UA

От “шахтерского” ультрас – в кафе в Днепре: что известно о донецком бренде одежды “Забой”

Читати українською

Читати українською
От “шахтерского” ультрас – в кафе в Днепре: что известно о донецком бренде одежды “Забой”
Интервью с соучредителями

Фраза "Солнце Украины встает на Донбассе" стала фирменной для бренда одежды "Забой". Он из Донецка и известен патриотическим мерчем, а в родном городе "Забой" хорошо знали фанаты "Шахтера". Теперь за этими футболками или пайтами можно прийти и в небольшое кафе в Днепре, открывшуюся на проспекте Хмельницкого. Впрочем, интересной она будет не только для жителей Донбасса.

О том, как и для чего команда открывала кафе в Днепре, Информатор пообщался с соучредителями Максимом Лысенко и Евгением Свиридой.

Сначала – о “Забое”. Нет единственной версии того, почему именно так команда назвала свой бренд. Максим объясняет значение слова "забой" - это место в шахте, где добывают уголь. Символическое название для жителей донецкого региона. Во-вторых, соучредители принадлежали к ультрас донецкого "Шахтера", где была известна группировка "ZaBoysUltra", которая занималась магазином для ультрас "ZaBoysUltra shop"

“Мы решили продолжить это название, но уже мы не “Зе бойс ультрас” на английском, а “Забой” на украинском”.

Начало истории
Начало истории

Созданием фанатской атрибутики команда начала заниматься в 2010 году. С началом войны в 2014 году одежду начали производить на фабриках в Киеве и Донецке.

“Была история, когда наши ребята вывозили шарфы с гербами Украины из Донецка через блокпосты. "ДНР" на постах остановили автомобиль. Вскрывали сумки и пакеты. И единственный пакет, который они не раскрыли – это именно с теми шарфами с гербом Украины. И тогда ребята понимали, что они находились на одном шаге от подвала”.

А еще через 4 года начали подключать местное производство в Покровске Донецкой области. Пока люди, которые этим занимались там, выехали во Львов. Поэтому "Забой" продолжает сотрудничество с дружественным предприятием в Днепре - сейчас здесь выполняется полный цикл производства.

Для кого этот бренд?

На фотографиях в соцсетях в профиле "Забой" много юношей и девушек юного возраста. Но Максим ссылается на статистику и говорит, что 40% покупателей – это люди от 35 лет.

“Мы не молодежный бренд. Мы бренд Донбасса”.

Многие уехали в другие города и страны. Принты Забоя напоминают им о родном регионе. Еще до войны начали выпускать городскую серию – это одежда с названиями городов Донбасса. И она до сих пор пользуется популярностью. В комментариях под фотографиями можно увидеть вопрос типа "А когда выйдет Марьенка/Дружковка/Макеевка?", и когда о том или ином городе спрашивает 10-20 человек, ребята понимают, что это актуально. Люди просят – они делают.

Одна из футболок городской серии
Одна из футболок городской серии

Кто-то берет футболки или другой мерч себе, кто-то – друзьям в подарок. В топе заказчиков – клиенты из Киева, Днепра, Львова, маленьких городов Донбасса и Харькова. Ребята отдельно выделяют Селидово, в последнее время туда едет много заказов. Очень многое отправляют за границу – в Америку, Польшу, Германию. Работает "сарафанное радио" – люди видят футболки у знакомых, спрашивают, где они их взяли, и заказывают себе.

До 2 октября приобрести продукцию "Забой" можно было только онлайн. Теперь каждый желающий может прийти в открывшуюся на проспекте Хмельницкого кафе и выбрать то, что ему нравится.

Патриотический мерч
Патриотический мерч

Новый этап: кафе

“Очень долго была идея открыть что-то от “Забоя”. Паб, например, открывать сейчас не ко времени потому, что там ребята воюют, и открывать паб – это не ок. А под кофейню мы можем привлечь инвестиции – в том числе и которые мы привлекли”, – говорит Максим.

Бренд "Забой" не лишен социальной миссии. Ребята говорят, что львиную долю дохода отдают в поддержку ВСУ. Но для того чтобы создавать продукцию, нужны средства. Поэтому они открыли кофейню, и сейчас развивают два направления – заведение и магазин одежды.

Кофейню задумывали как место, где люди могут собираться, проводить время вместе, показывать свои таланты, проводить мероприятия. Определенный хаб. Работают в нем в том числе и переселенцы, таково одно из условий гранта. Один такой работник уже есть. По словам Евгения, именно ВПЛ и предпочитают трудоустройство. Впрочем, вторая бариста – девушка из Днепра. Она обладает опытом в этой сфере и знает тонкости работы.

Во время работы Евгений или Максим обещают быть рядом, чтобы помогать работникам и подстраховывать их.

Мы берем людей не на работу, а в команду. Мы понимаем, что если человеку нужно уехать, то его можем заменить временно”.

Соучредители заведения - Максим Лысенко и Евгений Свирида
Соучредители заведения - Максим Лысенко и Евгений Свирида

Как открывали?

Проект реализовали благодаря программе Дія. Бізнес». Создали бизнес-план, подали заявку – и со второй попытки ее одобрили. Команда "Забоя" получила микрогрант размером в 250 тысяч грн на закупку необходимого оборудования. Средства зашли 31 мая, и с 1 июня пошел процесс подготовки к открытию. Но полтора месяца были проблемы с электроснабжением, поэтому невозможно было подключить электроприборы. Поэтому процесс подготовки затянулся.

Но 2 октября кофейня открыла свои двери для посетителей. Пока она работает в тестовом режиме, это нужно для того, чтобы понять: правильный ли график выбрали, какой будет нагрузка, как реагируют люди.

Несмотря на то, что кофейня находится далеко от центра, владельцы не видят в этом проблему. Напротив – только плюсы.

Здесь в радиусе километра нет кофейни. Поэтому очень уместно место для открытия именно кофейни. И хотя здесь спальный район, но, как оказалось, здесь живут многие наши подписчики и клиенты”, – говорит Евгений и отмечает, что сначала рассматривались многие варианты: и в центр, и в более “спальных” районах.

Краткая характеристика заведения:

  • 11-12 посадочных мест;
  • есть формат take away;
  • средний чек – от 40 до 60 грн;
  • в ассортименте и кофе, и кондитерские изделия.

Для своих и за свое

Даже во время подготовки к открытию команда не переставала помогать армии: проводила благотворительные аукционы и собирала средства. На продажу выставляли коллажи со Стусом и Шевченко на фоне терриконов, светильник с гербом Донецка – все они есть в единственном экземпляре. Собранные средства передали на покупку квадракоптеров друзьям для 3 ОШБр. Помогали также и 17-й отдельной танковой бригаде, 54 и 55 бригадам, 25, 56, 53, 110 бригадам. И так – за последние 9 лет. В отдельные времена ездили с помощью в детские дома.

«Мы смотрим на бренд Забой не как на бизнес. Это не о бизнесе. Я скажу откровенно: если бы мы смотрели на Забой сначала как на бизнес, мы бы далеко не зашли. Смотрели на коллег по цеху, которые делали бренды под бизнес: два-три года – и они угасали. А "Забой" был нашим хобби, которым было интересно заниматься. Поэтому мы остались на плаву, а с начала войны… К сожалению, война помогла нам в развитии. И на нас стали чаще обращать внимание”, – говорит Максим.

Фото: социальные сети

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.