Уже скоро в Днепре может появиться крупнейшая в мире система онлайн-заказа такси Uber. На прошлой неделе мэр города Борис Филатов провел переговоры с украинскими представителями этой американской компании, по итогам которых сделал пост в Facebook, сообщив о том, что он «почти уверен, что они (Uber) зайдут в Днепр до конца года».
Внешне, выглядит все очень симпатично. Открыв на своем смартфоне или планшете приложение Uber, вы фиксируете точку своего местонахождения, видите uber-мобили поблизости, приблизительное время их прибытия в вашу точку и указываете адрес или место на карте, куда вас надо доставить.
К плюсам системы можно отнести возможность вызвать таксомотор определенного класса комфорта и узнать рейтинг его водителя, включая марку автомобиля и номер транспортного средства.
Тем не менее стремительное продвижение интернет-технологий в консервативном таксомоторном бизнесе вызвало бурные протесты традиционных таксистов, особенно в США, где законодательство ограничивает количество лицензированных перевозчиков, а рыночная стоимость патента на частный извоз зачастую измеряется сотнями тысяч долларов.
В июне американская компания начала работать во Франции. И тут же таксисты Парижа, Марселя и некоторых других городов начали акции протеста, в ходе которых перекрывалось движение и блокировались авто, сотрудничавшие с Uber.
Свидетельницей этих событий стала известная американская певица Кортни Лав. Решив по привычке вызвать Uber из аэропорта Руасси — Шарль де Голль, чтобы доехать до гостиницы, она едва не стала жертвой вооруженных прутьями и бейсбольными битами парижских таксистов. Они окружили ее uber-авто и взяли водителя в заложники.
Беспорядки, вызванные появлением Uber в Париже и других городах, привели к тому, что президент Франции — Франсуа Олланд назвал деятельность онлайн-сервиса незаконной. Но он также осудил и методы борьбы с Uber местных извозчиков.
В Украине государство фактически устранилось от регулирования рынка таксомоторных перевозок. Лицензия на частный извоз стоит менее тысячи гривен. Но и без этого, наличие разрешительных документов редко когда проверяется, так же, как и техническое состояние работающих на линиях автомобилей.
Только на рынке Днепра работают около полусотни служб вызова такси, многие из которых не имеют собственных таксомоторов, а занимаются лишь сбором заказов и передачей их другим службам и непосредственно водителям.
Получив заказ и сбросив его на так называемую биржу, «фантомная» служба такси получает 5% его стоимости. Столько же зарабатывает служба, обеспечившая ее выполнение. Остальное получает водитель.
При этом вряд ли кого в Киеве и крупнейших городах Украины можно удивить приложением для смартфона, с помощью которого можно вызвать такси и оплатить поездку банковской картой.
Впервые такую услугу клиентам предложил ПриватБанк, включив опцию «вызова такси» в свое приложение Приват24.
Условием прихода Uber в Украину является работа исключительно с лицензированными водителями и взятие на учет таксомоторов, работающих в ее онлайн-приложении.
После запуска Uber в Киеве критики американской компании заявили, что «Убер Украина» не будет придерживаться общих правил. Причиной для таких заявлений стало то, что даже в столице легальных таксующих с лицензией оказалось всего лишь до сотни человек. Это значительно меньше авто с водителями, которые должны были вступить в партнерские отношения с Uber, чтобы обеспечить компании полное покрытие мегаполиса.
Тем не менее уже сейчас на сайте Uber в Украине — uberlin.com.ua можно прочесть не только предложения к водителям о подключении к Uber, но и информацию о наборе водителей на собственный парк автомобилей и предоставлении авто в лизинг.
Кроме того, указан перечень документов, необходимых для начала работы в системе онлайн-заказов и их стоимость. Из него видно, что Uber предлагает водителям официальное трудоустройство, передачу авто в аренду фирме, для получения временного техпаспорта. Необходимы также медицинская справка водителя, страховка самого такси и перевозимых пассажиров.
Общая стоимость пакета документов — 3,5 тыс. грн. Однако для партнеров, которые обязуются сделать 400 поездок в месяц оформить лицензию обещают бесплатно.
При наличии 200 поездок в месяц пакет документов обойдется в 2,5 тыс. грн.
Во время захода в Киев, Uber установил привычные для жителей столицы цены. И вдобавок подарил киевлянам и гостям города 750 грн на поездки в первые три дня работы системы. Это вызвало невероятный ажиотаж. Во многих случаях водители не справлялись с потоком поступивших заказов. Хотя обычно Uber гарантирует подачу авто не позднее чем через 5 минут после поступления сообщения от клиента.
Нечто подобное ожидается и в первые дни работы службы в Днепре. Хотя скептики говорят, что не всем Uber придется по вкусу. Вызвать такси можно только через интернет. Функция дозвона, как это делают действующие сейчас службы, отсутствует.
Кроме того, расплатиться с uber-таксистом можно исключительно банковской картой. Брать в руки наличные водителям Uber запрещено. Хотя это и удобно, но в украинских реалиях также ограничивает круг потенциальных клиентов.
Плюсом для Uber в Днепре является партнерство с ПриватБанком. Крупнейший банк Украины с центральным офисом в нашем городе стал главным партнером Uber в Украине.
Поэтому можно ожидать, что сотрудники Привата будут сами пользоваться Uber и пропагандировать службу среди своих знакомых.
Кроме того, если в Киеве топливным партнером Uber стала сеть WOG и газовые заправки «Барс», то в Днепре элементом продвижения Uber могут стать скидки для водителей-партнеров от приватовских АЗС.
Все вместе, а также лояльность к Uber Бориса Филатова, обеспечит онлайн-сервису из Сан-Франциско возможность потеснить существующие службы и занять в Днепре свою нишу на рынке таксомоторных перевозок. А если американцы привезут в Днепр дешевеющие сейчас в Штатах гибриды или электромобили, от клиентов отбоя точно не будет.
О том, какая иностранная компания будет строить метро Днепре, читайте здесь. О перспективных социальных онлайн-проектах Днепра — здесь. А о планах по информатизации медицины Днепра —здесь.