UA

Исковерканные традиции: как праздновали Крещение на Запорожской Сечи

Исковерканные традиции: как праздновали Крещение на Запорожской Сечи

Знаете, как отмечали праздник Крещения запорожские казаки? Думаете, раздевались и ныряли в мороз в проруби? Нет, ныряние в прорубь на праздник Богоявления не есть и никогда раньше не было украинской христианской традицией.

Наши предки в мороз не ныряли в проруби, а тем более не раздевались в присутствии священников и не пачкали только освященную воду (которую после освящения набирали, чтобы пить, а не купаться). Об этом сообщает Информатор.

О таком ритуале нет информации в серьезных научных исследованиях и больше похоже на постсоветское искажение наших многовековых национально-религиозных традиций. Эта мода появилась у нас в 1990-е гг. и особенно в 2000-е благодаря некоторым политикам и СМИ, которые навязали этот стереотип.

В результате «моржевание» стало подменять смысл и содержание великого христианского праздника, превратившись в некий нелепый ритуал, больше похожий на язычество, чем на христианство.

Описание того, как действительно отмечали праздник Богоявления украинские казаки на Запорожской Сечи есть. Это воспоминания старого запорожца Никиты Коржа (Устное повествование бывшего запорожца, жителя Екатеринославской губернии и уезда, селения Михайловки, Никиты Леонтьевича Коржа.— Одесса, 1842.).

Из воспоминаний Никиты Коржа мы узнаем, что каждый новый год на праздник Крещения в этот день с самого утра на Запорожской Сечи выглядел следующим образом.

«Все казаки, пехота, артиллерия и кавалерия, собирались на площади перед церковью и стояли здесь рядами по шалашам, без шапок. , до завершения богослужения; все одевали лучшую одежду, вооружались лучшим оружием; над каждым шалашом развевались особые разрисованные флаги, которые держали хорунжи, сидящие на горячих, прекрасно убранных лошадях.

После окончания Божественной Литургии из церкви выходил настоятель с крестом в руке, за ним парами шли иеромонахи с евангелиями, иконами, в дорогой одежде; по духовенству слаженно, рядами, с хоругвями и тяжелыми пушками ступали казаки; за казаками – массы простых людей, и все вместе высыпали на середину Днепра, на Иордан. Здесь все становились шеренгами и слушали службу Божию.

Когда архимандрит впервые погружал крест в воду, казаки одновременно гремели таким залпом, что от того удара аж земля стонала. А зрителей покрывал густой дым, как тьма… Успокоившись на несколько минут, пока дым развеивался, а настоятель еще раз погружал крест в воду, казаки снова стреляли, на этот раз сколько кому заблагорассудится», - пишет Никита Корж.

Как видим, никакого раздевания и ныряния в прорубь тут не упоминается.

Кроме того, известный Украинский этнограф Олекса Воропай также указывает в своем произведении «Звичаї нашого народу», что такой обычай не мог сформироваться в принципе, и вот почему.

В старину у наших предков не было централизованного водоснабжениия, поэтому на Богоявление святую воду после освящения набирали из проруби, чтобы пить потом крещенскую святую воду круглый год, а потому не пачкали ее купаниями. Дико бы выглядело такое зрелище, когда люди после водоосвящения набожно набирают воду, а тут кто-то рядом купается, «смывая свои грехи» погружением в воду.

Этнограф указывает, что у нашего народа существовало поверье: как только священник погрузит крест в воду, из воды бесы выскакивают и мерзнут на крещенских морозах до тех пор, пока не придет какая-то женщина стирать грязное белье. Поэтому предки не стирали вещи еще неделю после этого праздника.

Дмитрий Чимшит

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.