Гибридная война-не проблема: как "Днепротяжмаш" осваивал российский рынок

Гибридная война-не проблема: как "Днепротяжмаш" осваивал российский рынок
"Днепроважмаш" не отказывалось от заработка с рф

"Днепротяжмаш" (бывший ДЗМО) — один из лидеров отрасли тяжелого машиностроения в Украине. С самого начала завод производил металлургическое оборудование, которое использовалось по всему СССР и за рубежом. Одним из важных рынков сбыта была россия. Но несмотря на события после 2014 года предприятие Алексея Зиновьева не отказывалось от заработка от оккупантов.

Сразу отметим, что до начала полномасштабного вторжения россии 24 февраля 2022 года Украина и рф были важными торговыми партнерами друг к другу. Это несмотря на то, что россия оккупировала Крым и Севастополь и развязала необъявленную войну в Донецкой и Луганской областях. Хотя логистические цепи и связи с промышленными предприятиями в основном были разрушены, некоторые продолжили сотрудничество. А заключенные ранее контракты украинским компаниям нужно было выполнять. Часть бизнеса ушла из российской федерации, а часть решила, что россияне должны подпитывать украинский бизнес и экономику Украины.

"Днепротяжмаш" производит оборудование для металлургических заводов, трубопроводов, метро, горнодобывающей промышленности, коксохимических заводов, шахт, помпы и многое другое. Предприятие имеет давнюю историю, которая началась еще в 1914 году. В 80-х годах завод производил более половины всего доменного оборудования СССР, которое экспортировалось в Западную Европу, Индию, Египет и т. д. Мы уже писали, как ”Днепротяжмаш" пробовал освоить космическое машиностроение и чем это закончилось.

С начала 2000-х годов предприятие “Днепротяжмаш” контролирует семья днепровского бизнесмена Алексея Зиновьева и их компания “Днепротехсервис”. Среди других известных предприятий, которые сейчас находятся в собственности бизнес-группы, Днепропетровский завод прокатных валков, Чао “светофор” (оборудование для железнодорожного транспорта, светофоры, шлагбаумы и т.д.), ООО НПП “компания сотовых конструкций”, 2 научно-исследовательских института и т.д. В лучшие времена на Днепропетровщине на предприятиях группы "Днепротехсервис" работало более 6,5 тысячи человек, а еще были предприятия на Харьковщине и Донетчине. Алексея Зиновьева журнал "Фокус" в 2012 году внес в список богатейших людей Украины с состоянием в 83 млн долл.

Олексій Зінов’єв — мільйонер з Дніпра, засновник групи “Дніпротехсервіс”
Алексей Зиновьев - Миллионер из Днепра, основатель группы "Днепротехсервис”

Производство чугунных тюбингов на "Днепротяжмаше" было освоено в 1935 году для строившегося в то время московского метрополитена. А в 2014 году для метро российской столицы днепровский завод продолжал поставляли оборудование. И хотя в российских СМИ авторы текстов возмущались, что как это так — столица платит за детали для метро бизнесмену из вражеской Украины (несмотря на наличие российского аналога) — в 2015 году “Днепротяжмаш” продолжал работать на московский метрополитен. К тому же из-за начала АТО в 2014 году были сорваны графики поставки продукции из Днепра в москву, из-за чего затянулось строительство одной из веток московского метро на полгода.

Московський метрополітен
Московский метрополитен

У россиян зародилась целая конспирологическая теория, как продолжение этого сотрудничества после начала АТО стало возможным. Заместителем мэра москвы по строительству тогда был Марат Хуснуллин — выходец из Татарстана, а сейчас уже — вице-премьер россии. Руководителем Днепропетровской ОГА с марта 2014 года по март 2015 года был Игорь Коломойский. Самая простая версия россиян-взятка от владельца "Днепротяжмаша" в мэрию москвы. Но это всего лишь предположение.

Марат Хуснуллін — колишній віцемер Москви. Фото: ТАСС
Марат Хуснуллин - бывший вице-мэр москвы. Фото: ТАСС

Еще одна версия - договорился через старых бизнес-партнеров. В начале 2000-х годов группа компаний “Днепротехсервис” днепровского бизнесмена Алексея Зиновьева стала совладельцем завода “Славтяжмаш” в городе Славянске Донецкой области, а партнерами по этому предприятию выступали донецкие миллиардеры Ринат Ахметов и Сергей Тарута. Россияне предполагали, что Ринат Ахметов, как этнический татарин, который поддерживал связи с руководством Татарстана до 2014 года, мог помочь договориться с этническим татарином Маратом Хуснуллиным, близким с руководством республики татар.

Как группа "Днепротехсервис" вела бизнес в россии с 2014 года

Пример с московским метрополитеном хрестоматийный. Деньги из страны-агрессора шли в бюджет Днепра, области, Украины. За эти средства финансировалась украинская армия и Нацгвардия, которые защищали жителей Донетчины и Луганщины от российских боевиков. А оккупанты, не думая об этом, катались в московском метрополитене с металлическими тюбингами из Днепра. Однако, к сожалению, другие важные заказы для предприятий Зиновьева из россии не освещались в СМИ.

Связи Алексея Зиновьева с россией можно проследить еще до начала его трудового пути. В 1981 году он пришел работать инженером на КБ “Южное” в Днепре, окончив престижную московскую “Бауманку” - одно из ведущих учреждений технического образования в СССР. И он продолжал поддерживать эти связи уже в бизнесе — по меньшей мере до весны 2022 года. Предприятия группы "Днепротехсервис" ежегодно принимали участие в выставках в москве. Там можно было искать и новых клиентов, благодаря деньгам которых продолжали работать днепровские рабочие на заводах и продолжали зарабатывать миллионер Зиновьев и его партнеры.

"Днепротяжмаш" и сотрудничество с российскими компаниями
"Днепротяжмаш" и сотрудничество с российскими компаниями

В 2015 году украинский профсоюз «Свобода труда» обвинил Алексея Зиновьева в массовых сокращениях рабочих, уничтожении оборудования, вывозе его в россию и чуть ли не диверсии. Самого Зиновьева обвиняли в том, что он отсиживается в москве. На заводе на тот момент работало 1,5 тысячи человек. А до того, как завод попал в руки Зиновьева (в начале 2000-х годов), там работало 4 тысячи человек. Пресс-служба завода опровергла эти заявления. Привести какие-то доказательства представители профсоюза тогда не смогли. Однако в 2015 году 50% всех импортируемых в россию изделий из некованного чугуна были именно из “Днепроважмаша”. А в 2017 году "Днепротяжмаш " 58,6% своей продукции отправил на экспорт — в россию, Казахстан, Белоруссию, Грузию, Болгарию, Румынию, Англию.

Виробництво тюбінгів на “Дніпроважмаші”
Производство тюбингов на ”Днепроважмаше"

Для продажи продукции в россии у Зиновьева было по крайней мере несколько своих предприятий. В 2007 году в москве зарегистрировано ООО "Торговый дом Днепротехсервис". Основатель Алексей Зиновьев (указано с 2015 года). В 2021 году выручка составила 486,1 млн рублей (чистая прибыль – 3,9 млн рублей), в 2022 году выручка составляла 193 млн рублей (чистая прибыль – 232 тыс. рублей), стоимость активов 148,6 млн рублей. Там работало 6 человек, с 2022 года — только двое. С 13 июня 2023 года открыто дело о банкротстве фирмы. Сейчас организация в процессе ликвидации. Сейчас ликвидатором выступает россиянин Артем Астафьев.

В 2015 году в городе Балаково в Саратовской области зарегистрировано ООО “Тюбинг Центролит”. Владелец - Алексей Зиновьев (минимум с 2020 года). Выручка за 2022 год составила 575,4 млн рублей (чистая прибыль - 103,5 млн рублей). Там работает 5 человек.

В 2012 году в москве зарегистрировано ООО “Компания “Металлическая крепь” (КМК). Владелец - Алексей Михайлович Зиновьев. В 2022 году чистая прибыль составила 3,3 млн рублей (выручка - 0). Во всех трех компаниях руководителем был россиянин Соколов Егор Олегович.

На официальном сайте "Днепротехсервиса" отмечалось, что компания имеет 2 представительства за рубежом — в москве (вероятно, для работы по странам СНГ) и в Лондоне. Однако теперь, похоже, продажу своей продукции в россии придется отложить до конца войны. Хотя, как свидетельствует практика “параллельного импорта”, россияне находят пути получить необходимые товары из-за рубежа.

Как бы то ни было, в течение 2014-2021 годов клиентами группы “Днепротехсервис” были и закупали продукцию Зиновьева российские Магнитогорский металлургический комбинат, Новолипецкий меткомбинат, Среднеуральский медеплавильный завод, Западно-Сибирский меткомбинат (ЕВРАЗ), Косогорский метзавод, “Тулачермет”, “Уралэлектромедь”, Челябинский меткомбинат и электрометаллургический комбинат, “Красный Октябрь” (Волгоград), “Северсталь”, Волжский трубзавод, Нижнетагильский меткомбинат (Евраз), “Уральская Сталь”. С большинством из этих предприятий работали и до начала российской агрессии в 2014 году. На часть этих заводов сейчас наложены санкции. Украинское предприятие хорошо себя зарекомендовало и привлекло на таком сотрудничестве миллионы гривен.

Что интересно, основным акционером группы Евраз является Роман Абрамович - влиятельный российский олигарх, который помогает вести переговоры Украины с россией. Но несмотря на свои обещания направить средства за проданный британский футбольный клуб “Челси” для украинцев Абрамович передумал помогать пострадавшим украинцам финансово. Несмотря на это предприятия Абрамовича ранее выступали важными покупателями для продукции завода Зиновьева.

Благодарность от россиян за плодотворное сотрудничество на протяжении многих десятилетий не оставила долго ждать себя. В июне 2022 года российская ракета прилетела по автосервису в Днепре неподалеку от “Днепротяжмаша”. 7 мирных жителей пострадали.

А как из-за россиян сорвался космический проект “Днепротяжмаша” и как государством были потеряны сотни миллионов долларов из-за этого -читайте тут.

Валерий Магланович

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube