Платить придется больше: кому отдадут пенсионные накопления украинцев

Платить придется больше: кому отдадут пенсионные накопления украинцев
Реформа несет значительные риски

 

В Украине хотят реформировать систему пенсионного довольствия. Вместе с солидарной системой депутаты планируют ввести накопительные пенсии с 1 января 2024 года. Согласно этому законопроекту №9212, украинцам, кроме 19,5% налога, нужно платить еще 3% на накопительную пенсию. Однако эксперты говорят, что эта цифра должна быть больше и равна 8-10% от заработка.

Также законопроект предполагает, что все категории граждан до 55 лет должны обязательно участвовать в системе накопительного обеспечения. Об этом сообщает Информатор со ссылкой на Информатор Украина.

Работодатели будут платить на накопительные счета работников в 2024 году - 1%, в 2025 - 1,5%, а в 2026 году и в последующих годах - 2% от размера заработной платы. Государство обещает внести аналогичную сумму на счета работников из госбюджета, то есть удвоить отчисления. При этом размер ЕСВ (единого социального взноса), который платят работодатели, планируют оставить по-прежнему (сейчас он составляет 22%).

Для самозанятых и ФЛП (физических лиц предпринимателей) планируется установить взносы на уровне 3% от заработной платы. Но их участие в системе будет добровольным. Таким образом, планируется, что после выхода на пенсию, человек сможет воспользоваться своими накоплениями вместе с солидарной пенсией.

Чтобы внедрить накопительную систему, государство планирует создать государственный накопительный банк. В дальнейшем планируют привлекать и частные структуры, и коммерческие банки. Однако министр социальной политики Украины Оксана Жолнович сообщила, что принятие закона и старт его исполнения не означает, что завтра сразу начнут собирать средства.

Как будет работать накопительная пенсия?

Первый этап для введения накопительной пенсии продлится до 2026 года. На этом этапе все взносы будут взиматься в специальном фонде, который создаст государство. Со следующего года каждый участник системы сможет выбирать для себя любой негосударственный пенсионный фонд или банк, в котором человек сможет открыть депозит или в дальнейшем будет оставаться в государственном фонде.

Частные пенсионные фонды смогут передавать накопления граждан автоматизированным компаниям управления активами (КУА), которые будут заниматься инвестированием и приумножением этих накоплений. Регулировать их работу будет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Законопроект предусматривает, что частные пенсионные фонды смогут рекламировать свои услуги. В то же время, компаниям запрещается уверять или гарантировать рост доходов участников системы. Авторы законопроекта от "Слуги народа" ожидают, что пенсионные накопления участников пенсионных фондов удастся уберечь от обесценения и инфляционного влияния за счет их инвестирования в преимущественно консервативные финансовые инструменты.

Деньги граждан планируют инвестировать в ценные бумаги украинских и иностранных эмитентов (организации, которые занимаются выпуском ценных бумаг), определяемый Национальной комиссией ценных бумаг с фондового рынка Украины.

Во что планируют инвестировать деньги граждан?

Государство сможет инвестировать деньги в:

  • облигации, гарантированные правительством Украины или местными советами;
  • акции, допущенные к торгам на организованном рынке;
  • облигации и ипотечные облигации украинских эмитентов, кредитный рейтинг которых соответствует инвестиционному уровню по национальной шкале;
  • ценные бумаги, погашение и получение дохода по которым гарантировано правительствами иностранных государств с рейтингом внешнего долга не менее класса "А";
  • облигации иностранных эмитентов с инвестиционным рейтингом класса "А" или выше;
  • акции иностранных эмитентов и ценные бумаги иностранных биржевых индексных фондов, допущенные к торгам на иностранных регулируемых рынках;
  • деривативные финансовые инструменты (исключительно для уменьшения инвестиционного риска и выполнения ряда условий);
  • ценные бумаги институтов совместного инвестирования специализированного вида (индексных фондов) на основе определенных ограничений.

Законопроект предусматривает ряд ограничений на инвестирование пенсионных средств:

  • в одном банке может быть размещено не более 10% от общей стоимости пенсионных активов (кроме банков, собственником которых является государство);
  • запрещается инвестирование более 10% пенсионных средств в ценные бумаги одного эмитента и его связанных лиц (кроме государственных и муниципальных облигаций) и более 5% - в деривативы (контракт).

Авторы законопроекта обещают, что руководители компаний по управлению активами будут отвечать за нанесение ущерба вкладчикам негосударственных пенсионных фондов. В то же время, государство планирует создать систему гарантирования пенсионных накоплений, которая должна повысить доверие граждан.

Какие риски новой пенсионной реформы для украинцев?

Риск №1 – война и падение экономики.

В Верховной Раде прокомментировали предварительную версию законопроекта, что внедрение накопительной системы должно внедряться при условии роста украинской экономики. По итогам 2022 года ВВП Украины упал на 29,1% и перспектив для его роста пока нет. МВФ в этом году ожидает падения украинской экономики еще на 3%, а прогнозы на следующие годы не дает.

Эксперты говорят, что неудачный выбор периода для внедрения накопительной системы может не только нарушить права граждан, но и оказать негативное влияние, недоверие граждан к самой идее внедрения такой системы в будущем.

Парламентские эксперты высказали ряд замечаний к законопроекту. В нем недостаточно четко прописана система гарантирования сохранения и возврата пенсионных средств в случае их вложения в обесценившиеся финансовые инструменты. Также законопроект не запрещает оффшорным резидентам быть учредителями частных пенсионных фондов или компаниями по управлению активами (КУА) и недостаточно четко устанавливает ответственность руководителей этих компаний, повлекших потерю средств.

Риск №2 – негативный опыт введения накопительной пенсии в Польше, Чехии и странах Балтии

В странах с более развитой экономикой в Польше и Чехии уже был отрицательный опыт с внедрением накопительной системы. В Польше в 2014 году из-за ограничений в формы инвестирования пенсионные фонды стали убыточными. А в Чехии в 2016 году объявили ликвидацию второго уровня, созданного в 2013 году, то есть на том этапе, где человек мог выбирать негосударственный банк для открытия депозита. Правительства этих стран после неудачного опыта решили вернуться в солидарную систему.

В Литве и Латвии ставку взносов во второй уровень пенсионной системы в течение нескольких лет снижали до 2% от зарплаты, а в Эстонии свели к нулю.

Риск №3 - отсутствие фондового рынка

По предварительным оценкам правительства, создание инфраструктуры для развития фондового рынка в Украине может занять три года. Премьер-министр Денис Шмигаль в 2021 году, выступая на инвестиционном форуме UkraineInvest Talks, Dnipro заявил, что его полноценный запуск занимает 10-15 лет даже в развитых странах.

В таких условиях средства из накопительной пенсионной системы в первые годы ее существования могут использоваться только для инвестирования в облигации государственного займа, средства от которых пойдут на финансирование дефицита госбюджета и инвестировать их смогут только в гривневые облигации из-за отсутствия альтернативных инструментов с достаточным уровнем безрисковости.

Также в законопроекте с 2027 года открывается возможность инвестирования пенсионных средств в акции и облигаций иностранных компаний и стран. Однако такое решение может повлечь за собой отток капитала из Украины, а деньги украинцев будут работать на экономики других стран.

Риск №4 – недоверие граждан

С 2005 г. в Украине работает система добровольного накопительного пенсионного обеспечения. Однако сами авторы законопроекта признают, что она не справляется с основными целями – дополнение солидарной системы и обеспечение достойного уровня жизни украинцев после выхода на пенсию.

Сейчас в Государственном реестре финансовых учреждений содержится информация о 119 негосударственных пенсионных фондах (НПФ), из них до сих пор действуют только 63. Их участниками, по последним данным, было 888,7 тыс. человек, получали пенсионные выплаты только 91,5 тысячи.

Общая стоимость активов всех НПФ составила 4,02 млрд. грн. Без развитого фондового рынка 47,6% этих средств инвестировали в государственные облигации, еще 36,5% держали на депозитах в банках и только 8,1% были вложены в облигации украинских предприятий.

Однако во времена Януковича пенсионный фонд Нацбанка не смог уберечь сбережения и нанес ущерб вкладчикам на 900 миллионов гривен, инвестируя средства людей в "мусорные бумаги".

 

 

 

Напомним, что в июне и июле пенсионерам перечислят выплаты. Также писали, кто в Украине может рассчитывать на компенсационные доплаты к пенсии. Кроме того, вы можете узнать, как украинцам можно увеличить размер будущей пенсии.

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube