елку сначала устанавливают на площади Героев Майдана (в прошлом площадь им. Ленина). Уже в 70-х годах елку переносят в парк Глобы (парк Чкалова).
"Это все неразрывно связано. Открывали елку Дед Мороз со Снегурочкой. Провозглашают праздничную речь", - добавил Кавун.
По словам Кавуна, основная цель этих массовых мероприятий имела целью вытеснить Рождество, которое всегда предшествовало Новому году. В русское время происходит трансформация и Рождество преобразуется в Новый год с этими карнавальными персонажами.
На мнение историка Максима Кавуна, автоматически заменить Деда Мороза Святым Николаем не получится. Этому предшествует ряд сложностей, поскольку Дед Мороз создавался как светский, атеистический персонаж, а Санта Клаус или Святой Николай – религиозный персонаж католической веры.
Кавун предложил еще один вариант, что можно сделать с таким советским наследием. По мнению историка, следует поискать новые фигуры в славянской мифологии, которые могут олицетворять праздник Нового года.
“Мне кажется, надо изобрести что-то свое. Поискать в легендах о каком-то божестве Холода. Регионы Украины очень разные от Карпат до Донбасса. У разных есть своя мифология и можно поискать книги, легенды и получить что-то свое», – рассказал историк.
В отличие от других регионов Украины в западной его части советские нарративы не добились безумной поддержки, в отличие от регионов Центральной и Восточной части страны. Этому предшествовало два фактора – религиозность и время.
Историк объяснил, что Западную Украину насильственно присоединили к СССР в 1939 году. Именно в разгар Второй Мировой войны, а после войны все советское приживалось на Закарпатье очень плохо.
"Причина не в том, что Дед Мороз не устраивал галичан. Причина глубже и это религиозность. Это греко-католическая церковь, это статуи Девы Марии в каждой деревне. И, конечно, советские массовые обычаи там приживались гораздо меньше, чем в нашей местности, где храмы полностью разрушили”, — прокомментировал специалист.
Ранее Информатор писал, как в Украине появилась традиция украшать елку и как праздновали Новый год в Днепре (в прошлом Екатеринослав) в годы Первой Мировой войны. Кроме того, мы сообщали, что в Днепре прошел новогодний автопробег 2023. Не забудьте посмотреть, как днепряне поздравили горожан с Новым годом.
Видео: Максим Якушев, Дмитрий Плаксин