UA

"Елка-это символ смерти": историк рассказал о новогодних и рождественских традициях Днепра

Читати українською

Читати українською
"Елка-это символ смерти": историк рассказал о новогодних и рождественских традициях Днепра
Днепровский историк Максим Кавун развеял популярные мифы

Много кто задумывался над вопросами, а откуда вообще традиция украшать елку? Почему вообще именно хвойные деревья стали рождественскими и новогодними символами? Праздновали ли запорожские казаки Новый год? Как праздновали новогодние праздники в тогдашнем Екатеринославе и как СССР изменил украинские традиции, и вытеснил привычный во всем мире праздник Рождество.

На все эти вопросы Информатору ответил днепровский историк и заведующий отделом Днепровского музея имени Яворницкого Максим Кавун. Мы решили узнали, как менялась наша история, особенно сейчас, когда россия ведет оккупационную войну и уничтожает все украинское. И некоторые факты нас удивили. Особенно, как во времена Екатеринославу в Первую Мировую войну поздравляли солдат с новогодними праздниками. Многие факты из прошлого имеют параллели с настоящим.

 

Откуда появилась традиция украшать елки

По словам историка Максима Кавуна, украшать елку на Рождество это сугубо иностранная традиция. В некоторых народах, например у древних скандинавов, елка — это символ смерти.

У немцев, в католической культуре, существует история о Святом Бонифация. По легенде он жил еще в 8 веке нашей эры, который боролся с язычеством. Святой Бонифаций пошел в лес и срубил дуб Бога Одина. Сам Один в мифологии это главный бог в скандинавском пантеоне. И на месте этого срубленного дерева проросла маленькая елка.

Легенда про Святого Боніфація
Легенда про Святого Бонифация

"И от этой легенды, которая очень была распространена в немецких странах появляется такая традиция. Ставили рождественское дерево и опять же религиозное, не новогоднее, а рождественское. Оно не было большое, а по размеру походило на искусственные елки. И на него вешали конфеты или яблоки, и давали это детям”, — рассказал историк.

Со временем в годы правления Петра I традиция перенеслась в Российскую империю. По его указу, люди должны были украшать не целое дерево, а только ветви. Историк добавил, что в те времена в крупных городах жили немцы, которые приносили этот обычай. И в дворянских домах начали появляться маленькие елки, украшенные конфетами и яблоками. Иногда деревья украшали фигурами ангелов.

Елка начала расти и появляются новые традиции

В конце 19 века в Днепре (в тогдашнем Екатеринославе) елка вырастает в размерах. Постепенно дерево получает общественные функции и охватывает всю общину города, а не только немецкую его часть. В те годы в Екатеринославе во дворце Потемкина (ныне дворец студентов ДНУ) устраивается аналог губернаторской елки.

Палац Потьомкіна. Нині палац студентів ДНУ. Фото: Інформатор
Дворец Потемкина. Сейчас Дворец студентов ДНУ. Фото: Информатор

Мероприятие открывали главный дворянин и губернатор. На этой церемонии раздавали подарки ученикам гимназий. В период Первой Мировой устраивались так называемые елки для раненых. На ней наоборот, ученики вручали подарки солдатам.

“Все же это немецкая традиция, но у нас она полностью прижилась, она эволюционировала в такие формы нашего современного празднования", — сказал историк.

Приход к власти большевиков, борьба с Рождеством и религией

После революции 1917 года к власти приходят большевики. Коммунисты боролись со всеми формами религии, в том числе и елкой, уничтожали церкви и убивали священников. В связи с этим в прессе начинается массовая пропаганда против религии, выпускаются периодические издания “Безбожник”.

Антирелігійна пропаганда в СРСР
Антирелигиозная пропаганда в СССР
Радянський антирелігійний плакат
Советский антирелигиозный плакат
Радянський солдат в будьонівці зупиняє Санта Клауса
Советский солдат в буденновке останавливает Санта Клауса

В советской прессе людей призывали отказаться от празднования Рождества и даже украшать елку. По словам арбуза, в изданиях даже встречались такие выражения как “елка — это Поповское дерево”. Само празднование Нового года в советскую эпоху имело Пролетарский характер.

Со временем советская власть пришла к мысли, что следует уравновесить этот вопрос. В 1935 году в газете “Правда” появляется заметка от Павла Постышева в которой деятель призвал вернуть елку и устроить советским детям праздник.

Замітка П. Постишева в газеті "Правда"
Заметка П. Постышева в газете "Правда"

В те годы появился характерный для того времени феномен “Кремлевской елки”. Дети наряжались в костюмы ударников труда, красногвардейцев, пели песни. После фразы “елочка, горы” производился залп игрушечного крейсера “Авроры”.

После смерти Сталина во времена эпохи Никиты Хрущева празднование новогодних праздников уже не имело такой идеологической направленности.

“В эпоху “Хрущевской оттепели” меняется канон празднования Нового года. Появляются символы изобилия. На столах — апельсины, салат Оливье, советское шампанское. В те времена заняли идеологию простыми вещами. Сейчас в этом вопроса идеологии нет и не может быть", - говорит арбуз.

Класичний радянський Новий рік
Классический советский Новый год

Славяне трижды меняли дату празднования Нового года

За словами історика, у слов'ян дуже важко виокремити дату святкування Нового року. До Князя Володимира в епоху язичництва у слов'ян Новий рік наступав восени.

После Крещения Руси существуют свидетельства, что Новый год начинается 1 сентября. Они встречаются в документах 16 и 17 века.

"Мы не только изменили символы празднования, мы за тысячелетия изменили три раза дату датировки Нового года. Март, сентябрь, а затем январь. Эта идея празднования 1 января действительно внесена указом Петра I 1699 года. Вообще, первым, кто начал праздновать Новый год 1 января это император Римской Империи Гай Юлий Цезарь", — добавил специалист.

Запорожские казаки и Новый год

Историк рассказал, что в эпоху казаков, наши предки практически не праздновали Новый год в привычном нашем понимании. До настоящего времени сохранилось несколько свидетельств, что 1 января Казацкая Рада на Сечи собиралась на центральной площади перед церковью на совещание.

 Козацька Рада на Січі на Новий рік
Казацкая Рада на Сечи на Новый год

"Они не только пили, но и собирали совет. Это важные такие вещи. И вот такое массовое празднование, а вот о традициях казаков ничего не известно. Потом приходит российская империя и начинается эта история с елкой”, — рассказал историк.

По словам арбуза, новая традиция с елкой очень тяжело входила в жизнь людей. Лишь в конце 19 века в Екатеринославе через 100 лет елка себя проявила.

Праздновали Новый год в Екатеринославе во время Первой Мировой войны

Во времена Первой мировой войны в бывшем Екатеринославе отменяли все массовые мероприятия. Тогда в Потемкинском дворце (ныне Дворец студентов ДНУ) устроили главный военный госпиталь.

Палац Потьомкіна (нині палац студентів ДНУ). Архівні фото
Дворец Потемкина (ныне дворец студентов ДНУ). Архивные фото

“Туда внесли кровати с ранеными, вышел губернатор и поздравил солдат, пожелал выздоровления. Такая очень трогательная церемония. Никакого пафоса, никакой иллюминации, гирлянд. Известно, что стояла елка, которую украшали ученики гимназии, которые выносили солдатам подарки. Также этот лазарет позже посетил последний российский император Николай II”, — прокомментировал Максим Кавун.

Кто такой Павел Постышев?

Павел Постышев (6 сентября 1887 - 26 февраля 1939 года) — советский партийный деятель русского происхождения, член Политбюро. Один из главных организаторов Голодомора в Украине в 1932-1933 годы. Ответственный за сталинские репрессии и уничтожение в Украине интеллигенции так называемого расстрелянного возрождения. Позже времена его правления будут называть “постишевщина”. Вел борьбу с” вредительством “и”саботажничеством".

Отличился и Постышев в антицерковной деятельности и тем, что фактически заменил Рождество советским Новым годом с Дедом Морозом и Снегуркой.

Фотографія Павла Постишева
Фотография Павла Постышева

Иронично, что судьба Постышева завершила, как и других поклонников Сталинского режима. В 1937 году его уволили с государственных должностей. 16 февраля в 1938 году исключен из Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКП(б)). 22 февраля 1938 года Постышева и его жену арестовали по делу Станислава Косиора, которого обвиняли в принадлежности к “Польской военной организации”. А также в работе на японские спецслужбы и пособника Льва Троцкого.

Постышева расстреляли в тот же день, что и Косиора и Власа Чубара 26 февраля 1939 года.

Главный бог в скандинавской митологии

Один-главный бог германо-скандинавской митологии. Его еще называют богом Мудрости, Войны и победы. Для скандинавов имя Одина связывалось с войной и битвой.

Одін — головний бог германо-скандинавської мітології
Один-главный бог германо-скандинавской митологии

Ранее Информатор сообщал, что в Днепре прошел новогодний автопробег 2023. Также мы писали, как сохранить продукты, если выключили электроэнергию. Кроме того, читайте, отменят ли в Днепре комендантский час на Новый год.

Видео: Максим Якушев, Дмитро Плаксин

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.