Фильм вышел в украинский прокат еще 6 апреля. Но проблемные вопросы, которые поднимает режиссер, к сожалению, еще долго будут актуальными в Украине. В Днепре 12 мая в кинотеатре “Дафі” состоялся фильмопоказ “Бачення метелика”, на котором Максим Наконечный пообщался со зрителями и рассказал о предпосылках создания ленты.
Информатор посетил сеанс и расскажет, почему стоит посмотреть “Бачення метелика”. Напомним сюжет.
Главная героиня фильма-аэроразведчица Лиля с позывным ”Метелик". Она возвращается из плена, дома ее ждет мама и жених, который является участником националистического сообщества. И он, и все окружение “Метелика” – это участники боевых действий, патриоты, для которых война не заканчивается и не имеет перерывов.
Стоит заметить, что события в фильме разворачиваются в 2017 году. Соответственно, в фокусе – значительно больше проблем, чем оккупация россией украинских земель и боевые действия. Это:
Последнее вызывает вопросы? Да, Лилю изнасиловали в плену, и она забеременела. Вернувшись домой, ей трудно об этом говорить, хотя девушка и пытается вернуться к мирной жизни. Она не может заявить об этом прямо близким людям, и даже врачу.
Тоха не знает, как обращаться с Лилей с самого начала. Он довольно резко и назойливо намекает на близость, хоть потом и соблюдает дистанцию по просьбе девушки. Не сдерживает эмоций, когда узнает о ее беременности. С того момента закрывается в себе, лишь иногда пытается поддержать Лилю, но это все равно имеет вид формальных попыток. В конце концов убегает от проблем внутренних к внешним. И направляет свою злость на других, нарушая закон. Не радуется даже тому, что Лиля спасает его от решетки. К тому времени живот девушки уже довольно заметен. И только тогда парень обращает на него внимание и очень удивляется – будто видит впервые. Переживает шок, хотя и до этого знал, что она не делала аборт.
Именно в этот момент парень сталкивается с реальностью, сколько бы ни убегал от нее.
Мама Лили с первого дня их встречи старается снабдить Лилю всеми необходимыми вещами. Искренне радуется ее беременности, не предполагая, что это следствие изнасилования. Дважды Лиля просит маму поехать домой, но это не настораживает ее. Напротив, мама позволяет легкий упрек Лили и дает волю эмоциям, рассказывая дочке, как тяжело было ждать ее из плена. Мама заботится о Лиле, но дает ли это поддержку девушке?
Важно, что ни одного из героев не хочется осуждать. Они вызывают сочувствие, ведь еще не имели такого жизненного опыта. Другое дело - люди, которые имеют профессиональный долг помогать семье Лили. Или, по крайней мере, не причинять ей вреда. Стоит отметить в ленте поведение:
Все они являются лишь должностными лицами в фильме и выполняют свой долг без нареканий. Но то, как это делают, демонстрирует непонимание проблем морального состояния людей после плена.
Фильм стал полномасштабным дебютом как для режиссера Максима Наконечного, так и для группы TABOR, которая снимала этот фильм.
"Мы называем это историю, которая вполне могла произойти в наши времена украино-российской войны. Таким уборочным образом и такой компиляцией из разных страхов нашей реальности военной”.
По словам Максима, вместе с режиссерами они пытались быть вовлеченными в контекст войны и что-то делать для этого. Учитывая то, что история вымышленная, это может свидетельствовать об умении режиссера подобрать истории и художественные образы так, чтобы зрители в полной мере постигли масштаб проблемы. Судя по реакции в зале, команде это удалось.
Были и исключения - например, прозвучали вопросы относительно того, почему все же героиня так и не смогла прервать беременность, ведь это был ее выбор. Режиссер объясняет - все ожидали от нее того, что она сделает это, но ситуация, когда она вынуждена подвергнуться воздействию анестезии, возвращает Лилю в то состояние, когда она была неспособна контролировать свое тело. Это травмирующий опыт. Реакция на фильм иногда красноречивее свидетельствует о наличии проблемы, чем его сюжет.
Максим Наконечный не впервые работает с темой женщин на войне. Ему принадлежит альманах "Невидимий батальйон". А во время подготовки к съемкам “Бачення метелика”он общался с ветеранами и ветеранками, бывшими пленными и жертвами военных преступлений – в том числе и сексуальных. Сценарий к фильму вместе с ним писала режиссер Ирина Цилик, которая уже известна миру благодаря своей работе “Земля блакитна, ніби апельсин”. А следователя в ленте играл Роман Синицын, руководитель "Фонду Притули" в Днепре.
Мировая кинопремьера ленты состоялась на Каннском кинофестивале в 2022 году, ее выбрали в конкурсную программу “Особливий погляд”. По словам режиссера, заграницей верят этой истории по двум причинам – необычная женская перспектива и самокритика несмотря на проукраинскую позицию в фильме. Он признает-большинство может не понять некоторых решений героини, но, по крайней мере, иностранные зрители начинают интересоваться контекстом. А отечественные получают напоминания-они живут в этом контексте, и не стоит от него отворачиваться.
Ранее мы писали о том, что в Днепре атлеты города выполнили героический комплекс “MURPH”в честь погибшего бойца Павла Медведя. Также читайте о том, как изменился Львов во время войны по мнению блогера из Днепра. Писали мы и о том, как будут выступать участники "Євробачення-2023" в финале конкурса: среди них - и украинская группа TVORCHI.
Фото: Дмитрий Плаксин