Противостояние крупных игроков и маленьких интернет-провайдеров: как государство осложнило жизнь бизнесу и обычным украинцам

Противостояние крупных игроков и маленьких интернет-провайдеров: как государство осложнило жизнь бизнесу и обычным украинцам
Решение налоговиков относительно провайдеров выглядит заангажированным и играющим в пользу только крупных компаний

В начале 2024 года украинское общество всколыхнула новость о том, что Государственная налоговая служба (ГНС) собирается запретить интернет-провайдерам пользоваться упрощенной системой налогообложения. Далее это публично обсуждали «крупные игроки» телекоммуникационного рынка, аргументируя. Они лоббировали эту тему, аргументируя решение тем, что упрощенка ставит участников в неравные конкурентные условия. В апреле же состоялась отчетная встреча Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере электронных коммуникаций (НКЭК), оппонировавшей позиции ГНС. Среди участников были «Київстар» и «Датагруп». Участники считали, что все должны работать по общему налоговому режиму.

Среди крупнейших лоббистов перевода малых операторов на общую систему налогообложения – группа DVL («Датагруп», «Воля», lifecell), «Київстар» и «Укртелеком». С июля по октябрь 2024 года власти принудительно лишили всех интернет-провайдеров возможности работать по упрощенному режиму налогообложения. ДТП, которое поддержали крупные компании, просто прекратило малым игрокам действие статуса плательщиков единого налога. Их перевели на общий режим уплаты НДС и налога на прибыль. Малый бизнес пытается обжаловать это решение в судах. Об этом Информатор сообщает со ссылкой на mind.ua.

По данным Интернет Ассоциации Украины, с 2022 года и до середины 2024 года количество абонентов уменьшалось во всей «большой тройке». DVL потеряла 30% абонентов (227 тысяч), «Укртелеком» – 45% (360 тысяч), а «Київстар» – 4% (46 тысяч). При этом малые и средние провайдеры, начавшие строить оптические сети по современной технологии GPON с 2013 года, наращивали базу абонентов.

Изменение количества абонентов у провайдеров
Изменение количества абонентов у провайдеров

Активными спикерами конфронтирующих сторон стали:

  • Михаил Шелемба, генеральный директор группы DVL (за отмену единщиков);
  • Александр Савчук, директор ООО «Атраком» (строительство волоконно-оптических линий), председатель правления Интернет Ассоциации Украины, ИнАУ (против такой инициативы).

Спор летом 2024 года вылился в публичную очную дискуссию между ними.

31 июля 2024, дискуссия об условиях работы на рынке телекоммуникаций между Михаилом Шелембой и Александром Савчуком
31 июля 2024, дискуссия об условиях работы на рынке телекоммуникаций между Михаилом Шелембой и Александром Савчуком

Основной аргумент против того, чтобы провайдеры работали на едином налоге, заключался в том, что некоторые крупные игроки рынка специально дробят бизнес на ФЛП, работающие под одним брендом де-факто материнской компании. Таким образом, компания минимизирует уплату налогов. Эта схема существует давно и не нарушает украинское законодательство, поэтому ею пользуются розничные сети.

Магазин с вывеской «Киевстар», в «Уголке потребителя» - документы ФЛП Мамитько Виктор Васильевич
Магазин с вывеской «Київстар», в «Уголке потребителя» - документы ФЛП Мамитько Виктор Васильевич

«Оптимизаторы на самом деле, я считаю, абсолютно неэтично делают, потому что они вредят рынку в целом. Потому что бросают тень на эту систему (упрощенную систему налогообложения, прим. ред.), которая как раз помогает создавать таких крутых предпринимателей, которые и держат отрасль. С нравственной точки зрения, когда большой бизнес притворяется маленьким и так показывает, что система не работает, и бросает тень на маленький бизнес. Это неэтично, и это не идет на пользу отрасли», – заявлял Шелемба.

Александр Савчук же обвинил крупные компании в попытке монополизировать рынок под предлогом борьбы с так называемыми "оптимизаторами". Он предложил на уровне власти разбираться с теми компаниями, искусственно занижающими размер уплаты налогов через ФЛП, а не создавать проблемы для всего бизнеса на упрощенной системе.

«Если мы говорим об оптимизации единого социального взноса (ЕСВ), то действительно это делать нельзя. И действительно, с этим нужно как-то бороться. Но бороться с этим, отменяя право на использование ФЛП в области электронных коммуникаций, – это как с головной болью бороться с помощью гильотины. Необходимо бороться с теми, кто не платит эти налоги. Но не нужно трогать бизнес», – заявил Александр Савчук.

По его мнению, предприниматели имеют право открывать неограниченное количество компаний, если это отвечает их бизнес-целям.

"Никто не обязан расширять бизнес в рамках одной компании. Это создает риски: рейдерство, чрезмерное давление со стороны налоговых органов и т.д. Легче и безопаснее иметь несколько небольших компаний, чем одну среднюю. Использование упрощенной системы налогообложения – это легальная бизнес-модель, а не какая-либо сомнительная схема", – объясняет Александр Савчук.

Доходы от предоставления доступа к фиксированной сети Интернет
Доходы от предоставления доступа к фиксированной сети Интернет

Но если схемы использования ФЛП для уменьшения уплаты налогов используются на всех розничных рынках, и там изменений не произошло, то почему налоговая смогла реализовать тотальное аннулирование «упрощенцев» именно на телеком-рынке?

Чем и как воспользовалась налоговая

Налоговики пользовались неопределенностью в законодательстве. Mind.ua отдельно это уже освещал. Напомним: ГНС решила применить нормы нового закона «Об электронных коммуникациях», который вступил в силу 1 января 2022 года (принят на изменение закона «О телекоммуникациях»). У фискалов считают, что закон приравнял бизнес, предоставляющий доступ к интернету (поставщики), с компаниями (операторы), которые в том числе предоставляют отдельные услуги по техническому обслуживанию коммуникационных сетей (как подрядчики прокладывают/починяют сеть, предоставляют ее другим компаниям в пользование и т.п.). Последним согласно Налоговому кодексу действительно запрещено вести деятельность на едином налоге третьей группы.

Налоговики также привлекли для аргументации своей позиции Классификацию видов экономической деятельности (КВЭД). Согласно которой, по мнению ГНС, услуга по доступу к интернету не выделяется в отдельный вид, а якобы является только составной частью профильных классов КВЭД, в которых описана деятельность по техническому обслуживанию сетей.

 

Если упрощено, то, например, провайдер проложил собственную сеть и предоставил к ней доступ абонентам. Логика в том, что такой провайдер обслуживает и эксплуатирует собственную сеть, не предоставляя ее в использование другим провайдерам и не получая отдельный доход непосредственно от ее технического обслуживания. В таком случае эксплуатация сети ложится исключительно на расходы (не доход) провайдера, являясь составной частью услуги по доступу к сети.

В ГНС теперь считают, что это не так. И что провайдеры, имеющие собственные сети для ведения бизнеса по снабжению интернетом, не имеют права, по Налоговому кодексу, быть единиками. Налоговики банально воспользовалась неразберихой в законодательстве и привлекли сюда КВЭД (по мнению судей, незаконно, но об этом дальше).

Загадкой остается то, почему налоговая решила изменить правила игры только спустя два года после принятия закона. Участники рынка объясняют это тем, что ДПС действует в интересах крупных компаний, желающих поглотить малых провайдеров.

Летом 2024 года налоговая активизировалась. И в конце июля начала рассылать письма провайдерам о запрещении работать на упрощенной системе налогообложения. Тогда позицию крупных и налоговых компаний поддержал народный депутат, председатель Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

В своей колонке под названием "Серый рынок интернета. Время приводить в сознание" он заявил, что государство «из-за существования по существу «внутреннего оффшора» в виде упрощенной системы налогообложения при предоставлении услуг по доступу к сети Интернет теряет более 3 миллиардов гривен в год».

По его словам, дробление зависит от масштабов бизнеса, иногда это может быть 2-5 ФЛП, а кто-то имеет около 300 субъектов хозяйствования на упрощенной системе. Он также намекнул, о каких компаниях идет речь.

«Приведу пару примеров. Известный оператор «Т», который предлагает телевидение и интернет, имеет более 320 тысяч абонентов. На самом деле это сеть, в которую входит 288 (!!!) субъектов ведения хозяйства. Другой провайдер «Л», обслуживающий более 210 тысяч абонентов, де-факто состоит из 80 «упрощенцев». На двоих вместе эти «лидеры рынка» получили доход в размере 1,44 миллиарда гривен (оборот всего рынка 2023 составил 21,3 миллиарда гривен, - прим. ред.)», – отметил Гетманцев.

В СМИ после сообщения народного депутата предположили, что речь идет о провайдерах Triolan и Lanet. Позицию ГНС и крупных операторов позже поддержали и в Министерстве финансов. В ответ на открытое письмо Интернет Ассоциации Украины заместитель министра финансов Светлана Воробей заявила, что юридические лица, предоставляющие электронные коммуникационные услуги, не могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Мол, причиной является изменение закона о телекоммуникациях, которое повлекло за собой несогласованность с Налоговым кодексом.

Активное сопротивление не помогло

 

Налоговые нововведения от государства вызвали бурную критику профильных ассоциаций, представляющих позицию тысяч украинских интернет-провайдеров. Были проведены пресс-конференции, круглые столы, опубликованы открытые письма и приняты другие меры публичного воздействия на государственные органы. Свою позицию они аргументируют следующим образом: отмена упрощенной системы налогообложения приведет к монополизации рынка, росту цен и ухудшению качества услуг.

Также отмечалось, что перевод малого бизнеса на сложную общую систему приведет к существенному росту расходов на администрирование, блокировку налоговых накладных и других видов фискального давления от налоговой.

Административные расходы на общей системе налогообложения непропорционально высоки для малого бизнеса. По данным Еврокомиссии, в 2020 году для МПБ они составляли примерно 30% от уплаченных налогов, а для крупных компаний – всего 2%.

При этом, по мнению противников инициатив ГНС, из-за перевода бизнеса на общую систему налогообложения не произойдет задекларированное увеличение поступлений в бюджет на 3 миллиарда гривен. Игроки рынка отметили, что налоговая не предоставила расчеты прогнозируемых поступлений, а сумма в 3 миллиарда гривен, озвученная Данилом Гетманцевым, не выдерживает критики. По расчетам ИнАУ, при изменении налогового режима профит для госбюджета может составить всего сотни миллионов гривен.

«Согласно нашим расчетам на основе данных ГНС, средний уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС для телеком-бизнеса составляет 6,02%. Выигрыш для государства по сравнению со ставкой единого налога (5%) будет всего 1,02% от поступлений (6,02 – 5%). При обороте в 10 миллиардов гривен это приносит дополнительные 100 миллионов гривен налогов, а не 3–4 миллиарда», – аргументирует Владимир Куковский, исполнительный директор ИнАУ.

Он также напоминает, что единщики третьей группы с 1 января 2025 платят еще 1% от оборота. Этот шаг мог бы без лишних осложнений принести государству дополнительные поступления без разрушения упрощенной системы.

Впоследствии малые интернет-провайдеры инициировали на сайте Кабмина электронную петицию о недопущении упразднения упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков в сфере электронных коммуникаций – и она собрала необходимые 25 тысяч голосов. Но в ответ премьер-министр Денис Шмигаль лишь отметил, что этот вопрос «прорабатывается» органами исполнительной власти.

Денис Шмигаль ответил на петицию
Денис Шмигаль ответил на петицию

 

Сохранение упрощенной системы для малого бизнеса было официальной позицией Министерства цифровой трансформации Украины. Чтобы найти оптимальное решение по вопросу налогообложения интернет-провайдеров, Минцифры в сентябре 2024 года создало рабочую группу и пригласило в нее Минфин и парламентский Комитет по финансам, налоговой и таможенной политике.

«Мы хотим вместе с операторами наработать решение, когда упрощенная система останется для маленьких операторов там, где это имеет смысл, чтобы они могли пользоваться этой системой», – объяснил тогда заместитель министра цифровой трансформации Александр Борняков во время вопросов к правительству в парламенте.

Но все аргументы – не стричь весь рынок под одну расческу – не дали результата. С 1 октября 2024 г. налоговики принудительно аннулировали регистрацию всех провайдеров фиксированного интернета в Реестре плательщиков единого налога. В октябре 2024 года бизнес проводил даже круглый стол, на котором были озвучены конкретные предложения, как изменить законодательство, убрать в нем двусмысленности и разрешить работать на упрощенке.

Инициативу рынка поддержали в профильных комитетах ВР (кроме налогового), Минцифры и НКЭК. Пока данные о продвижении этой инициативы отсутствуют. А рабочая группа при Минцифре вообще неактивна. Mind посылал запрос в министерство и более месяца ждал комментария о том, как этот орган сейчас сотрудничает с Минфином и ГНС в рамках решения проблемы налогообложения интернет-провайдеров. Впрочем, никакого ответа так и не последовало.

Судебные баталии и последствия

Малые интернет-провайдеры отмечают, что если государство действительно считает нужным перевести их на общую систему налогообложения, сделать это нужно было законным способом: внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс или закон об электронных коммуникациях. Предупредить бизнес за полгода и дать возможность адаптироваться – вполне логичный и прозрачный подход.

Часть бизнеса, работавшего на ЕН, вынуждена была подчиниться решению налоговиков и в разное время поднять цены на услуги. Часть – решилась судиться.

К середине февраля в административных судах Украины открыто более 180 производств по искам интернет-провайдеров об отмене решения налоговиков об аннулировании регистрации плательщиком единого налога. По данным юристов, половину этих исков суды удовлетворили в пользу предпринимателей, остальные – еще на рассмотрении.

Более того, уже 8 решений в пользу интернет-провайдеров приняли апелляционные админсуды (примеры туттут и тут). Иногда налоговики пытаются подавить дело в Верховном Суде Украины. Но тщетно. Судебная практика показывает, что ВСУ навстречу ГНС не идет и оставляет апелляционные жалобы без удовлетворения. С ДПС взимают судебные издержки – от 3 до 16 тысяч гривен по каждому делу.

Но судебный процесс обжалования длится месяцами и нуждается в значительных ресурсах.

По словам Наталии Клитной, представительницы Ассоциации правообладателей и поставщиков контента, проблемы есть и с исполнением судебных решений, принятых в пользу интернет-провайдеров.

«Например, во Львовской области суды принимают решение по обеспечению исков интернет-провайдеров и временно прекращают действие решения ГНС об отмене регистрации плательщика единого налога. Налоговая должна принять это решение к исполнению. Однако она затягивает, просит суд предоставить разъяснение, как это сделать, хотя это очевидная вещь. Надо просто возобновить регистрацию плательщика единого налога. Такое же происходит и когда решение – в пользу налогоплательщика», – объясняет Клитна.

Наталья Клитная, председатель правления Ассоциации правообладателей и поставщиков контента
Наталья Клитная, председатель правления Ассоциации правообладателей и поставщиков контента

 

В положительных для бизнеса решениях суды признают, что не все поставщики интернета (провайдеры) являются операторами, как их без разбора приравняла налоговая. Более того, в решениях отмечается, что ссылки ГНС на коды КВЭД не законны, поскольку эти коды являются лишь статистическим инструментом и не имеют правовых последствий для бизнеса.

По мнению судей, налоговая свободно толкует законодательство, в котором возникла неоднозначность трактовки норм. А в таком случае (когда есть законодательные противоречия) решения должны приниматься в пользу налогоплательщиков.

И хотя сторонники ликвидации упрощенки прогнозировали, что подорожание услуг не состоится, провайдеры тарифы поднимают. Более того, цены в декабре повысили и крупные операторы («Киевстар», «Водафон») – как на мобильную связь, так и на фиксированный интернет. Объяснялось это ростом затрат (удорожание электроэнергии, необходимость альтернативных источников питания и т.п.). Здесь трудно выделить причины, потому что действительно расходы бизнеса (не только в телекоме) растут, а инфляция за год достигла 12%.

Но в такой ситуации увеличивать налоговую нагрузку на критическую инфраструктуру (интернет-связь) как минимум глупое решение. Кстати, ГНС пока не обнародовала «победные цифры» относительно роста налоговых поступлений от услуг предоставления фиксированного интернета.

Единственную зацепку в январе 2025 года озвучил в интервью СМИ Даниил Гетманцев: «Отрасль телекоммуникации по результатам последних трех месяцев уплатила НДС на 160,7 млн ​​больше, или +20,7%, чем за предыдущие периоды».

Если считать упрощенно, то дополнительные поступления от НДС составили всего примерно 10 млн грн в месяц. До 3 млрд грн в год очень далеко. Тем более, нужно разбираться в причинах увеличения уплаты НДС – является ли это только следствием перевода бизнеса на общую систему.

«Повышение тарифов заставило многих провайдеров потерять абонентскую базу, поскольку люди не могли позволить себе возросшую плату за услуги. В итоге от этого пострадали не только провайдеры и их клиенты, но и государство, потерявшее источники налоговых поступлений и доступность коммуникационных услуг в регионах. Это особенно касается компаний в сельской местности, где финансовые ресурсы ограничены», – утверждает Андрей Набока, руководивший департаментом фиксированной связи в Минцифре и возглавлявший проект «Преодоление цифрового разрыва в украинских селах», направленный на обеспечение скоростным интернетом сельских территорий.

По мнению Андрея Набока, государство должно быть заинтересовано в децентрализации бизнеса в сфере провайдинга. Mind посетил локальных провайдеров, очевидно не занимавшихся так называемой оптимизацией, но которых в этом обвиняли крупные игроки и ДПС. Мы расспросили, с какими проблемами они сталкиваются сейчас и как на них сказались налоговые нововведения.

Горы проблем – Хустский район

Население Хустского района Закарпатской области – 265 тысяч человек. Две трети из них живут в небольших деревнях с населением до 2000 человек. Этих людей обслуживают локальные интернет-провайдеры, до отмены упрощенной системы работавшие как ФЛП. Под давлением налоговой большая часть игроков перешла на общую систему налогообложения. И только два интернет-провайдера обратились в суд, чтобы оспорить решение налоговиков. Один из них – Евгений Рушинец, владелец интернет-провайдера Khust.in.ua.

Пока идет судебное разбирательство о незаконности действий налоговиков, владелец хустского интернет-провайдера Евгений Рушинец платит налоги по упрощенной системе
Пока идет судебное разбирательство о незаконности действий налоговиков, владелец хустского интернет-провайдера Евгений Рушинец платит налоги по упрощенной системе

У Евгения 3000 абонентов в нескольких деревнях и приселках. И если клиенты за месяц исправно платят 500 тысяч гривен за услуги интернета, на упрощенной системе компания платит около 97 тысяч гривен. А прибавив к расходам зарплаты, оборудование, коммунальные услуги и расходные материалы, по словам Евгения, его чистая прибыль составляет в среднем 100–150 тысяч гривен в месяц. Это те деньги, которые предприниматель может вкладывать в развитие сети, в частности, в современное оборудование.

Предприниматель подсчитал: с переходом на общую систему налогообложения сумма налогов вырастет вдвое. Вместо 97 тысяч гривен он будет платить 198 тысяч. Следовательно, и чистая прибыль уменьшится еще на 100 тысяч и будет составлять в лучшем случае 50 тысяч гривен. А в худшем – ноль.

Такая невеселая перспектива и подтолкнула провайдера к борьбе в суде. А пока дело на рассмотрении, он продолжает платить налоги по упрощенной системе.

Если малые провайдеры типа Khust.in.ua уйдут с рынка, у жителей сел могут возникнуть проблемы с доступом в интернет. При этом у жителей горных деревень возникают сложности с качеством мобильной связи.

«У меня в доме есть такие места, где сигнал не ловит, – рассказывает жительница небольшого горного села Наталья. – Поэтому, если я хочу, чтобы мне точно дозвонились, кладу телефон на подоконнике на кухне. Но до свахи, живущей в 500 метрах от меня, дозвониться не могу. Поэтому использую вайбер – через проводной домашний интернет».

«Все эти села, которые я обслуживаю, расположены не в долине, а на горных склонах, – рассказывает Евгений Рушинец. – Река течет между горами, а вокруг – леса. В урочищах, где проживают люди, обычно живут компактно – несколько домиков, 3-5, иногда до 20-30 человек. Если количество жителей более 30 – это у нас называется приселками».

По его словам, ни «Киевстар», ни «Водафон», ни lifecell в урочищах и поселках не работают. Потому что строить сеть в таких условиях им просто невыгодно.

«На равнинной местности все гораздо проще – установил вышку, и она покрывает сигналом до 50 км вокруг. А здесь нужно тщательно выбирать место для установки, учитывая не только географию, но и возможность подведения питания, – объясняет Евгений. – Чтобы покрыть качественной мобильной связью всю деревню, на вышку нужно устанавливать не одну, а две антенны. А это дополнительные расходы. Поэтому мобильные операторы рассчитывают, оправдает ли себя инвестиция, ведь оборудование рассчитано не на 15 пользователей, а на сотни: 100, 200, 300 или больше абонентов».

 

Даже села, которые располагаются под вышкой, страдают от того, что сигнал, который должен быть сильным и стабильным, таковым не является. Хотя они территориально близко, сигнала часто нет совсем или он слишком слаб. Гористая местность создает дополнительные трудности: сигнал может хорошо работать на одном склоне, но с другой стороны горы он уже недоступен. Поэтому людям выгоднее подключаться к интернету физически с помощью проводного соединения.

«В селах обычно нет более двух конкурентов, – рассказывает Евгений по дороге в урочище Медвежье. – В моих селах, можно сказать, только в одной деревне есть конкурент, и все».

Чтобы подключить к интернету мелкие населенные пункты, интернет-провайдер в свое время воспользовался субвенцией от Минцифры: «Благодаря этим средствам на 120 тысяч гривен мы подключили школу с несколькими классами, а также села поблизости. И большинство новых урочищ, которые раньше не имели связи. Продолжили это делать и во время войны».

Поглощение мелких провайдеров?

По информации мелких поставщиков мобильные операторы уже предлагают продать им сеть абонентов. Евгений говорит, что недавно с таким предложением обращались и к нему: «Киевстар» звонил по телефону мне, но им не интересно было. Потому что у меня менее 5000 абонентов».

Большие игроки интересуются покупкой по двум вариантам:

  • предлагают определенную сумму на каждого абонента;
  • определяют стоимость бизнеса по формуле: 20 месяцев × стоимость месячной абонплаты × количество абонентов.

«То есть, если абонент платит 200 гривен в месяц, то за 20 месяцев это будет 4000 гривен. Так что я теоретически могу продать абонента за 4000 гривен. Если у вас 3000 абонентов, то общая сумма, которую могут предложить за всю вашу базу, составляет 3000 абонентов × 4000 грн = 1 200 000 гривен», – говорит Евгений.

Впрочем, предприниматель хочет и дальше развивать собственный бизнес.

Мы едем в Липовецкую школу, чтобы установить более мощную аккумуляторную батарею – и таким образом подстраховать образовательное учреждение на случай отключения света. Новый аккумулятор заряжается через четыре часа, после чего обеспечивает 20 часов электропитания.

Монтажники Khust.in.ua приехали в Липовецкую школу, чтобы заменить аккумулятор.
Монтажники Khust.in.ua приехали в Липовецкую школу, чтобы заменить аккумулятор.

Этого достаточно, чтобы выполнить требования государства – обеспечить бесперебойный интернет на 72 часа после экстренного отключения электроэнергии. В этом есть определенные преимущества локальных игроков перед национальными операторами, которым государство потребовало обеспечить доступность мобильной связи при отключении электроэнергии в течение 10 часов. Такого требования они полностью выполнить не могут.

В то же время, локальным интернет-провайдерам контролировать связь для нескольких тысяч абонентов, имея одну-две бригады монтажников, – вполне реалистично.

«У нас есть автомобиль, который регулярно проверяет состояние вышек (оборудование на вышках, – прим. ред.), – объясняют монтажники провайдера Khust.in.ua. – Он подъезжает к каждой вышке, запускает генератор, и если отсутствует электроснабжение в течение длительного времени, то осуществляется подзарядка аккумуляторов, необходимых для обеспечения мобильной связи».

Серверная стойка с питанием серверов и аккумуляторы – залог бесперебойного интернета
Серверная стойка с питанием серверов и аккумуляторы – залог бесперебойного интернета

Техника безопасности – прифронтовой Херсон

Данил, директор херсонского провайдера «Винер телеком», рассказывает, что работники утром разъезжаются по задачам, стараясь уже не возвращаться в офис, потому что важно успеть сделать все по-видному.

Как только смеркается, фары уже нельзя включать, лучше передвигаться без света. Особенно это важно в прибрежной зоне: дроны россиян зависают над Днепром и видят весь город. Иногда садятся на девятиэтажку, экономят заряд аккумулятора. Атакуют, если авто двигается. Чтобы избежать атаки, водителю приходится ехать со скоростью более 120 км/ч.

В последние месяцы дронов стало еще больше. Но провайдеров это не останавливает.

В Херсоне нет безопасных районов. Звуки взрывов слышны каждые несколько минут. Но монтажники ремонтируют сети и при таких условиях
В Херсоне нет безопасных районов. Звуки взрывов слышны каждые несколько минут. Но монтажники ремонтируют сети и при таких условиях

Юрий, сотрудник абонентского отдела "Винер телеком", рассказывает, что после обстрелов "Градами" ремонтные работы начинаются сразу. Работники режут и заменяют кабели, ремонтируют как абонентские линии, так и магистрали. Редко когда поврежденный магистральный отрезок остается нерабочим более суток.

Наш разговор проходил рано утром в офисе под звуки взрывов. В 9:20 провайдер получил электронное уведомление о повреждении линии в результате обстрела. Юра объяснил, что сейчас бригады ждут полчаса, пока обстрелы прекратятся, и только тогда отправятся на место ремонта.

 

Директор рассказывает, что много случаев, когда люди просят подключить связь даже в разрушенных домах или сараях, подвалах, летних кухнях или единственной уцелевшей комнате: «Бывает так, что дом разрушен, а люди просят завести связь в сарайчик, где они временно живут. Вот мать сама осталась, дети за границей, и она говорит: «Мне нужна связь, чтобы каждый день общаться с детьми и внуками».

На ремонт обычно уходит полтора-два часа, не больше. Дольше просто нельзя быть на месте – из-за обстрелов. Если прилетает снаряд, это означает, что приехавшие на эвакуацию или ремонт службы становятся приоритетной целью.

Работы по восстановлению сети не прекращаются, несмотря на опасность. За месяц, по словам директора, меняют примерно 10 км кабеля: «Один отрезок – это примерно 200 метров. Легко сосчитать, сколько таких участков приходится заменять ежемесячно».

В районах обстрелов провайдеры терпят большие потери

Сейчас более 50% малых провайдеров в прифронтовых зонах находятся на грани банкротства. В мирное время на одном только районе Херсона - Антоновцы - работали семь операторов, среди которых локальные сети "Плутон", "Винер", "Вега" и национальный "Укртелеком". Последним оттуда ушел локальный оператор ISP online. Мы разговариваем с директором компании Денисом Шейниченко.

На столбах в Херсоне – несколько операторов. Но не все они сейчас трудятся.
На столбах в Херсоне – несколько операторов. Но не все они сейчас работают.

По словам Шейниченко, 2 февраля компания перестала обслуживать сеть в этом районе. Добраться туда монтажникам стало невозможно из-за отсутствия транспортного сообщения и высокого уровня опасности.

Антоновский мост всего в 4 километрах от офиса компании, расположенного на Черноморской улице. Эта территория – в зоне повышенной опасности.

«Россияне обозначили этот район как красную зону, – объясняет Денис. – До войны у нас было около 4000 абонентов. Во время оккупации осталось примерно 3000, а сейчас только 700».

Впрочем, потери компании во время войны не ограничиваются только экономическими убытками. «Один из наших монтажников погиб во время артиллерийских обстрелов», – говорит Денис с грустью.

Несмотря на все, компания продолжает восстанавливать связь и обслуживать своих клиентов.

Бронежилет четвертого класса защиты, турникет и анализатор дронов – незаменимые вещи для интернет-провайдеров, работающих в Херсоне.
Бронежилет четвертого класса защиты, турникет и анализатор дронов – незаменимые вещи для интернет-провайдеров, работающих в Херсоне.

 

При отсутствии стабильного электроснабжения компания продолжает работать благодаря генераторам. Серверы расположены в месте, где нет света, поэтому работа организована в режиме 12 часов на генераторе и 12 часов на аккумуляторах. Такой подход обеспечивает круглосуточную поддержку сети, хотя расходы значительны – ежедневно используется канистра горючего стоимостью около 1000 гривен.

Александр, оператор технической поддержки еще одного херсонского интернет-провайдера Homenet, обслуживающего 2000 абонентов, рассказывает, что недавно компания также была вынуждена поднять цены из-за повышения налогов и изменения в законодательстве по критической инфраструктуре. Хотя повышение тарифов было анонсировано еще в ноябре, изменения произошли только в начале января 2025 года.

«Больше всего цены выросли для юридических лиц, а для частного сектора тариф поднялся всего на 40 гривен. Несмотря на это, мы все равно получаем жалобы», – отмечает Александр, уточняя, что для квартир цены остались без изменений.

Херсонский оператор интернет-услуг Статус специализируется преимущественно на обслуживании юридических лиц: кафе, ресторанов и государственных структур. Во время оккупации компания предприняла важные шаги по сохранению работы сети. По словам главного инженера Дмитрия Вранцова, они перенесли базу абонентов на удаленный сервер и выехали вместе с ним, а на месте покинули сотрудников, поддерживавших работу сети.

Сейчас его онлайн-услугами пользуются всего 500 абонентов, в то время как до войны их было 3500. Из семи бригад осталась одна.

«Мы ремонтируем сеть каждый день, иногда каждое время», – говорит он, уточняя, что сейчас прибыли нет, ведь основная цель – обеспечить связь для граждан.

Ему и другим херсонским операторам было странно читать 15 декабря сообщение в телеграмме Даниила Гетманцева, подведшего итоги налоговых изменений для малых и средних интернет-провайдеров: «С ними все хорошо. Катастрофы, как всегда, не произошло.

Что дальше?

Чтобы исправить ситуацию, эксперты предлагают восстановить упрощенную систему налогообложения или создать специальный налоговый режим для критической инфраструктуры. Тем более, интернет-провайдеры готовы идти на уступки.

К примеру, Александр Савчук предлагает вернуть упрощенную систему если не навсегда, то хотя бы до конца военного положения или на несколько лет – чтобы сделать работу у этих малых и средних компаний прогнозируемой.

Но, как уже было сказано выше, октябрьскую инициативу бизнеса по внесению изменений в законодательство Минфин и ГНС не поддержали. А другие государственные органы (сторонники упрощенки) никак эту идею не продвигают.

Впрочем, интернет-провайдеры надеются, что диалог с властями будет более конструктивным с приходом нового главы ГНС Руслана Кравченко (назначен 31 декабря 2024 года).

"Новая команда должна изучить ситуацию, посмотреть на судебную практику и принять решение, учитывая, что в Налоговом кодексе есть такое положение, что в случае возникновения спорной ситуации по трактовке законодательства, принимать решения нужно в пользу налогоплательщиков", - говорит Наталья Клитная.

Сейчас решение ГНС и Минфина о переводе единщиков в телекоме на общую систему налогообложения воспринимается как заангажированное, в пользу крупных игроков. А борьба с оптимизаторами только как повод ликвидации упрощенной системы для локальных провайдеров.

Фото, видео, инфографика: mind.ua

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube